Источник

Часть 9, Глава 13Часть 9, Глава 15

Третий член Символа веры

14. Догмат о почитании Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии.

I. Пресвятая Дева Мария есть Приснодева. «Господь наш Иисус Христос воплотился и вочеловечился «от Духа Свята и Марии Девы» образом сверхъестественным, так что Пресвятая Матерь Его и до рождества, и в рождестве, и даже по рождестве Его пребыла Девою, и есть Приснодева» (См. «Правосл. исп.» 71 отв. на вопр. 32).

Что Пресвятая Дева Мария, – Матерь Спасителя, – пребыла Девою до рождества и в рождестве Его, – эта истина непреложно утверждается на Св. Писании и Св. Предании.

В Св. Писании Ветхого Завета, пророк Исаия, возвещая о рождении Мессии, говорит: «се, Дева во чреве зачнет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил» (Ис. 7:14). В этом пророчестве, очевидно, предвозвещается, что и зачнет и родит Еммануила – с нами Бога – именно Дева – Дева чистая, непорочная.

В Новом Завете, когда Пресвятая Дева, при благовещении Ей о зачатии и рождении Сына Вышнего, выразила недоумение: «како будет сие, идеже мужа не знаю?», Ангел отвечал, что девство Ее сохранится, что Она зачнет и родить без мужа сверхестественным образом: «Дух Святой найдет на Тя, и сила Вышнего осенит Тя: темже и раждаемое свято наречется Сын Божий» (Лк. 1:30–36).

Св. Предание и верование в эту истину всей св. церкви торжественно засвидетельствовано на вселенских соборах: в Символе Никеоцареградском выражено верование в Сына Божия, воплотившегося от Духа Свята и Марии Девы.

На третьем вселенском собор в заключение произнесено было торжественное слово, где между прочими находится такое славословие Богородице: «Ты – венец девства, Ты – Матерь Дева! И кто из людей в состоянии достойно восхвалить всепетую Марию? О чудо! Она и Матерь и Дева!».

Четвертый вселенский собор научает исповедовать Сына Божия, рожденного от Отца по Божеству, родившегося ради нас, от Марии Девы Богородицы, по человечеству.

Пастыри и учители церкви единогласно учили о том же. Так, св. Игнатий Богоносец говорит: «От князя века сего сокровено было девство Марии, Ее рождение, также и смерть Господня, – три громкие таинства, которые в тишине Божией совершились» (Посл. к Еф. гл. 19; Хр. чт. 1821, 1, 40);

св. Иустин: «Сила Божие, нашедшая на Деву, осенила ее, и Деву сущую соделала плодоносящею» (Ап. 1, 33; Хр. чт. 1825 г. XVII, 50);

св. Ириней: «Он (Сын Божий) родился от Девы Давидовой» (Прот. ерес. III, 21);

св. Григорий Нисский: «Одна и та же и Матерь и Дева: ни девство не воспрепятствовало Ей родить, ни рождение не нарушило девства» (Слово в день Рождества Христова);

св. Амвросий: «Сказавшая слова: «се раба Господня, буди Мне по глаголу Твоему» (Лк. 1:38), и после того, как зачала во чреве, Дева, и после того как родила, Дева, ибо и пророк (Ис. 7:14), возвестил не только то, что зачнет Дева, но и то, что родит Дева» (Письм. к Сириц.).

Св. Предание действительно и подтверждает, что пренепорочная Богородительница сохранила обет своего девства до конца. На основании этого Предание св. церковь, со времени самих апостолов, постоянно исповедовала Ее Девою в своих символах, постоянно исповедовали Ее Девою и все частные пастыри церкви и все верующие, так что, по свидетельству св. Епифания, имя Девы соделалось как бы собственным именем Марии (Прот. ерес. 78). На основании этого предание, очень часто именовали ее Приснодевою, Присноотроковицею. Так, во 2 определении V вселенского собора читаем: «если кто не исповедует двух рождений Бога Слова, – первого предвечного, не во времени, бесплотного рождение от Отца, и второго рождение в последок дней Сего же Бога Слова, сошедшего с небес и воплотившегося от святой, преславной Богородицы и Приснодевы Марии: будет анафема». В I правиле VI вселенского собора также говорится следующее: «двумя стами богоносных отцов (на ефесском соборе) изложенное учение, яко несокрушимую благочестие державу, согласием запечатлеваем, единого Христа, Сына Божие и воплотившегося проповедуя, и бессеменно родившую Его, непорочную Приснодеву, исповедуя собственно и истинно Богородицею».

II. Приснодева Мария есть Богородица. Пресвятая Дева Мария родила Того, Который, будучи истинным Богом, в самое мгновение зачатие во утробе Ее, воспринял в единство Своей Ипостаси естество человеческое, так что и в воплощении от Нее был, и, по воплощении, неизменно остается единым Божеским Лицом, каким от века существовал до воплощение; иначе: Она родила Господа Иисуса Христа, не по Божеству Его, а по человечеству, которое, однако же, с самой минуты Его воплощение, стало нераздельно и ипостасно соединено в Нем с Божеством Его, с самой минуты Его воплощение были обожено Им, и соделалось собственным Божескому Лицу Его, так что и зачатие, и пребывание в утробе Девы в продолжение определенного времени чревоношение, и рождение от Нее – принадлежало собственно Божескому Лицу Его; еще иначе: Она родила не простого человека, но Бога истинного, и не просто Бога, но Бога во плоти, не с небеси принесшего тело и прошедшего чрез Нее, как чрез канал, но приявшего от Нее плоть, единосущную нам, которая в Нем Самом получила ипостась (См. Дамаск. «Точн. излож. веры» гл. XII, стр. 170). Поэтому и Св. Писание поучает нас исповедовать Ее Богородицею и св. церковь всегда именовала Ее Богородицею.

В Св. Писании, еще пророк Исаия предсказал, что Дева во чреве приимет и родит Бога с нами – Еммануила, т. е. Бога, воспринявшего в единство Своей ипостаси наше естество (Ис. 7:14; Мф. 1:23).

И Архангел благовестил Ей, что Она зачнет во чреве и родит Сына, Который «наречется Сын Божий» (Лк. 1:35).

Если же Пресвятая Дева, как говорили эти провозвестники, и зачнет, и родит Бога во плоти или Сына Божия, то Она справедливо будет именоваться Богородицею. – Действительно, едва только Она «обретеся имущи во чреве от Духа Свята» (Мф. 1:18), и когда еще носила во утробе Своей предвечного Младенца, благочестивая Елисавета, при свидании с Нею, торжественно исповедала Ее «Материю Господа», или, что то же, Богородицею (Лк. 1:41–43), И важно здесь особенно то, что праведная Елисавета нарекла преблагословенную Деву Материю Господа не сама от себя, а исполнившись Духа Свята и след. по Его внушению, – нарекла еще прежде рождения от Нея Богомладенца. (Прав. Испов. VII, 1, отв. на вопр. 41). А св. ап. Павел пишет: «Егда... прииде кончина лета, посла Бог Сына Своего... рождаемого от жены» (Гал. 4:4); и в другом месте: «И беcпрекословно – великая благочестия тайна: Бог явился во плоти» (1Тим. 3:16), и таким образом выражает мысль, что от Пресвятой Девы Марии родился именно Единородный Сын Божий, или Бог во плоти, и след. Она, поистине, есть Богородица.

Св. Предание говорит нам, что вслед за св. апостолами истину эту исповедовали мужи апостольские и последующие отцы и учители церкви второго, третьего и четвертого века, нередко называя Пресвятую Деву буквально Богородицею, таковы: св. Игнатий Богоносец: «Бог наш Иисус Христос был во чреве Марии» (Посл. к Еф. 28);. св. Ириней: «Для того, чтобы возглавить в Себе Адама, Бог Слово Сам родился от девственной Марии» (Прот. ерес. III); св. Афанасий Великий: «Цель и свойство Св. Писания состоит в том, чтобы научить нас двум истинам о Спасителе: что Он от века был и есть Бог Сын и что, в последок дней (Посл. к Еф. 1:1) ради нас восприняв плоть от Девы Богородицы Марии, Он соделался человеком (Прот. ариан слово III); св. Ефрем Сирин: «Кто отрицает, что Мария родила Бога, тот не увидит слава Божества Его» (Слово на преображение Господне); св. Кирилл Иерусалимский, в слове на Сретение Господне: «Ныне небесный Жених с Богоматерию, брачным своим чертогом, приходит в храм»; св. Григорий Богослов: «Если кто не признает Марии Богородицею, то он отлучен от Божества».

В пятом веке, на третьем вселенском соборе, по случаю ереси Несториевой, вся православная церкви торжественно исповедала Пресвятую Деву Марию Богородицею, когда приняла и утвердила, между прочим, следующие слова св. Кирилла Александрийского: «Кто не исповедует, что Еммануил есть истинный Бог, а потому и св. Дева Богородица, ибо Она плотски родила Слово Божие, соделавшееся плотию, тому да будет анафема» (1-я из 19-ти анафемст.).

Лучших свидетелей истины, более беспристрастных в настоящем случае и желать нельзя, а показывать, что и после Ефесского собора прав. церковь исповедовала и исповедует Пресвятую Деву Марию Богородицею, было бы излишне115. – (Сост. по соч. «Догм. о почит. Пресв. Богородицы и Приснодевы Марии», стр. 4–12).

 

* * *

115

Примеч. Опровержение ереси Нестория. Лжеучение Нестория ( Несторий учил, что Пресвятая Мария родила человека Христа, с которым Бог был соединен только нравственно, – обитал в нем, как во храме, подобно тому как прежде обитал в Моисее и других пророках. Поэтому и Самого Господа нашего И. Христа. Несторий называл только богоносцем, а не Богочеловеком, Пресвятую Деву христородецею, не Богородицею. ) победоносно было опровергнуто св. Кириллом Александрийским. „Удивляюсь, так начинает святой Кирилл свою речь, удивляюсь, как могли найтись люди, кои сомневаются в том, что святая Дева должна быть именуема Богородицею! Если Господь наш И. Христос есть Бог, то почему не называть Святую Деву, родившую Его Богородицею? Эту веру предали нам Божественные ученики (разумеются святые апостолы), хотя наименование оного (т. е. наименование Богородицы) и не употребляли». За сим св. Кирилл приводит доказательства в подтверждение своего учение из Предание, именно из учения св. Афанасия Великого, который прямо называет Пресвятую Деву Богородицею; выводит то же учение из определений Никейского собора, который тем самым, что исповедал Господа И. Христа Сын Божиим, уже исповедал и Матерь Его Богородицею. Но, оставляя здесь почву Предание, св. Кирилл обращается к незыблемому основанию для защиты своего учение – к Священному Писанию: „Св. Писание несомненно учит, что И. Христос Сын Божий есть Бог, единого существа с Богом Отцом, что Он во Отце и Отец в Нем; Он есть Свет от Света, Бог от Бога, Он одинакового со Отцом могущества и славы, Он есть образ Ипостаси Отчей». Все эти наименование Сына Божия в Писании составляют как бы первую посылку в ходе доказательств, приводимых святым Кириллом в пользу его учение. Вторая посылка: «но тоже богодухновенное Писание учит, что Слово Божие воплотилось, т. е. соединилось с плотию, причастною разумной души“. «Ты не станешь, конечно, спорить, спрашивает как бы мимоходом св. Кирилл, что Св. Писание называет Господом нашим Иисусом Христом то же самое Слово, Которое родилось от Бога Отца?“ Какое из этих двух посылок выходить следствие, св. Кирилл не считает нужным даже и объяснять; если родившийся есть Бог, то и родившая есть Богородица. Затем св. Кирилл становится как бы лицом к лицу к принятым как у первых предводителей несторианства, так и у самого Нестория, выражениям, именно тем, не достаточно ли будет признать, что уничижение Сына Божие состояло только в том, что Он обитал в человеке, которого родила жена. Но чем в таком случае отличалось бы, спрашивает св. Кирилл, исповедуемое нами воплощение Слова Божие от обитание Христа в апостолах и всех верующих, – обитание, о котором говорит Христос: кто любит Меня, слово Мое соблюдает, и Отец Мой возлюбит его и к Нему придем и обитель у Него сотворим? О Святом Духе в слове Божием также говорится, что Он в нас обитает: ужели и о Нем скажешь, что и Он выполняет экономию воплощение? Разъяснив за сим различие между обитанием Божественных лиц в освященном человечестве и между воплощением Бога Слова, св. Кирилл как бы совмещает сущность своего учение в следующих выражениях: ,мы не говорим, что Божественное естество, Сам Бог рожден был от Девы, прежде чем облек Себя человеческим естеством; но не отделяя взаимно Слово, Которое по естеству от Бога, и человеческое естество, которое воспринято от Святой Девы, исповедуем единого Господа и Христа Иисуса; Слово Божие соделывается семенем Авраама, созидая Себе тело от жены, соделывается причастным плоти и крови, так что Он есть не Бог только, но, по причине соединение естеств – исповедуется и как человек, нам подобный, Из двух естеств, Божества и человечества, един Еммануил, един Господь И. Христос, един истинный Сын Бог и вместе человек, не человек обоготворенный, подобный тем, кои благодатию соделываются причастниками Божественного естества, но истинный Бог, Который ради нашего спасение явился в человеческом образе, как и Павел свидетельствует сими словами: егда, говорит, прииде кончина лета, посла Бог Сына Своего рождаемого от жены, бываемого под законом, да подзаконные искупит, да всыновление восприимем!» (Сост. по «Истор. вселенских соборов», еп. Иоанна. Москва, 1871 г., стр. 159 – 164).


Источник: Уроки и примеры христианской веры : опыт катехизической хрестоматии / Сост. прот. Г. Дьяченко. - Репр. изд. - Москва : Паломник, 1998. - XII, 725, XXXVI с.

Комментарии для сайта Cackle