Первый член Символа веры
85. Примеры промыслительной попечительности Бога о людях
I. Господь часто подает чудесную помощь Своим истинным рабам. Пророк Илия не имел для себя пищи в пустыне и нигде не нашел бы ее, потому что был голод. И – вот вороны приносят к нему каждый день хлеб и мясо, притом – в известные часы, утром и вечером! Как же птицы могли знать о голоде пророка и как понимали человеческие часы для приема пищи, которых сами не соблюдают? Одно объяснение вопроса: Бог повелел им кормить праведника (3Цар. 17:4, 6). А сколько таких же чудесных примеров в житиях святых!
Св. Александр Невский перед каждою войною просил Бога о помощи, призывая на помощь Божию Матерь и св. мучеников Бориса и Глеба. И – что же? Борис и Глеб видимо явились его воинам, обнадеживая победою. После этого он брал победу за победою. Но Господь помогает на войне только правой стороне, как и говорит тот же Александр Невский: «Враг силен; но не в силе Бог, а в правде» («Чет.-Мин.», 30 августа).
II. Промысл Божий наказывает часто грешников. Когда дерзкие дети наругались над прор. Елисеем, в ту же минуту выбежали из пустыни две медведицы и растерзали дерзких (4Цар. 2:23, 24).
В истории страданий великомученицы Варвары читаем: когда все уже разошлись по домам после казни ее, произнося ропот на бесчеловечие отца ее, Диоскора, и мучителя Мартиана, вдруг сделалась гроза и убило молнией этих двух злодеев. Молния и сожгла их, так что даже костей их не отыскали («Чет.-Мин.», 4 дек.).
Подобным образом, после того как великомученица Евфимие была отдана на съедение зверям на зрелище, сделалась ужасная буря с землетрясением, и все разбежались («Чет.-Мин.», 16 сент.). Не напрасно же пророки Божии призывали небо и землю быть свидетелями злодеяний людей. Они говорили: «Ужасеся небо о сем» (Иер. 2:12). Так слышим и в песни церковной: «Ужаснися, бояся небо! вся тварь содрагашеся страхом, зря Тя распинаема на Кресте!»
III. Когда Бог готовит кого-либо из благочестивых людей, обладающих в то же время природным умом, особенными знаниями и опытностью в жизни, – готовит поставить на высоком месте службы, церковной или гражданской: тогда ведет этого человека путем испытаний; например попускает ему терпеть от завистников и клеветников стеснение по службе. Такой путь жизни прошел Иосиф пред временем своего возвышение в Египте; тем же путем по воле Божией был веден Давид до своего воцарение (Пс. 17:22, 26, 33 и др.); не иначе достиг возвышение Мардохей.
Для чего же благочестивым предварительно нужен этот путь? Чтоб тем более они удерживались от самоуверенности и научились предавать себя воле Божией; чтоб тем больше развили в себе чувства справедливости и милосердие к другим; чтоб запаслись большею опытностью в жизни и т. д. Зато, чем дольше продолжается для кого из них это испытательное состояние, тем менее тот погрешает и тем успешнее действует на высоком месте, которое будет доверено ему.
IV. Благочестивых людей Бог выводит безопасными из самых крайних обстоятельств в их жизни, подает им неожиданную помощь, когда они совсем изнемогут в своих страданиях: «Многи скорби праведным (cказано), и от всех их избавит я Господь» (Пс. 33:20).
Так прор. Даниил был брошен в ров на съедение седьми голодным львам: но там приносит ему пищу другой прор. Аввакум, которого переносит к нему Ангел из дальнего места (Дан. 14:31–39).
Священно-мученник Поликарп имел ночлег в гостинице. Вдруг пробуждает его Ангел и велит ему выйти из гостиницы. Но лишь только он вышел, – гостиница обрушилась и задавила всех, кто в ней находился (Чет.-Мин. 23 февр.).
Великомученик Феодор Стратилат, распятый на кресте, лишенный мучителями глаз, пораженный стрелами из лука в лицо и весь покрытый ранами, изнемог духом и уже произнес жалобу на Промысел. Но ночью после этого Ангел Божий снял его со креста, исцелил от всех ран и заметил ему: «Зачем же ты сказал, что Бог оставил тебя!» (Чет.-Мин. 8 февр.).
V. Благочестивых людей Промысл Божий не оставляет без взыскание за их прегрешение. Так Давид за каждый свой тяжкий грех терпел от Бог посещение (2Цар. 12:14, 24:13), между тем как многие из его современников и за многие свои грехи оставались не наказанными; богобоязненный царь Иоасаф за одно неуместное дружество с порочным Ахаавом подпал гневу Божию (2Пар. 19:2, 3).
Что же, ужели Бог менее милостив к праведникам, чем к грешникам? Нет! Но те, которые глубоко веруют в Промысл Божий и, как строгие христиане, привыкли к лишениям в жизни, – те более способны вынести наказание, чем маловерующие и изнеженные: последние скорее, чем они, пришли бы от наказание к малодушию. Наказаниями того или другого рода благочестивые люди, как золото в огне, очищаются для Царства Небесного.
VI. Как отечески промышляет Господь о сиротах и как нередко из среды их воздвигает полезных деятелей церкви и общества, это видно из многих исторических примеров.
Кому не известны вселенский святитель Иоанн Златоуст и новопрославленный святитель русской церкви Тихон Задонский? – Оба они в младенчестве лишились своих отцов и остались на руках матерей. Господь сохранил юного Иоанна от соблазнов светской жизни, которыми он был окружен, как сын и наследник богатого и занимавшего видное общественное положение отца. С ранней молодости пробудилась в нем склонность к подвижнической и пустынной жизни. Одни слезные просьбы матери убедили его остаться при ней до ее смерти, и как только она померла, он поспешил продать имение свое, роздал деньги бедным, освободил рабов своих и сделался иноком. Иноческою жизнию он приготовлен был к служению церкви в сане пресвитера и потом епископа, – служению, на поприще которого он явился светильником церкви не только для современного поколение, но и для всех грядущих родов.
Тяжела была участь сироты Тимофея, впоследствии святителя Тихона. Оставшаяся по смерти отца его, сельского причетника, семья терпела крайнюю бедность, так что с трудом доставала дневную пищу. Не имея средств дать воспитание сироте, мать повела было его к богатому ямщику, который обещался иметь его вместо сына. За бедного сироту вступился старший брат его, служивший причетником на месте отца. Он догнал мать и, став перед ней на колена, сказал ей: «Куда вы, матушка, ведете брата? ведь ямщику отдадите, ямщик он и будет; а я не хочу, чтоб брат был ямщиком; я лучше с сумою по миру пойду, а брата не отдам ямщику. Постараемся обучить его грамоте; тогда он может к какой церкви в дьячки, или пономари определиться». Мать послушалась умных речей и воротилась с Тимофеем домой. Но так как в доме есть было нечего, то Тимофей нанимался у богатого крестьянина, из-за куска хлеба, на полевые работы. Наконец он принят был во вновь открытую новгородскую семинарию, но и здесь, хотя пользовался казенным содержанием, терпел великую нужду. «Бывало, – говорит он о себе, – когда получу казенный хлеб, то из оного половину оставлю на продовольствие себе, а другую половину продам и куплю свечу, с нею сяду за печку и читаю книгу». Кто мог думать, что этот бедный, полунищий сирота будет образцовым святителем русской церкви, принесет ей великую пользу своими богомудрыми писаниями и прославится, как великий угодник Божий и чудотворец! Не самый ли это поразительный и трогательный пример попечение Божие о сиротах?
Передадим еще трогательный пример, из которого читатель увидит, что Господь иногда чудесным образом хранит сирот. Вот обстоятельства рождение и воспитание св. мученика Кодрата († 249). Во время бывших во 2 веке гонений на христиан одна благочестивая женщина, именем Руфина, скрываясь от гонителей, ушла из Коринфа и скиталась по непроходимым местам. Не смерти боялась Руфина, нет, – она хотела спасти младенца, в утробе ее зачатого. Наконец приспело время разрешение, и она родила сына; но к несчастию через несколько дней скончалась. Всего естественнее подумать, что беспомощный сирота умрет от голода, или съеден будет зверями. Но Отверзаяй руку Свою и насыщаяй всякое животное благоволения (Пс. 144:16) не презрел пеленами повитого Кодрата и заступил ему отца и мать. Бог заповедал облакам, и они на вопль младенца, спускаясь с высоты и приклоняясь долу, источали на уста его сладкую росу и питали его млеком и медом, доколе он не подрос и сам мог собирать для себя пустынные плоды. Таким образом отрок жил вдали от людей, подобно Иоанну Крестителю, Богом хранимый, и уже в юношеском возрасте найден был христианами. Скоро святой Кодрат выучился грамоте, еще скорее врачебному искусству и с помощию трав, известных ему, как воспитаннику лесов и пустыни, по собственному опыту и употреблению, а более благодатию Божиею исцелял всякие недуги. Он дожил до глубокой старости, большую часть времени проводя в городах, и приял мученический венец в гонение Декия.
Итак, не горюйте, и не унывайте, сироты; ни на одну минуту не забывайте, что над вами бодрствует око Отца Небесного; в отношении к Нему не может быть сирот, кроме тех, которые нечестием и неверием сами отринули Его от себя. Не ослабевайте на молитве. Молитва сирот имеет особенную силу пред Богом. Ваше спасение есть преимущественно дело Его чести и славы, – ибо Ему оставлен есть нищий, Он один сироте помощник (Пс. 9:35). Как мать прилагает особенное попечение о дитяти слабом и больном, как ее сердце сильнее бьется сочувствием у его кроватки, так и сердце Божие особенною любовию исполнено к круглым сиротам, слабым и беспомощным созданиям (Из кн. «Очерки хр. жизни» прот. В. П. Нечаева, ныне еп. Костромского Виссариона).
VII. Промысл Божий явно отверзал Свою щедрую руку святым Своим во время их нужд и недостатков вещественных. К преподобному Феодосию Печерскому пришел однажды эконом его, по имени Анастасий, и сказал, что на следующий день не на что купить необходимое к братской трапезе Преподобный отвечал ему: «Теперь еще, как видишь, вечер и завтрашний день далеко, поэтому иди и немного потерпи, молясь Богу, Который позаботится о нас и помилует нас, как Сам хочет». Выслушав это, эконом ушел. А преподобный, вставши, тотчас пошел во внутреннюю келлию петь свое обычное правило; но вот эконом пришел во второй раз, говоря то же. Тогда преподобный сказал ему: «Не сказал ли я тебе: молись Богу, а завтра иди в город и возьми взаймы у продавцов то, что нужно для братии; после отдадим по милости Божией, ибо верен Он, говорящий: «Не пецытеся на утрей» (Мф. 6:34), не имать Бог нас оставити Своею благодатию».
Когда эконом вышел, вошел к преподобному в воинской одежде светлый отрок, положил на столь гривну золота и тотчас, ничего не сказавши, отошел. А преподобный, вставши и взявши золото, помолился со слезами, благодаря Бога. Затем утром, призвав к себе привратника, спрашивал его, не приходил ли кто в прошлую ночь к воротам. Привратник отвечал: «Нет, ибо, как только село солнце, тотчас ворота были затворены мною, и с того времени я не отворял их, и никто не приходил к ним». Тогда преподобный, призвав эконома, отдал ему гривну золота, говоря: «Что говоришь, брате Анастасий, что не имеем на что купить братии необходимое, но вот имеешь золото, иди же и купи, что нужно». Эконом, уразумев благодать Божию, падши, поклонился преподобному и просил у него прощения. А преподобный дал ему такое наставление: «Никогда не отчаивайся, брате, но утверждайся в вере и на Господа возложи всю печаль твою, ибо Он промышляет о нас, как Ему бывает угодно. Иди и сотвори сегодня угощение для братии, ибо сие есть посещение Божие, а когда оскудеем, тогда Бог опять попечется о нас».
В другой раз пришел к преподобному Феодосию старший над служителями пекарни и сказал ему, что у них нет муки на хлеб для братии. Преподобный отвечал: «Иди и посмотри в житнице, быть может найдешь там муки хотя немного, доколе Бог снова попечется о нас». А тот отвечал преподобному: «Правду говорю тебе, отче, я сам мел закрома, в них нет ничего, кроме того, что в одном углу немного отрубей, – так горсти три или четыре». Преподобный сказал ему: «Поверь мне, чадо, силен Бог наполнить нам закрома мукою из тех немногих отрубей, как при Илии сотворил той вдовице, которой из одной горсти соделал множество муки, так что она питалась с детьми своими во все то время, пока не окончился голод (3Цар. 17:12–15). И ныне тот же есть Бог и силен сотворить и нам также многое из немногого; иди же и смотри, когда будет на том месте благословение Божие». Выслушав это, брат ушел и, пришедши в житницу, увидел, что те закрома, которые прежде были пусты, теперь, ради молитв преподобного Феодосия, наполнены были мукою, так, что она сыпалась даже чрез верх на землю. Видя столь поразительное чудо, инок пришел в ужас, возвратился к преподобному и рассказал ему обо всем. А преподобный сказал: «Иди, брате, и не говори о сем никому, но твори хлебы по обычаю, ибо это Бог послал Свою милость к нам по молитвам преподобных братий наших» (Чет.-Мин.).
Преподобный Зосима поселился на необитаемом суровом острове Соловецком. Настала зима; в хлебе оказался большой недостаток. Диавол влагал ему в мысли смущение, а в будущем представлял ужасы голодной смерти. Преподобный, вспомнив обетование Господа: «Не пецытеся... на утрей, ищите... прежде царствие Божие и правды его, и сие вся приложатся вам» (Мф. 6:33, 34), утешал себя словом Божиим и отгонял смущение врага. Бог же, пекущийся о св. угоднике, уповающем на Него, послал к нему двух незнакомых мужей, которые принесли корзину, полную хлебов, муки и масла (Чет.-Мин., апр. 17 д.).
«Не скорбите, чада моя», увещевал св. Макарий Желтоводский бежавших с ним от гонение сарацин, когда они в пути томились голодом. «Господь, препитавший израильтян в пустыне сорок лет манною, силен и вас препитать в сии дни». И Божественный Промысл, по молитвам преподобного, подкреплял путников и сохранял так, что и из малых детей никто, не умер от голода (Чет.-Мин., июль 25 д.).
VIII. Промысл Божий благословляет успехи земледелие. Преподобному Варлааму Хутынскому случилось быть у архиепископа, и святитель (это был блаж. Григорий, брат великого Иоанна), отпуская его после беседы, сказал, чтобы побывал у него старец, спустя неделю. «Если Господу угодно, – отвечал преподобный, – в пятницу первой недели поста св. апостолов приеду к твоей святыне на санях. Архиепископ удивился, но не потребовал объяснение. – В ночь пред показанною пятницею выпал глубокий снег и был сильный мороз. – Преподобный прибыл к владыке на санях. – Архипастырь скорбел о том, что мороз может повредить хлеб. «Не скорби, святой владыка, – сказал преподобный, – надобно благодарить Господа за милость, – мороз истребил червей, которые погубили бы хлеб в корне, – а снег только напоит жаждущую землю». Действительно, на другом день жар дневной растопил снег, и вода напоила сухую землю, а при корнях ржи найдены погибшие от мороза черви; вследствие того и другого был такой урожай хлебов, какого давно не видали. – В благодарную память об этом событии в пятницу на первой неделе Петрова поста совершается крестный ход из Новгорода в Хутынь монастырь66. (Из кн. «Русские святые, чтимые всею церковию или местно» Филарета, архиеп. Черниговского Ч. III. Спб. 1882 г., стр. 327, 328).
IX. Господь избавляет верных Своих рабов от постигающих их искушений. Св. Антоний Великий после искушение бесовского сподобился увидеть Господа, пришедшего к нему для отгнания бесов. Увидев Его, св. подвижник вопиял: «Где был Ты, Иисусе благий, где Ты был? Почто в начале искушение не пришел исцелить мои раны? И был к нему глас: «Антоний! здесь Я был; но ждал видеть твое мужество. Отныне же, поскольку ты боролся мужественно, всегда буду с тобою и буду помогать тебе» (Чет.-Мин., янв. 17 д.).
Св. Иоанн Многострадальный рассказывал одному брату, как он много терпел искушений от диавола и каких утешений свыше сподоблялся. В ночь на светоносное воскресенье Христово страхование сатаны усилились, и я воззвал к Господу о помощи: Господи Иисусе, Спасе мой! Почто оставил меня? Спаси меня грешного от поглощение врага моего. После сего воссиял свет, сатана исчез и слышен был глас Господа: «Иоанн! Вот тебе помощь, но внимай себе, чтобы больше сего не пострадать в будущем веке». Я поклонился и сказал: «Господи! почто Ты оставил меня быть так жестоко мучимым?» – Господь отвечал: «По силе терпение было это допущено, да искусишься, как в огне, и явишься чист, как золото. Сверх силы Бог не попускает искушение человеку, чтобы он, ослабевши, не был поруган лукавым змием. Крепким и сильным рабам Господь дает великие и тяжкие дела, а немощным и слабым малые и легкие» («Чет.-Мин.», июля 18 д.).
X. Божественный Промысл сохранял св. мучеников в их страдальческих подвигах и избавлял их от мучений. «Если я, – спрашивал мучитель св. Патрикие, – брошу тебя в горячие воды, – сохранит ли тебя твой Христос невредимым?» – «Верую я в силу Христа моего и, если Ему будет угодно, то буду цел и невредим». Мучитель повелел бросить его. Святой с молитвою упал в воду – и, как в холодном месте, остался невредим и славил Христа Бога («Чет.-Мин.», май 19 д.). Разгневался отец-язычник на своего сына отрока (Потита), принявшего христианскую веру, и запер его в особой комнате и, желая голодом возвратить его опять к язычеству, запретил носить к нему пищу. Долгое время св. отрок пробыл в затворе без пищи, но остался жив: Господь укреплял его, и благодатию Святого Духа лице его сияло, как солнце («Чет.-Мин.», июля 1 д.).
* * *
Примеч. Промысл Божий благословляет успехи земледельцев. „Земледелие, говорит св. Димитрий Ростовский, есть самое необходимое искусство; сему научил человека Сам Бог, когда создал его». Итак, земледелие есть самое первое и самое нужнейшее из всех искусств. Оно есть самое первое, потому что изначала было заповедано Адаму: «в поте лица твоего, сказано ему, снеси хлеб твой“ (Быт. III, 19). Оно есть самое нужнейшее, ибо всякому человеку: и царю, и вельможе, хлеб для питания столь же необходим, как последнему бедняку. Есть много других искусств, но все они суть только вспомогательные в отношении к земледелию. Ибо кто из самых искусных художников не имеет нужды в хлебе? Похвально земледелие, и потому, что оно может быть занятием предохранительным от греха, тогда как другие искусства способны возбуждать в человеке чувства гордости или зависти: земледельцу легко избежать случая лгать, или красть, или обманывать. Да и можно ли пренебрегать таким искусством, которым занимались наши прародители, ваши первые праотцы, от которых все мы произошли – Адам и Ной, – первый до потопа, копая землю, второй после потопа, возделывая ее плугом? Можно ли стыдиться такого патриархального занятия? Читаем в древних сказаниях летописных, что от земледелия брали некоторых достойных мужей даже на царские престолы, и они благоуспешно и со славою проходили такое служение. Таков был Премысл, король чешский, и Пяст, король польский. Да и в Св. Писании Ветхого Завета мы видим, что от земледельческих занятий позвал Господь Гедеона к управлению народом израильским и явил в нем славного победителя над мадианитянами. И св. пророк Илия от плуга взял Елисея и помазал его в пророка Божия. Итак, да не стыдится земледелец простого звания своего, и никто да не упрекнет его незнатностью происхождения его: из земледельцев выходили и цари, и св. угодники Божии. Хорошо, сказал преподобный Симеон, Христа ради юродивый, пред кончиною своею, своему другу диакону Иоанну: между простыми людьми, живущими в деревнях и возделывающими землю, многие проводят жизнь свою в незлобии и простоте сердца, никого не хулят, никого не обижают, но питаются трудами рук своих, в поте лица своего; между такими людьми есть великие угодники Божии. Я видел их, когда они приходили в город для причащения св. таин тела и крови Христовой, – они яко злато чисты перед Богом». (Из Тв. св. Димитрия Ростовского.)