Источник

Часть 7, Глава 62Часть 7, Глава 64

Первый член Символа веры

63. Бог создал мир из ничего, а не из готовой материи, равно и не из собственного Своего существа

(Изречения св. отцов и учителей церкви)

I. Св. Ириней, направляя свою речь против тех, которые не веровали, что все сотворенное призвано Богом к бытию из небытия, учит, что «тогда, как люди могут делать что-либо не из ничего, а при посредстве материи, Бог собственно и превосходит людей тем, что Он Сам призвал к бытию материю Своего создания, которая прежде не существовала» (Сontr. hartes. lib. 11 с. 10 n. 2 еt 4).

II. «Если бы все, – рассуждает св. Афанасий, обличая нелепость эпикурейского мнения, что будто бы мир сам собою и случайно чрез сцепление атомов образовался, – если бы все произошло само собою без Промысла, как утверждают эпикурейцы, то надлежало бы всему произойти однообразно и быть одним и тем же, а не различным; во вселенной, как в едином теле, всему надлежало бы быть солнцем или луною, а у людей целому телу надлежало бы быть или рукою, или глазом, или ногою. Но ничего этого теперь нет; мы видим, что одно – солнце, другое – луна, а иное – земля, и в человеческих телах также одно – нога, другое – рука, иное (глаз) – голова. А таковой распорядок дает знать, что все это произошло не само собою, и даже показывает, что предшествовала ему причина, из которой можно уразумевать и приведшего в порядок и сотворившего вселенную Бога» (Orat. de inсаrnat. n. 2).

Он же учит: «Если Бог не Сам виновник вещества, а всякое существо творит из вещества готового, то явно, что Он бессилен, потому что ничего действительного не в состоянии произвести без существа, подобно тому, как и древоделатель, без сомнения, по бессилию, не имея у себя дерева, не может сделать никакой нужной вещи» (Orat. de incаrnat. Vеrb. n. 2).

III. Блаж. Феодорит пишет: «Представлять Бога одним образователем мира из готового вещества – это значило бы Его творчество приравнивать к человеческому искусству, которое всегда нуждается в каком-либо веществе (как напр. гончарное нуждается в глине, строительное – в кирпиче и камне, плотничное и корабельное – в дереве, ткацкое – в шерсти, кожевенное – в коже, живописное – в краске и т. п.), и не понимать того, какая разность между человеком и Богом, и что невозможно образу иметь все то, что имеет Первообраз» (Divin. dесret. ерitom. c. V).

IV. В деле творения, по Григорию Нисскому, «Нужно представлять себе в Боге все в совокупности: волю, премудрость, могущество и сущность вещей. Если же это действительно так, то пусть никто не затрудняет сам себя, доискиваясь и спрашивая о веществе, как и откуда оно, подобно тем, которые говорят: если Бог невеществен, то откуда вещество? Как произошло количественное от неколичественного, зримое от незримого?.. На все подобные вопросы о веществе ответ у нас один: не предполагать будто бы премудрость Божия не могущественна и могущество не премудро, а, напротив того, держаться той мысли, что одно с другим неразрывно, что то и другое оказывается одним и тем же, так что совокупно и вместе с одним усматривается и другое. Если же в одном и том же Бог есть (вместе) премудрость и могущество, то Он не мог не знать, как найти вещество к устроению существ и не мог не иметь нужного могущества, чтобы умопредставление привести в действительность» (In Нехаеmer. Patr. curs. compl. grаес. I. 44. col. 69).

V. Св. Василий Великий пишет: «Не из Себя творит Бог, производя создания, а Своею деятельностию приводит их в бытие, подобно тому, как человек, обделывающий что-нибудь руками, не из себя производит свое дело» (Advеrs. Еunom. lib. V).

VI. «Вселенная сотворена, – говорит бл. Августин, – а не родил ее Бог из Самого Себя, чтобы быть ей тем же, чем Сам Он есть. Напротив, Он создал ее из ничего, чтобы не было равного ни Тому, Кем создана, ни Сыну Его, чрез Которого создана (Dе gеnеs. соntr. mаniсh. lib. 1. с. 2. n. 4). Из ничего Бог сотворил все, а из Самого Себя Он не сотворил, но родил равного Себе, Которого мы именуем Сыном Божиим» (Dе libеr. аrbitr. lib. 1. с. 2. n. 5).

VII. «Не из сущности Божией тварь произошла, – учит св. Иоанн Дамаскин, – а волею и силою Божиею приведена из небытия в бытие... Рождение состоит в том, что из сущности рождающего производится рождаемое, равное ему по сущности; творение же и создание состоит в том, что творимое и созидаемое происходит вне, а не из сущности творящего и созидающего, и без всякого сомнения не есть подобно ему по сущности» (De fid. orthodох. lib. 1. с. 18).

 

Источник: Уроки и примеры христианской веры : опыт катехизической хрестоматии / Сост. прот. Г. Дьяченко. - Репр. изд. - Москва : Паломник, 1998. - XII, 725, XXXVI с.

Комментарии для сайта Cackle