Источник

Часть 7, Глава 44Часть 7, Глава 46

Первый член Символа веры

45. Где искать возможно совершенной аналогии (сходства) для уяснения таинства Св. Троицы?

В человеческом духе можно искать возможно совершенной аналогии для уяснения таинства Пресвятой Троицы. Ибо, если дух человеческий создан по образу своего Творца, Которым был триединый Бог (Быт. 1:26), то нельзя думать, чтобы в нем (т. е. в духе челов.) не было отпечатлено совершенно никаких, даже и самых слабых и темных оттенков Божественной Троицы. Обращаясь к человеку, мы, при свете позднейшей психологии, замечаем в личном духе человеческом три, так сказать, центральные сосредоточения личного бытия – это разум, воля и чувство, из каковых сил каждая представляет собою нечто особое и отдельное, но в то же самое время, владеет одною общею духовною сущностию, так что хотя разум и есть по преимуществу разум или сознание, но он всегда проникается и волею и чувством, и воля, хотя по преимуществу есть хотение, но она всегда проникается сознанием и чувством, равно как и самое чувство, хотя есть по преимуществу чувство, но никогда не бывает чуждо в своей природе ни сознания, ни хотения. В деле богопознания вообще доступен для нас и возможен один только положительный способ, – это способ познания чрез аналогию нашего духа, или способ аналогический. Мы потому только и можем знать нечто положительное о Боге, что, руководствуясь присущею нам идеею Божества, можем ее отобраз рассматривать и распознавать в нашем собственном духе. Не будь этого, мы, не смотря на то, что многое нам о Боге сообщено самим откровением, ничего определенного о Нем не могли бы знать, потому что не в состоянии были бы ничего понять и осмыслить из того, что нам открыто. Не будь, напр., у нас или разума, или воли, или сердца, мы ничего не могли бы понять из того, что нам сообщено или о разуме Высочайшего Существа, или о Его воле, или чувствовании. Но если мы по аналогии нашего духа, запечатленного образом Божиим, можем судить и умозаключать о Высочайшем Духе Божием, то это вовсе не значит еще, чтобы наше познание в сем случае вполне равнялось своему высочайшему предмету познавания.

Мы не должны забывать того, что, созерцая Бога в нашем духе, созерцаем не самое Его существо, а только Его отобраз, хотя действительный и существенный отобраз, а потому мы необходимо всегда должны оставаться при том убеждении, что сам в себе личный Дух Божественный несравненно и даже беcконечно выше и совершеннее, чем как Он отображается в нашем личном духе, и чем как мы Его здесь видим и наблюдаем (Сост. по «Опыт. прав. догм. богосл.», еп. Сильв. Киев. 1884 г. Т. II, стр. 614 – 617).

 

Источник: Уроки и примеры христианской веры : опыт катехизической хрестоматии / Сост. прот. Г. Дьяченко. - Репр. изд. - Москва : Паломник, 1998. - XII, 725, XXXVI с.

Комментарии для сайта Cackle