Первый член Символа веры
37. Бог Правосуден
«Праведен Господь и правды возлюби: правоты виде лице Его» (Пс. 10:7). От Бога исходит всякая правда: «Мною... сильнии пишут правду» (Притч. 8:15). Правосудие Божие обнаруживается чрез совесть – этот голос Божий, этот свет Божественный. Являясь на свет, человек приносить уже с собой этот свет Божественный. Это совесть наша: «повиноваться... за совесть» (Рим. 13:5), может быть сказано о каждом виде нашего повиновения существующим законам. Совесть свою и можем мы признать волею Божиею в нас. Совесть – такая законодательная книга, которую нет нужды покупать, как покупают свод законов или же устав по обязанностям одного какого-либо рода, нет! каждый имеет эту книгу у себя даровою. Доступна для каждого эта книга законов и в том отношении, что нет нужды долго отыскивать в ней закон на тот или другой случай: она (берем совесть добрую, а не сожженную) скоро решает, – что хорошо и что худо, что законно и что преступно. Бог, как правосудный, награждает праведных и наказывает грешных. О наказаниях грешникам читаем напр. у псалмопевца: «Бог отмщения Господ, Бог отмщений не обинулся есть» (явися) (Пс. 93:1). В смысле карателя грешников писатели откровения еще уподобляют Господа-Бога всеистребляющему огню (Евр. 12:29) или гнев Его сильному пламени42 (Пс. 2:12; Чис. 11:10). Конечно, эти устрашающие картины взяты с современной человеческой жизни: но мысль, которую они выражают, вечна43. Все святые награждаются правосудным Богом или в этой жизни44 как, например, Авраам, Иов и др. или в будущей жизни, где праведницы воссияют, как солнце в Царствии Отца Небесного45.
* * *
Примеч. Как должно пользоваться представлением о правосудии Божием? Яко Ты воздаси комуждо по делом ею. – «Ибо еюже мерою мерите, возмерится вам» (Лук. VI, 38). „Оскорбил ты брата? – вопрошает св. Василий В., – и отвечает: в себе ожидай равного. Грабил ты низших, бил бедных, срамил укоризнами, клеветал, лгал, посягал на чужое брачное ложе, нарушал клятву, перелагал пределы отцев (Прит. XXII, 28), налагал руки на имущество сирот, оскорблял вдовиц, настоящее удовольствие предпочитал обетованным благам? Ожидай воздаяния за это. Ибо еже сеет каждый, тожде и пожнет (Гал. VI 7). Впрочем; если я доброе что сделано тобою, то и за это ожидай многократно большего воздаяния. Яхо ты воздаси комуждо по делом его. Всю жизнь памятуй сие изречение, возможешь избежать многих грехов» (Из Твор. Василия В., т. I. стр. 396).
Примеч. Злые зле и погибают по суду правды Божией. Хотим ли видеть из истории подтверждение сказанного. Арий, отвергавший Божество Иисуса Христа, распространитель этого пагубного учения, погиб ужасною смертию: утроба его расселись и внутренности вышли вон. Юлиан – император греческий – богоотступник и насмешник над Христовою верою – погиб на войне, пронзенный стрелою, – в отчаянии он говорил: „победил Ты меня, Галилеянин!” (т. е. И. Христос). Ахаав, царь израильский, погубивший Навуфея и неправильно воспользовавшийся его виноградником, погиб тою же злою смертию, какою погубил он Навуфея. Он был ранен на войне, его везли в колеснице, и капавшую по дороге кровь лизали псы, – точь в точь испытал то, что испытал от его руки убитый Навуфей. Завистники пророка Даниила, замыслившие приготовить ему смерть во рве от уст львиных, сами должны были подвергнуться этой участи, которую изготовили праведному человеку, и, брошенные в ров, сами были съедены вместо Даниила голодными львами, которые растерзали их еще на лету. И сколько и в истории, и в жизни можно указать подобных примеров!
Примеч. Величие правосудия Божия. „Как нет праведника, говорит св. Иоанн Златоуст, который бы не имел греха, так нет и грешника, который бы не имел хоть какого-нибудь добра. А как есть воздаяние за все, то бывает, что грешник получает за добрые свои дела соответствующее воздаяние, как бы ни было маловажно его добро (т. е, наслаждение временным счастьем в земле), и праведник восприемлет за грех свой соразмерное осуждение (т. е. перенесение временных скорбей и напастей), хотя бы он сделал и не важное зло». (Бес. 6 о Лаз. „Хр. Чт.“ 1818 г., ч. 2, Стр. 189).
Примеч. Несколько библейских и церковно-исторических примеров правосудия Божия. Святитель Тихон Задонский говорит: „бывает, что человек ископает яму ради некоей своей потребы, но сам, по случаю, в ту яму впадает. Тако наветников и злодеев зло, ближним своим от них уготованное, часто постигает. Часто яд, который ближним своим изготовляють, сами испивают и умерщвляются; часто мечем, который на ближнего своего подымают, себя самих ударяют и убивают; часто в большое поношение впадают, когда замышляют ближних своих оклеветать и опорочить; часто своей земли и прочего имения лишаются, когда чужим хотят и стараются завладеть, и тако впадают в яму, которую ради других искапывают. Видим сего довольно в мире. Вот, царь египетский, погнался было за израильтянами, которые освободились от работы его, хотел их нагнать и снова взять в плен; но вместо сего погибель себе сыскал, со всем войском своим, утонув в Чермном море. Вот Авессалом, сын царя Давила, задумал овладеть царством израильским и искал случая убить неповинного и святого отца своего: но вместо того зацепился длинными волосами своими за дерево и повис, как Иуда, между небом и землею, и так попал в ров, который копал для праведного своего отца. Вот и еще подобные тому истории. При персидском царе Артаксерксе был царедворец, по имени Аман, настолько гордый, что приказывал воздавать себе Божеские почести. Некто еврей, Мардохей по имени, не захотел до того унизиться, чтоб Амана почитать, как Бога, и поклоняться ему до земли. Рассерженный этим, царедворец приказывает устроить против своего дома виселицу, на которой хотел повесить Мардохея. Аиан был самым приближенным человеком к царю; но обстоятельства переменились, и царь приказал повесить на той самой виселице Амана (Эсф. VII). Итак, кто другому выкопал яму, тот сам в нее попал. Св. апостол Фома проповедовал евангелие в Индии. Там один идольский жрец собственною рукою убил своего сына и свалил вину свою на св. апостола Фому. По городу скоро разнеслась весть, что Фома совершил убийство. Собралось множество народа. Апостола Фому схватили и, как убийцу, предали суду. Никто не мог его оправдать. Тогда апостол начал просить у судей и народа позволения спросить убитого: кто его убил? На этот вопрос апостола мертвец отвечал: «отец убил меня». Немедленно жреца предали суду, а потом казнили. – «Не рой ямы другому: сам попадешь в нее». Жрец попал в ту яму, которую приготовил для апостола. (Чет.-Мин. 6 окт.). В житии св. Амвросия, еписк. медиоланского, повествуется: „царица Иустина, приказала некоему Евфимию схватить тайно св. Амвросия и отвести в заточение... Евфимий приготовил телегу, чтобы в ней увезти святого; вдруг неожиданно, по царскому повелению, сам Евфиний был схвачен и на той же телеге отвезен в изгнание» (Чет.-Мин. дек. 8 дня, Твор. св. Тихона Зад. т. IV). Но еще более разительный пример наказания, сообразного качеству содеянного преступления, представляет нам жизнь св. Иоанна Предтечи, который был усечен по требованию дочери Иродиады. За беззаконное убийство, к которому после приложил Ирод и поругание Самому Господу, во время страданий Его, мщение Божие не умедлило наказать беззаконников. Вскоре, по убиении св. Предтечи, римский император лишил Ирода всей власти, всех богатств и, вместе с прелюбодейною женою и дочерью послал в заточение, где они бедственно окончили и жизнь свою. Прежде всего погибла плясавица. Она в зимнее время, проходя по льду чрез одну реку, провалилась и погрузилась в воду по шею, так что лед стиснул ее, и она повисла в воде, держась головою на льду. Тогда та, которая плясала некогда на земле, должна была плясать в воде, не доставая дна реки. Наконец острым льдом совсем перерезало ей шею. Обезглавленный труп унесен был водою, а к Ироду и Иродиаде принесена была одна голова погибшей! Так правосудие Божие покарало плясавицу, для которой отсечена глава св. Иоанна. Об Ироде и Иродиаде рассказывают, что оба они были поглощены землею живые („Воскр. чт.“ 1878 г., стр. 164 – 165). Не излишне также упомянуть здесь и о несчастной судьбе греческого царя Маврикия. Он прежде проводил жизнь в забвении о Боге, и допустил, что множество невинных христиан было без милости побито варварами, тогда как незначительною ценою он мог бы искупить их от смерти. Когда же, из многих предсказаний и видений, он познал над собою наказующую руку Божию, то сделался истинным христианином, и чашу гнева Божия претворил для себя в чашу врачевания, получив чрез нее очищение грехов и совершенное спасение. Ибо, когда пред очами его, по повелению императора Фоки, захватившего власть, были убиты пять его сыновей, тогда он умилился сердцем, и, исполненный истинной мудрости, сказал: «праведен Ты Господи, и справедливы суды Твои» (Псал. СХVIII, 137). А после и сам Маврикий был убит. Так в несчастии он явился великим (Извлеч. из кн. «Царский пут креста Господня», 2 изд. Москва. 80 г., стр. 228).