О Символе веры
6. О важности св. вселенских соборов
Соборы вселенские, собранные во имя Господа, не подлежать заблуждению в членах веры. Эта истина утверждается следующими местами Св. Писания:
1. Господь говорит: «идеже... два или трие собрани во имя Мое, ту есмь посреде их» (Мф. 18:20). Если же Господь присутствует среди двух или трех собранных во имя Его, то тем более присутствует Он среди пастырей стада Христова, собравшихся со всей вселенной для умножения славы Божией, для защищения Христовой церкви, для охранения благочестия и для пользы душ, искупленных кровию Господа, – Христос присутствует между ними, как Божия мудрость, вразумляющая и наставляющая их в определении правой веры.
2. «Дух истины, наставит вы на всяку истину» (Ин. 16:13). Эти слова Господь сказал не только апостолам, но и преемникам их. В другом месте Он говорит: «Дух истины... да будет с вами в век» (Ин. 14:16, 17), т. е. с апостолами и наследниками их служения.
3. Первый собор апостольский, бывший в Иерусалиме, утверждает свои решения на том основании, что «так изволися Духу Святому и нам" (Деян. 15:28). Если же этот апостольский собор, послуживший образцом для всех последующих соборов, свои установления называет установлениями Св. Духа, то и другие правильные соборы, собранные во имя Христово, могут тоже сказать о своих постановлениях. Как на апостольском соборе присутствовал Дух Св. для наставления апостолов относительно устроения, управления и охранения церкви апостольскими уставами, так и другие соборы происходили по тому же побуждению, имели ту же цель, вследствие возникновения в это время различных ересей.
4. Святая соборная и апостольская церковь не может заблуждаться. Господь говорит об этом: «на сем камени созижду церковь Мою, и врата адова не одолеют ей» (Мф. 16:18). И в другом месте: «се, Аз с вами есмь во вся дни до скончания века» (Мф. 28:20); и еще: «церковь Бога жива есть, столп и утверждение истины» (1Тим. 3:15). Но что такое соборы, если не церкви? На вселенских соборах бывают пастыри со всей вселенной, а всякий пастырь есть представитель от своего словесного стада, как посланник есть представитель целого государства. Если же церковь не может заблуждаться, как показано выше, а соборы имеют представителей от всей церкви, или лучше сказать суть самая истинная церковь, то очевидно, что соборы не подлежат заблуждению.
5. Св. Писание заповедует нам слушать пастырей. «Слушаяй вас, Мене слушает» (Лк. 10:16), говорит Господь апостолам, и еще: «Повинуйтеся наставникам вашим и покоряйтеся» (Евр. 13:16). Кроме этого Св. Писание называет епископов пастырями, чтобы мы, подобно овцам, повиновались им, как пастырям, выводящим нас на пажить благую, – называет учителями, чтобы мы слушали их, как ученики (Деян. 20:28; Еф. 4:11; 1Тим. 3:1; Тит. 1).
Если же Бог повелевает слушать наставников, пастырей и учителей, то могут ли они своим учением ввести нас в заблуждение, или не могут? Если могут, то зачем же повелевает Бог слушать их? Кто из уклонившихся от истины может быть осужден, если он, повинуясь повелению Божию, слушает пастыря и учителя, заблуждающегося в учении? Если же пастыри не могут ввести нас в заблуждение, то учение их истинно и полезно, особенно когда они собираются во имя Господне. Хотя каждый из них в отдельности наедине и может заблуждаться (как то часто бывает между пастырями и учителями, которые каждый в отдельности пишут различно и в ином между собою не согласны); но на вселенских соборах, куда они собираются во имя Господне, и устанавливают догматы веры «едиными усты и единым сердцем» им погрешить относительно членов веры совершенно невозможно, потому что в таком случае вся церковь подлежала бы заблуждению. На этом основании Афанасий Великий в послании к африканским епископам говорит: «Слово Господне вселенским, иже в Никее, собором пребывает во веки». Кирилл в 1-й книге о Пресвятой Троице установления Никейского вселенского собора называет уставом божественным и словом не переменяемым. Амвросий в 31 послании говорит: «Буду следовать определениям Никейского собора; ни смерть, ни меч не могут побудить меня отступить от него». И от этого великое благо для церкви, потому что если бы вселенские соборы подлежали заблуждению, то церковь не имела бы твердого и неизменного суда для уничтожения всяких споров, для охранения благочестия и единомыслия, свойственного ей, как церкви святой. Если бы суд собора мог быть ложен, то можно бы было возобновлять всякие ереси, проклятые на соборах; книги Св. Писания не могли бы с уверенностию признать словом Божиим, если бы сомнение относительно этого не было решено вселенскими соборами; не было бы и Символа веры (Верую во Единого Бога...), несомненного основания нашего спасения, потому что он составлен и определен вселенскими соборами на основании апостольских преданий (Сост. по кн. «Камень веры», митр. Стефана Яворского).