Источник

7. Изречения св. отцов о непогрешимости вселенских соборов

Живую веру в непогрешимость вселенских соборов, веру в невидимое присутствие на них Самого Господа со Св. Духом всегда содержала и исповедовала православная церковь, как можно видеть:

1) Из свидетельств частных ее учителей разных мест и времен, например: а) св. Афанасия: «Слово Божие чрез вселенский Никейский собор пребывает во веки... и можно ли не считать нечестивыми тех, кои хотя бы только помыслили противоречить столь великому и вселенскому собору» (Epist.. аd ерisсор. Аfriс. еt dе sесrеt. sуnоd. Niсеn);

б) Св. Василия Великого: «Мы должны исповедовать веру, преданную нам отцами, собранными некогда в Никее, и не отлагать в ней ни одного слова, зная, что триста и осьмнадцать отцов изрекали не без внушения Св. Духа» (Epist. 114 tom. 111, Paris. 1839, pag. 297);

в) Св.Амвросия: «Я следую определению Никейского собора, от которого меня не может отлучить ни меч, ни смерть» (Epist. 31);

г) Св. Кирилла Александрийского: «С ними (отцами 1-го Никейского собора), поистине, восседал и Сам Иисус Христос, Который сказал некогда: «идеже... еста два или трие собрани во имя Мое, ту есмь посреде их...» (Мф. 18:20); как же можно сомневаться в том, что Он невидимо председательствовал на сем святом и великом соборе, когда здесь для всего мира положено неподвижное и непоколебимое основание, исповедание чистой и неукоризненной веры?» – и в другом месте: «Сам Дух Святой внушил им (т. е. отцам собора) истину (Мф. 10:20); ибо не сами они говорили, но Дух Бога и Отца говорил в них» (Epist.. аd Аnаst. Мех. еt Epist. аd monach. Epist. соntr. Nесtоrium);

д) Св. Григория Великого: «Сознаюсь, что я точно так же приемлю и уважаю четыре собора (вселенские, бывшие дотоле), как четыре книги Святого Евангелия» (Lib. 1, Epist. 24).

II. Из свидетельств самих вселенских соборов, которые утверждали, что они собираются с Духом Святым (Ефес. соб. прав. 7); что посреди их невидимо присутствует, как глава собора, Сам Господь Иисус, в знамение чего посреди собора на особом возвышении обыкновенно полагаемо было Евангелие (Треоdоret. Histor. Eccles., lib. V, сар. 3); что благочестивые глаголы их суть от Духа произнесенные (6-го всел. собор. прав. 1) ; что соборы все узаконили по внушению Духа Святого (7-го всел. соб. прав. 1), – и постановления свои, начиная их, по примеру собора апостольского, словами: «Изволися Духу Святому и нам», называли то священными и божественными правилами (6-го вселен. соб. пр. 2 и 7-го всел. собор. прав. 1), то узаконениями непреложными. Наконец 7-й вселенский собор говорит: «Начертанные (прежними вселенскими соборами) правила и постановления пребывают несокрушимы и непоколебимы... божественные правила со услаждением приемлем, и всецелое и непоколебимое содержим постановление сих правил, изложенных от всехвальных апостолов, святых труб Духа, и от шести святых вселенских соборов, и поместно собравшихся для издания таковых заповедей, и от святых отец наших. Ибо все они, от единого и того же Духа быв просвещены, полезное узаконили» (пр. 1, сн. «Введ. в прав. богословие». – Макария, 1847 г., стр. 359).

 

Источник: Уроки и примеры христианской веры : опыт катехизической хрестоматии / Сост. прот. Г. Дьяченко. - Репр. изд. - Москва : Паломник, 1998. - XII, 725, XXXVI с.

Комментарии для сайта Cackle