О Символе веры
5. Краткое содержание 12-ти членов Символа веры по изложению св. Димитрия Ростовского
«В первом (члене) верую, что един Бог Вседержитель есть Творец всей видимой и невидимой твари, Отец и соблюдатель, и что Он небо со всею лепотою и ангелами, землю с человеки и скоты, и вся прочая во время свое из ничего сотворил всесильным повелением и хотением, и содержит оные.
Во втором – верую, что Спаситель наш Иисус Христос, Сын Божий, единородный, от Отца прежде всех век образом неизглаголанным рожденный, яко же свет от света, существенно и бесстрастно.
В третьем – верую, что истинный Сын Божий Единосущен и равночестен Отцу, да спасет род человечь, падением Адамлим во ад осужденный, во область сатаны с небесе сниде, и прият плоть человеческую во утробе Девы Марии от кровей ее девических Духом Святым соделанную, словесную и одушевленную, а не без души, ниже мечтательную, но совершенный Бог, и совершенный человек от души словесные, и человеческие плоти состояй, един Сын Божий, Господь Иисус Христос, а не два Сына: едина Сыновня Божия Ипостась во двою естеству пребывающая: по Божеству от Бога Отца прежде всех век, по человечеству же от Девы Богородицы во свое время родившийся.
В четвертом – верую, что Спаситель наш Господь Иисус Христос самопроизвольную страсть, мучение и распятие от неизглаголанной любви к созданию своему, человеку, истинно претерпел, а не мечтательно, ниже Божеством, но токмо человечеством распялся и погребся.
В пятом – верую, Что Спаситель наш Господь Иисус Христос, с тою ж плотию, юже прият во утробе Девы Богоматере и ею же страдал и умирал, от всемогущие силы Божественные, воскрес в третий день, якоже пророчества предсказоваху.
В шестом – верую, что Спаситель наш Господь Иисус силою Божества Своего, по четыредесятодневном со ученики Своими пребытии, вознесся на небо с плотию Своею, и седит одесную Отца, яко Бог равночестен и единосущен.
В седьмом – верую, что Спаситель наш есть Судия крайний живых и мертвых, праведных и грешных, и тою ж плотию, юже прият от Девы Богородицы, и пострадал, и погребся, и вознесся, имать приити на землю со всеми ангелы, со славою многою, воздати комуждо по делом его, Его же Царствию, которое праведницы в мздовоздаяние приимут, не будет конца.
В восьмом – верую, что Дух Святой есть Бог совершен, единосущен Отцу и Сыну, от Отца Самого исходящ, который со Отцом и Сыном равнопоклоняемый и сславимый.
В девятом – верую, что токмо едина есть святая соборная и апостольская церковь, которая Кровию и учением Христовым, апостольским и святых отец и мученик утверждена, ее же и врата адова не преодолеют: которой православное восточное исповедание держится во известное спасение, последуя узаконениям ее невозмущенным.
В десятом – верую, что аще кто не крестится, не может спасен быти. И так тайна Крещения есть дверь Божией благодати: аще бо не крестимся, ниже кровь сына Божия что пользует: аще же крестимся, имамы оставление грехов вечное, и бываем сообщницы заслуг Христа Сына Божия, и одолжаемся ко всему закону христианскому, а наипаче ко благоговейному причащению Тела и Крови Христовы под видом хлеба и вина.
В единодесятом – верую, что тоюж плотию, юже прияхом, и созидани есмы от Бога, и в мире жихом, на глас Сына Божия в последнее время вси воскреснем, и приимем по делом наю, или жизнь вечную, или мучение вечное.
В дванадесятом – верую, что как Царствие Небесное, так и ад суть бесконечны, и что по воскресении от мертвых, и по дни судном, будем иметь жизнь вечную, или блаженную с Богом, или окаянную с диаволом» (Из Твор. св. Димитрия Ростовского, ч. I, стр. 54–57).