Источник

Часть 4, Глава 6Часть 4, Глава 8

О Священном Писании

7. Как надобно читать слово Божие?

«Желающему читать или слушать слово Божие с духовною пользою нужно примечать следующее: а) так как оно есть дражайший Божий дар, то должно читать или слушать его с благоговением, охотою и усердием. Ибо если царя земного или высокого какого мужа, говорящего к нам, слушаем со вниманием, усердием и благоговением, то тем более Бога, Который есть Царь царей и Государь государей, Который нам в слове Своем говорить и беседует с нами. б) Должно слушать или читать слово Божие не для того, чтобы только быть остроумным или словесным, но чтобы Бога и Христа, Сына Божия, и волю Его святую познать и таким образом получить вечное спасение. Это есть надлежащая цель чтения или слышания слова Божия. Ибо, как оно дано нам для спасения души, то для этого и читать или слушать его должно. в) Хранить его и поучаться им день и нощь, и таким образом им душу питать, как хлебом питается тело, или даже более. Ибо как тело без пищи ослабевает, и исчезает, так и вера без пищи Божия слова ослабевает, а далее и исчезает. Или, как светильник без масла угасает, так и вера и все благочестие без слова Божия оскудевает и угасает. "Вера бо от слуха, слух же глаголом Божиим» (Рим. 10:17). И потому, как к светильнику приливаем масло, чтобы он не угасал, так нужно возжигать и возгревать от слова Божия веру, чтобы не угасала, и мы таким образом не лишились бы всего духовного блаженства, которое состоит в вере. г) Держаться всякому без сомнения той истины, что как всем людям, так и мне и тебе, ничтожному, нищему, убогому, окаянному и грешному, Бог великий, всемогущий, Святой и страшный говорит в слове Своем: «Аз есмь Господь Бог твой» (Исх. 20:2): покайся, веруй, смиряйся, люби, терпи, буди кроток и проч. Его, как праведного, не слушать страшно; как благого и благоутробного Отца оскорблять жалостно; как Благодетеля, не почитать бесстыдно; как вездесущего и всемогущего, утаиться невозможно, Напротив того, трепещущему словес Его милости много у Него (Ис. 66:2; Пс. 2). д) Не смотреть на других, что делают, кто бы они ни были, но держаться единого слова Божия, и рассуждать, чему оно научает. Ибо день ото дня вера и с верою любовь уменьшается в людях и умножаются соблазны, которые колеблют сердце наше и зачавшуюся веру хотят угасить. е) Так как разум без просвещения Божия слеп, воля без благодати Божией зла, и хотение и старание без помощи Божией не сильно: то мы должны усердно Богу молиться, чтобы Он Сам просветил наш разум, исправил волю и помог нашему хотению и старанию. Слово же Божие с молитвою должно начинать, с молитвою читать или слушать, с молитвою и благодарением кончать, почему и в собрании церковном пред началом чтения Божия слова, то есть Апостола или Евангелия, молимся, и по окончании благодарим Бога за этот великий Его дар. Начинающему читать или слушать слово Божие можно так молиться с псалмопевцем: «Открой мои очи душевныи, и уразумею чудеса от закона Твоего, Господи. Пришлец аз есмь на земле: не сокрый от Мене заповеди Твоя» (Пс. 118:18, 19). Или так: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий! отверзи ум мой разумети святое Твое слово, якоже апостолам Твоим отверзл еси» (Из Творений Св. Тихона Задонского, т. XI).

 

Источник: Уроки и примеры христианской веры : опыт катехизической хрестоматии / Сост. прот. Г. Дьяченко. - Репр. изд. - Москва : Паломник, 1998. - XII, 725, XXXVI с.

Комментарии для сайта Cackle