Источник

Часть 3, Глава 4Часть 4, Глава 1

О Священном Предании

5. Нужно слушаться не только Священного Писания, но и Священного Предания

Противники нашей веры отвергают Священное Предание, т. е. слова, вышедшие из уст Иисуса Христа, Его апостолов и св. отцов и переданные св. церкви, – а принимают одно только Священное Писание Ветхого и Нового Завета. Посему в беседе о предметах святой веры постоянно спрашивают: «Где это написано?» Когда видят, что мы ограждаем себя знамением святого креста, то спрашивают, где в Свящ. Писании сказано, что христианин должен ограждает себя крестным знамением? Видит, что освящается вода и спрашивают: где в Библии написано, что должно освящать воду и окропляться ею? Видят, что мы во время молитвы обращаемся к востоку, и спрашивают, где об этом сказано в Библии? Такими и другими подобными вопросами укоряют и желают поругаться над святым православием противники его.

А ты, сын святой православной церкви, что ответишь на это? Спроси и ты своего противника так: «Если ты держишься одного только Свящ. Писания, то скажи мне, где в Свящ. Писании сказано, что не должно ограждать себя крестным знамением, не должно освящать воду, не должно во время молитвы обращаться к востоку?» А чтобы тебе не говорить попусту с этими людьми, непокорными святой церкви, ты спроси их: должно ли слушаться св. церкви, или не должно? Должно ли слушаться наставников спасения нашего – св. отцов, пастырей и учителей вселенских? Если не должно, то что говорит об этом Священное Писание? "Аще кто церкви не послушает, буди тебе яко язычник и мытарь» (Мф. 18:17); И еще: «Слушаяй вас, Мене слушает» (Лк. 10:16); и еще: Поминайте наставники ваша, иже глаголаша вам слово Божие: ихже взирающе на скончание жительства, подражайте вере их; и еще: «Повинуйтеся наставником вашим и покаряйтеся» (Евр. 13:7, 17).

Итак, из самого Свящ. Писания видно, что должно слушаться и св. церкви и наставников спасения нашего – пастырей и учителей вселенских. Посему, напрасно ругаются над нами противники нашей веры, когда мы ограждаем себя крестным знамением, когда освящаем воду, когда обращаемся во время молитвы к востоку и во многих других подобных случаях. Св. церковь, невеста Христова, имеет полномощную власть устанавливать чиноположения, которые служат к благолепию святой веры. Богоносные отцы, пастыри и учители вселенной приняли эти узаконения и чиноположения по преданию от самих апостолов, затем они передали последующим векам и таким образом научили и нас. Посему, когда мы слушаемся св. церкви и богодухновенных отцов, то тем самым слушаемся Самого Иисуса Христа, Который завещал нам слушаться св. церкви и св. отцов. Не так ли бывает и в гражданском мире? Мы слушаем самого царя, когда слушаем его посланника, который получил от царя власть управлять делами и устанавливать законы.

Итак, наша православно-кафолическая восточная церковь принимает и свято почитает слово Божие, не только сохранившееся в Свящ. Писании, но и в Свящ. Предании. Царское повеление имеет одинаковое значение, будет ли оно написано или передано словами. Тем более слово Божие имеет для нас равную силу, сохранилось ли оно в Писании, или в Предании, потому что ни от бумаги, ни от пера, ни от чернил оно получает свою силу, но от Бога, от Которого произошло. (Из кн. «Камень веры»).


Источник: Уроки и примеры христианской веры : опыт катехизической хрестоматии / Сост. прот. Г. Дьяченко. - Репр. изд. - Москва : Паломник, 1998. - XII, 725, XXXVI с.

Комментарии для сайта Cackle