О Священном Предании
4. О равночестности как Свящ. Предания, так и Писания
Приведем здесь несколько мыслей мудрого святителя Филарета, митр. Московского, о Священной Предании, а именно: о равночестности как Свящ. Предания так и Свящ. Писания. Св. ап. Павел пишет: «братия, стойте и держите предания, которым вы научены или словом или посланием нашим» (2Сол. 2:15). Здесь очевидно св. апостол дает совершенно равное значение и силу и Св. Преданию, и Свящ. Писанию. По поводу этих слов апостола, митр. Филарет Московский говорит: «Вот вместе и учение для разумения, и учение для исполнения, и заповедь о Преданиях, и введение в познание Преданий. Апостол нераздельно и равно заповедует держаться и Св. Писания, и Свящ. Преданий. Предание и богодухновенное Писание стоят у него рядом, он требует от нас не меньшего внимания и ревности к Преданиям, как и к богодухновенному Писанию. Нужно ли более сего для удостоверения о важности преданий и для побуждения к верному соблюдению оных?» После этих разъяснений великий проповедник указывает, между прочим, на то, что под именем апостольского Предания могут люди злонамеренные или невежды выдавать предания ложные, могущие послужить только к осуждению, а не ко спасению, подобно тому, как подверглись сему осуждению иудейские книжники и фарисеи, державшиеся преданий человеческих (Мк. 7:1). Указавши на это, моск. святитель продолжает: «Спросят, может быть: как же предохранить себя от осуждения? Как испытать предания и отличить несомнительное? – Надежнейшее для сего и удобнейшее к употреблению правило извлекаю из приведенного теперь изречения Господня (Мк. 7:8). Испытывай предание посредством заповедей Божиих. Если предание противоречит слову Божию, если оно ведет тебя к нарушению заповеди Божией: то знай, что это человеческое, не истинное предание, что такое предание соблюдал бы ты всуе, между тем как нарушение заповеди Божией осудило бы тебя». Другое правило для испытания преданий великий проповедник извлекает из изречения ап. Павла о церкви, которую апостол именует «столпом и утверждением истины» (1Тим. 3:15). «Если, – заключает отсюда митр. Филарет, – церковь есть столп и утверждение истины, то ею можно поверить требующую дознания истину, и особенно истину преданий, которых церковь есть верное хранилище. Приемля предания от единые, святые, соборной и апостольской церкви, стойте в нем, не колеблясь напрасными сомнениями, держите оное, с упованием благоугодит Богу. "Да держим, – поучает апостол, – исповедание упования неуклонное... не оставляюще своего собрания (т. е. собрания вселенские православные церкви), якоже есть неким обычай» (Евр. 10:23, 25). («Слова и речи митр. Филарета», ч. II., стр. 399).