Источник

Часть 24, Глава 43Часть 25, Глава 1

Одиннадцатый член Символа веры

44. Обновление мира

1. Учение Слова Божия. Совместно с воскресением мертвых, имеющим положить конец владычеству в людях смерти, по учению откровения, последует подобное обновление и во всей видимой твари, «покоривщейся суете», как говорит ап. Павел, «не добровольно, но по воле покорившего ее» (человека), и потому совместно с человеком чающей «освобождения от рабства тлению» (Рим. 8:20, 21).

Еще пророк Давид ясно предуказывал на то, что некогда мир прекратит свое настоящее существование и изменится или получить иной вид, так выразившись в своем обращении к Богу о созданных Им небе и земле: «Та погибнут, Ты же пребываеши: и вся яко риза обетшают, и яко одежду свиеши я, и изменятся» (Пс. 101:26, 27).

Правда, отрывочно взятыя здесь слова: «Та погибнут» могут приводить к той мысли, что небо и земля некогда совершенно уничтожатся или исчезнут, но их подлинный, а именно тот смысл, что небо и земля только прекратят настоящий образ существования и получать иной вид, вполне определяют и оправдывают дальнейшие слова полустишия: «и яко риза обетшают, и яко одежду свиеши я, и изменятся».

Сам Иисус Христос прямо и ясно учил о кончине мира (Мф. 24:6, 14; Мк. 13:7; Лк. 21:9), характерно называемой Им «кончиною» века (Мф. 13:39, 24:3, 28:20), но под кончиною мира, с которою должен прекратиться и нынешний век, разумел тоже отнюдь не уничтожение мира, а только прекращение нынешнего его образа и порядка бытия, подтверждением чему между прочим служат Его выражения о небе и земле, сравнительно с Его учением: «небо и земля мимоидет, словеса же Моя не мимоидут» (Мф. 24:35), каковые выражения, подобно словам ап. Павла: «преходит... образ мира сего» (1Кор. 7:31), обозначают только изменчивость мира по образу его бытия, а отнюдь не уничтожение самой его сущности. Так поняли Своего блаженного Учителя и согласно с Ним о кончине мира учили апостолы – Петр, Павел и Иоанн.

Ап. Петр в следующих чертах изображает самый последний и окончательный переворот в мире: «нынешняя небеса и земля темже Словом сокровена сут, огню блюдома (содержимые тем же Словом, сберегаются огню) на день суда и погибели нечестивых человек... Приидет же день Господень, яко тать в нощи, в оньже небеса убо с шумом мимо идут, стихии же сжигаемы разорятся, земля же и яже на ней дела сгорят... небеса жегома (воспламененные) разорятся, и стихии опаляеми (разгоревшись) растаются" (2Пет. 3:7, 10, 12). Но вслед же за сим ап. Петр вот что говорить о последствиях сего мирового переворота: «Нова же небесе и новы земли по обетованию его чаем, в нихже правда живет» (2Пет. 3:13); т. е. хотя нынешние небо и земля от действия последнего всеобъемлющего огня, имеющего одно совершенно сжечь, а другое расплавить, прейдут, перестав быть тем, чем теперь, но они не уничтожатся, а из них и вместо них возникнуть новое небо и новая земля; и именно такое небо и такая земля, которые вполне будут приспособлены для жительства в них правды, и в которых следовательно ничего не будет из того беcпорядочного и зловредного, что в них принесено было грехом надшаго человека.

Подобным же образом учил о будущем мире по сравнению его с настоящим и ап. Павел (Рим. 8:19–23).

Апостол же Иоанн в откровении видел самое новое небо и новую землю, после того как «миновали прежнее небо и прежняя земля, и уже моря не стало» (Апок. 21:1).

II. Учение отцов церкви. а) Св. Ириней Лионский пишет: «Поскольку люди суть истинные люди, то необходимо истинным должно быть и местопребывание их, и не обращаться в ничтожество, но преуспевать в своем бытии. Ибо ни субстанция, ни сущность творения не уничтожается, потому что истинен и верен устроивший его; но проходит образ мира сего, т. е. то, в чем совершено преступление, потому что человек обветшал в этом... Когда же пройдет этот образ и человек возобновится и окрепнет для нетления так, чтобы он не мог уже обветшать; то будет небо и земля новая, в которой будет пребывать новый человек» (Соntr. hаеrеs, lib. V. с. 36, n. 1).

б) С такою же ясностию и определенностию учил и св. Кирилл Иерусалимский о кончине мира, в смысле только обновления его, а отнюдь не уничтожения, как некоторые, вопреки Писания, думали. «Приидет, – говорит он, – с небес Господь наш Иисус Христос, приидет со славою при скончании мира сего в последний день. Ибо будет скончание мира сего, и сотворенный мир сей обновится. Поскольку разврат, татьба, и любодеяние и всякий род грехов крайне распространились, и кровопролитие следует за кровопролитием (Ос. 4:2) в мире, то, чтобы сие чудное обиталище тварей не осталось навсегда исполненным беззакония, прейдет мир сей, дабы снова явиться лучшим... Не будем скорбеть, что мы одни умираем; и звезды скончаются, но, конечно, восстанут снова. Свиет Господь небеса, но не для того, чтобы истребить их, а чтобы опять воздвигнуть в лучшем виде». Затем св. Кирилл, имея в виду возражение противников, ссылающихся на слова Псалмопевца: "Та (т. е. небо и земля) погибнут», обращает их внимание на дальнейшие слова: и... яко риза обетшают, и яко одежду свиеши я, и изменятся» (Пс. 101:27), и так заключает речь свою: «Как человеку приписывается погибель по сказанному: «Видите, яко праведный погибе, и никто же не приемлет сердцем» (Ис. 57:1), а между тем ожидается его воскресение, так равно ожидаем и некоторого воскресения небес» (Orat. саtеch. 15, n. 3, снес. orat. 18 n. 15).

в) Василий же Великий к этому присовокупляет мысль о необходимости обновления мира уже по тому одному, что он внутренне и неразрывно связан с судьбою человека.

«Необходимо, – говорит он, – миру измениться, если и состояние душ перейдет в другой род жизни. Ибо как настоящая жизнь наша имеет качества, сродные сему миру; так и будущее состояние наших душ получит жребий, свойственный своему состоянию» (На шестоднев беседа I. Тв. Василия Великого, т. I, стр. 9. Москва, 1872 г.).

г) Но особенного внимания заслуживает рассуждение св. Иоанна Златоустого об участии видимой твари в будущем воскресении человека, которое излагает он на основании учения о сем же ап. Павла. Так, изъясняя слова сего апостола: «суете бо тварь повинуся не волею, но за повинувшего ю, на уповании, яко и сама тварь свободится от работы истления в свободу славы чад Божиих» (Рим. 8:20, 21), он между прочим говорит следующее: «Рассуждая о рабстве (твари), Павел показывает, от чего оно произошло, и причиною его почитает нас самих. Итак что же? Ужели тварь, терпящая за другого, терпит обиду? Нимало... Ей не сделано через это никакой обиды: потому что через тебя же (человека) она опять будет нетленною, что означает: «на уповании». Затем, останавливаясь на словах апостола: «яко и сама тварь свободится», св. Иоанн Златоуст так продолжает речь свою: «Что значит сама? Не ты один, но и что гораздо тебя ниже, что не имеет ни смысла, ни чувства, и то будет с тобою участвовать в благах».

«Свободится, – говорит апостол, – от работы истления,» т. е. не будет уже тленною, но сделается соответственною благообразию твоего тела. Как тварь соделалась тленною, когда тело твое стало тленным; так когда тело твое восстанет нетленным, и тварь последует за ним и соделается соответственное ему.

Как кормилица, воспитывавшая царского сына, когда взойдет он на отеческий престол, имеет свою долю в царственных его благах; так и тварь, по словам апостола, будет причастна блаженной участи человека...

У людей также есть обыкновение одевать слуг в богатое платье для чести сына, когда ему надобно показаться в свете прилично своему роду; так и Бог облекает тварь нетлением в свободу славы чад» (In. homil. 8 п. 20 еt. 21. Снес. слово к Феодору падшему. «Хр. Чт.» ч. 1, стр. 372. Петербург 1844).

Между тем в конце четвертого века стало весьма заметно распространяться ложное мнение о будущем совершенном истреблении огнем настоящего материального мира, что, понятно, должно было вызвать встретившихся с ним пастырей церкви как на прямое его опровержение, так и на упрочение противоположного ему церковного учения о кончине мира.

Иномыслящие возражали, что в самом же Св. Писании говорится: «небо и земля мимоидет» (Мф. 24:35), «погибнет небо, яко дым, и земля, яко риза обетшает» (Ис. 51:6).

На это св. Епифаний, указав на слова апостола: «преходит бо образ мира сего» (1Кор. 7:31), а не самый мир, отвечает тем, что писаниям обычно называть уничтожением обращение формы (мировой) в лучший и благообразнейший вид; подобно тому, как если бы кто назвал уничтожением (или погибелью) изменение прежнего в человеке его младенческого вида в совершенного мужа, когда перемена с возрастом младенца касается только его величины и красоты (Наеres. 64 (аl. 44), с. 38, 39. Снес. Наеres. 66 (аl. 46), с. 58).

Тоже самое против сторонников мнения о будущем уничтожении мира повторяет и блаж. Иероним, присовокупляя к сему указания на некоторые места Св. Писания, прямо свидетельствующие в пользу только обновления мира, а отнюдь не его уничтожения. Таковы, по его указанию, слова пророка Исаии, предрекавшего о погибели мира: "будет (тогда) свет луны аки свет солнца, и свет солнечный будет седмерицею» (Ис. 30:26), которые означают не уничтожение прежнего, а изменение в лучшее... На это же самое, по Иерониму, указывает и ап. Петр, пиша: «тогдашний мир, водою потоплен быв, погибе. А нынешняя небеса и земля тем же словом сокровена суть» (2Пет. 3:6, 7), так как далее учит, что «нова же небесе и новы земли по обетованию Его чаем» (2Пет. 3:13). Он не сказал: увидим иные небеса и иную землю, но прежние и старые, изменившиеся в лучшие (In Isai. с. 65. vеrs. 16 – 18). – (Сост. по «Опыту православн. догматич. богосл.», еп. Сильвестра, т. V, стр. 400 – 6).


Источник: Уроки и примеры христианской веры : опыт катехизической хрестоматии / Сост. прот. Г. Дьяченко. - Репр. изд. - Москва : Паломник, 1998. - XII, 725, XXXVI с.

Комментарии для сайта Cackle