Одиннадцатый член Символа веры
42. О ходатайстве живых за усопших (Из твор. св. Иоанна Златоуста)
Благотворения за усопших совершаются: молитвою, поминовением, бескровною жертвою и милостынею. «Есть, подлинно, есть возможность, – говорит св. Златоуст, – облегчить наказание усопшего грешника, если пожелаем.
Так, если будем совершать за него частые молитвы, если будем подавать милостыню: то хотя бы он сам был и недостоин, Бог услышит нас. Если ради Павла Он спасал других, и ради других милует иных; то не сделает ли того же самого и ради нас? Из собственного его имения, из твоего, из чьего хочешь, окажи помощь, возлей на него елей, или по крайней мере воду. Он не может представить собственных дел милосердия? Пусть будут – совершенные за него. Таким образом жена может ходатайствовать за мужа, представив за него потребное для спасения. Чем в больших он виновен грехах, тем более необходима для него милостыня. И не поэтому только, но и потому, что теперь она уже не имеет той силы, но гораздо меньше, ибо не все равно, творит ли ее кто сам, или другой за него. Итак, чем она менее по силе, тем более мы должны увеличивать ее по количеству.
Собери вдовиц, скажи имя покойного, пусть они творят за него молитвы и моления. Это преклонит на милость Бога, хотя не он сам, но другой за него совершает милостыню. Это сообразно с человеколюбием Божиим. Стоящие вокруг и плачущие вдовицы могут спасти если не от настоящей, то от будущей смерти. Многие получили пользу от милостынь, совершаемых за них другими, ибо если они и не совершенно помилованы, то по крайней мере получили некоторое утешение. А если кто, скажешь, одинок, чужд всем, и никого при себе не имеет? За то самое он и подвергается наказанию, что не имеет никого, ни столь близкого к нему, ни столь добродетельного. Посему, если мы сами не добродетельны, то должны стараться иметь добродетельных друзей, жену, сына, для того, чтобы получить какую-нибудь пользу через них, хотя малую пользу, однакоже пользу.
Не напрасно бывают приношения за усопших, не напрасно молитвы, не напрасно милостыни. Все это установил Дух Святой, чтобы мы приносили друг другу взаимную пользу; ибо, видишь, тот получает пользу через тебя, а ты получаешь пользу ради него. Ты истратил имущество, решившись сделать другому доброе дело, – и ты для него сделался виновником спасения, а он для тебя виновником милости. Не сомневайся, что это принесет благий плод.
Великая честь быть вспомянутым в присутствии Господа, во время совершения Страшной Жертвы неизреченных таинств. Как пред лицом седящего царя всякий может испрашивать, чего хочет; когда же он встанет со своего места, тогда чтобы ни говорил, будешь говорить напрасно; так и здесь, пока предлежат таинства, то для всех величайшая честь – удостоиться поминовения. Ибо, смотри, здесь возвещается то Страшное Таинство, что Бог предал Себя в жертву за вселенную. Вместе с этим тайнодействием благовременно воспоминаются и согрешивших. Подобно тому, как в то время, когда празднуются победы царей, прославляются и те, которые участвовали в победе, и освобождаются те, которые в это время находятся в узах; а когда пройдет это время, то неуспевший получить уже не получит ничего: так точно и здесь, это – время победного торжества. Ибо «Елижди бо аще, – говорит апостол, – ясте хлеб сей... смерть Господню возвещаете» (1Кор. 11:26). Зная это, будем помнить, какие утешения мы можем доставить усопшим, – вместо слез, вместо рыданий, вместо надгробных памятников, – милостыни, молитвы, приношения, будем и совершать это утешение им, дабы и им и нам сподобиться обетованных благ» (Св. Иоанна Злотоустого 21 беседа на Деяния).