Одиннадцатый член Символа веры
40. Примеры благотворности молитвы за умерших
I. Св. Иоанн Дамаскин повествует: «У одного из св. мужей был ученик, живший беспечно. Что же? Смерть застигла его в такой беспечности. Милосердый Отец Небесный, подвигнутый слезами и воплями старца, открыл ему того юношу горящим в пламени даже до выи, подобно немилосердому богачу, упоминаемому в притче о Лазаре. Когда же святой подверг себя строгим умерщвлениям, с крепким воплем умоляя Бога, то увидел его объятого пламенем до пояса: наконец, когда св. муж присоединил болезни к болезням, то Бог в видении явил его старцу изъятым из пламени и совершенно свободным» («Чет.–Мин.», 1827; 26.)
II. «Однажды, – рассказывает св. мученица Перпетуя, – в темнице, во время общей молитвы, я нечаянно произнесла имя умершего моего брата Динократа. Вразумленная этою нечаянностию, начала я молиться и воздыхать о нем перед Богом. В следующую ночь было мне видение: вижу я, будто из места темного выходит Динократ в сильном жару, и мучимый жаждою, нечистый видом и бледный; на лице его рана, с которою он умер; между ним и мною была глубокая пропасть, и мы не могли приблизиться друг к другу, – а подле того места, где Динократ стоял, был полный водоем, которого край был гораздо выше, чем рост моего брата, и Динократ вытягивался, стараясь достать воды. Я жалела, что высота края препятствует моему брату напиться. Тотчас после сего я проснулась и познала, что брат мой в муках. Но веруя, что молитва моя может помочь ему в страданиях, я все дни и ночи в темнице молилась с воплем и рыданиями, чтобы он мне был дарован. В тот же день, в который мы оставались связанными в оковах, было мне новое видение: место, которое прежде я видела темным, сделалось светлым, и Динократ, чистый лицом и в прекрасной одежде, наслаждается прохладою: где у него была рана, там вижу только след ее, а край водоема был вышиною не более как по пояс отроку, и он мог без труда доставать оттуда воду; на краю стояла чаша златая, полная воды. Динократ, подошедши, стал из нее пить, и вода в ней не уменьшалась: насытившись, он отошел и начал веселиться. Этим видение и кончилось. Тогда я уразумела, что он освобожден от наказания» («Деян. мучен.» гл. VII и VIII, стр. 210 и 211).
III. Однажды преподобный Макарий Египетский, идя по пустыне, нашел сухой человеческий череп, лежащий поверх земли. Когда преподобный тронул его жезлом своим, то ему показалось, что череп как будто издал звук. Тогда старец спросил: кто он? и череп отвечал: «Я был начальником жрецов идольских, обитавших на этом месте, а ты, авва Макарий, исполненный Духа Божия, ибо когда молишься о находящихся в муках, то они ощущают некую отраду». Старец спросил: «Какая же у вас отрада или мука, расскажи мне?» Череп с воплем отвечал, говоря: «Как велико расстояние между землею и небом, так велик и огонь, среди которого мы находимся, будучи опаляемы отовсюду с ног до головы; нет также возможности никому из нас видеть лице другого; когда же ты молишься за нас, тогда мы немного видим друг друга, и это самое бывает нам отрадою». Услышав это, старец прослезился и сказал: «Горе дню, в который человек преступил заповедь Божию!» И опять спросил у черепа: «Есть ли еще какая высшая мука?» Череп отвечал: «Есть другие много глубже под нами». И когда старец спросил: кто же находится в тех глубочайших муках? череп отвечал: «Мы, не познавшие Бога, еще несколько ощущаем на себе милосердие Божие, – те же, которые, познав Бога, отверглись Его и не соблюли Его заповедей, мучатся под нами в еще тягчайших и невыразимых муках». Тогда святой Макарий, взяв тот череп, зарыл его в землю и ушел («Чет.–Мин.», янв. 19 д.).