Одиннадцатый член Символа веры
35. Кому из умерших полезно ходатайство живых?
Св. Иоанн Дамаскин пишет: «Каждый человек, – имевший в себе (не все человеки, а тот только, который имел в себе) закваску добродетели, но не успевший ее превратить в хлеб, потому что, хотя и хотел, но не мог сего сделать, или по лености, или по беспечности, или по человеческой немощи, или потому, что отлагал сие со дня на день, и сверх чаяния потом и постигнут смертию – не будет забыт праведным Судиею и Владыкою; но по смерти его, Господь возбудит его родных, ближних, друзей, направить мысли их, привлечет сердца и преклонит души их к оказанию пособия и помощи ему» («Слово о умерших», в «Хр. Чт.», 1827 г., ч. 26).
Филарет, митр. Московский, живо и разительно рисует загробное состояние тем умерших грешников, которым ходатайство живых доставляет облегчение и самое спасение. «Когда всепроницательная премудрость Божия не возбраняет молиться за умерших, не то ли сие значит, что еще позволяет бросить, хотя не всегда решительно надежную, но иногда, а может быть и часто, благопомошную вервь отторгшимся от берега жизни, временной, но недостигшим вечного пристанища душам, которые между смертию телесною и последним судом Христовым зыблются над бездною, то возникая верою, то тяготея делами, ей несообразными, то возвышаясь благодатию, то низводясь останками поврежденной природы, то восторгаясь божественным желанием, то запутываясь в грубой, еще не совсем совлеченнной, одежде земных помышлений» (Его слово 25 сент. 1852 г. на освящ. храма на Моск. Данил. кладбище).