Одиннадцатый член Символа веры
32. Святоотеческие изречения о том, что ни полного блаженства, ни полного мучения нет для душ прежде всеобщего суда
I. «Сие достойно знать всякому, учит «Православное исповедание», что души праведных, хотя находятся на небесах, не смотря на то, до последнего суда не получают совершенной награды, равно и души осужденных не терпят совершенного наказания, но после последнего суда души вместе с телами получат решительно или венец славы, или наказание» (Вопр. 68).
II. Св. Афанасий Александрийский на вопрос: получили ли праведники награды и грешники наказание? отвечает: «Никак. Радость, которую теперь ощущают души святых, есть наслаждение частное, как и печаль грешников есть наказание частное. И как, когда царь призывает друзей своих, чтобы ужинать вместе с ними, равно и осужденных, чтобы наказать их, то званные на вечерю даже до часа вечери пребывают в радости перед домом царя, и осужденные, быв заключены в темнице, доколе не приидет царь, предаются печали: так должно думать и о душах праведников и грешников, ныне переселившихся туда от нас» («Посл. к князю Антиоху». «Хр. Чт.» 1842 г., ч. 2, май).
III. Св. Иаков, еп. Низибийский, описывая состояние отшедших отсюда верующих и праведных, и неверующих в воскресение, говорит: «Для них (неверующих) лучше было бы, если б они совсем не воскресали. Ибо раб, ожидающий себе определенных господином мучений и уз, ложась спать, ни хотел бы никогда пробуждаться, поскольку знает, что как только воссияет утро, его свяжут и начнут бить и мучить. Но раб добрый, которому господин обещал награды, бдит и с нетерпением ожидает дня, потому что, как скоро настанет утро, он получит награды от своего господина, если же и засыпает, то и во сне видит, как господин его дает ему обещанные награды, он радуется в сонном видении, и в радости пробуждается. Так спят и праведники, и сон их сладок и днем и ночью: они не чувствуют долготы ночи, потому, что она им кажется одним часом, утром они пробудятся и возрадуются. Но сон нечестивых тягостен и мучителен. Они подобны человеку, который, страдая горячкою, мечется на постели туда и сюда, и вовсю ночь не знает покоя. Подобным образом, нечестивый, поражаясь ужасом, страшится оного утра, потому что должен будет предстать пред Господа своего виновным. Вера наша учит, что дух который обитает в праведниках, когда они умирают, отходит к Господу в небесное свое начало, до времени воскресения. Потом возвращается опять для соединения с телом, в котором он обитал, и всегда он умоляет Бога о воскресении тела, с которым он соединен был, чтобы и оно участвовало в наградах, так как участвовало в добродетелях» (В слове о воскр. мерт. «Христ.-Чт.» 1847 г., ч. III).