Источник

Часть 24, Глава 29Часть 24, Глава 31

Одиннадцатый член Символа веры

30. Примеры воскрешения из мертвых

I. В Иоппии, что ныне Яффа, жила одна христианка, по имени Тавифа, известная своим трудолюбием и благотворительностию. Во время пребывания ап. Петра в Лидде случилось, что она занемогла и умерла. Ее омыли и положили в горнице, и как Лидда не далеко была от Иоппии, то верующие, услышавши, что Петр находился там, послали к нему двух человек просить его, чтобы не замедлил придти к ним. Петр тотчас пошел с ними; и когда он прибыл, его ввели в горницу. Все вдовицы со слезами подошли к нему и показывали рубашки и платья, какие шила Тавифа, живя с ними. Петр выслал всех вон, и став на колени, помолился; потом, обратившись к телу сказал: «Тавифа, встань!» и она открыла глаза, и, увидев Петра, села. Он подал ей руку, и поднял ее. Потом, призвавши вдовиц и прочих верующих, представил ее им живую. Чудо имело большое влияние на жителей Иоппии, и многие уверовали во Христа (Деян. 36:42).

II. Один еретик старался поколебать истину православной веры и прельстил уже множество народа. По просьбе православных, тяжко скорбевших о таком бедствии, пришел блаженный Макарий, чтобы оградить чистоту веры во всем Египте от волнения неверия. Когда еретик приступил к нему и хотел обмануть его неведеше остротами из Аристотеля316, блаженный Макарий, ограничивая его многословие краткостию апостольскою, сказал: «Не в словеси Царство Божие, но в силе317; пойдем на гробницы и призовем имя Господне на первого мертвеца, какого найдем, и, как написано, покажем нашу веру от дел318, дабы его свидетельством яснейшим образом подтвердить истину правой веры и доказать ее несомненность не суетным словопрением, но силою знамений и показанием безошибочным». Услышав это, еретик, связанный стыдом перед окружавшим их народом, притворно согласился на предложенное условие и обещался придти на другой день; но когда народ, желая видеть чудо, собрался на другой день в назначенное место и ожидал еретика, тот, устрашенный сознанием своего неверия, скрылся и потом вовсе бежал из Египта. Блаженный Макарий, ожидавший его вместе с народом до девятого часа, когда увидел, что он ушел со стыда, взял с собою людей, приведенных им в заблуждение, и пришел к упомянутым гробницам. От разлития Нила весь Египет на значительное время обыкновенно покрывается водою и уподобляется тогда неизмеримому морю, так что совершенно невозможно человеческие тела зарывать в землю, разве по окончании разлива. Поэтому у египтян вошло в обычай, набальзамировав тела умерших благовонными мастями, скрывать их в пещерах на возвышенных местах. Итак блаженный Макарий, остановившись пред одним весьма древним трупом, сказал: «Человек! если бы со мною пришел сюда тот еретик, сын погибели, и я в его присутствии призвал бы Имя Христа, Бога моего, скажи, встал ли бы ты перед этими людьми, которые развращены его лжеучением?» Тогда мертвец, приподнявшись, отвечал утвердительно. Авва Макарий спросил его: кто он был, когда жил на свете, в какое время жил и знал ли тогда Имя Христово? Тот отвечал, что жил он при древнейших царях, и об имени Христовом в те времена и не слыхал. Тогда авва Макарий сказал ему: «Почивай в мире с прочими в чине твоем, доколе не пробудить тебя Христос в конце времен!»

Совершить это чудо побудило авву Макария нужда находившейся в опасности целой области, полное благоговение ко Христу и искренняя любовь к Нему (Из сказаний Кассиана Римлянина о подвижниках, XV гл.).

III. В созидаемой с царского соизволения церкви св. Парфений, епископ лаипсакийский (живший в IV веке), намеревался престол устроить из камня, находившегося в одном из разоренных языческих капищ, для чего он и поручил камень этот обделать искусным мастерам. По окончании работы камень повезли к церкви, но на дороге взбесились впряженные волы; возчик, по имени Евтихиан, не могши сдержать разъяренных животных, упал под колеса, и повозка с тяжелым камнем переехала Евтихиана, которой тут же и умер. Узнав о несчастии, Парфений с несколькими гражданами прибыл на место происшествия и, увидев раздавленного возчика, стал на колени и начал со слезами молиться о возвращении жизни Евтихиану. С последним словом молитвы мертвец, на глазах всего народа, вдруг воскликнул: «Слава Тебе, Христе Боже, возвращающий жизнь мертвецам, и встал исцеленный, как ни в чем не бывало и довез благополучно камень до церкви. С той поры в Лампсаке врачам нечего было делать: чуть кто чем заболеет – тотчас обращается к епископу – и тот именем Божиим врачевал недуги и болезни («Чет.–Мин.», февраль).

IV. В 3-м веке, во дни нечестивого царя Декия, лютого гонителя христиан, в г. Ефесе жили семь юношей, по званию своему воины, дети городских старшин, добрые по жизни христиане. Об них донесли идолопоклоннику царю, что они не приносят идолам жертв. Декий разгневался, лишил их воинского звания; но, жалея их благородства и красоты, дал им время на размышление. Юноши-воины, воспользовавшись данным сроком, удалились из города в одну глубокую пещеру, около горы Охлан, чтобы молитвою приготовиться на предстоящие страдания, взявши несколько сребренников на нужды. По временам младший из них тайно пробирался в город за покупкою пищи.

Раз он услышал, что по приказанию царя их ищут на суд и на страдания. В виду опасности юноши удалились в глубину пещеры, так что и посланные не могли найти их. Тогда царь приказал загородить самый вход в пещеру камнями, чтобы совсем задушить юных христиан. При этой работе были тайные христиане; они записали имена и страдания юношей на двух оловянных дощечках и в медном ящике положили их между камнями.

После Декия прошло уже 200 лет, на греческий престол вступил Феодосий Младший, император-покровитель христиан. Он по поводу появления еретиков, отвергавших воскресение мертвых, тужил, скорбел и молился Богу о вразумлении заблуждающихся. Господь услышал молитву благочестивого царя – и открыл тайну ожидаемого воскресения мертвых.

Работники владельца горы Охлан, разбирая камни на строившуюся ограду, сделали отверстие в пещеру. В это время Господь оживотворил семерых юношей, спавших около 2оо лет: они воскресли, как бы пробудившись от сна, одежды их были целы, тела не изменились, сами не постарели. Думая, что наступило утро, юноши, по обычаю, послали младшего брата своего в город за покупкою пищи. Взявши сребренник, он пошел со страхом, как при Декии, но когда приблизился к городским воротам и увидал на них честные кресты, когда услышал громко и открыто исповедующих имя Христово, то невольно удивился и спросил: «Как этот город называется?» – Ефес, отвечали ему. Юноша подошел к торговцу хлебом и в уплату за хлеб подал сребренник. Увидев монету с изображением Декия, вышедшую из употребления, торговцы представили незнакомца городским властям. Перед начальником города юноша открыл, кто он, где и с кем живет. Тут же случился епископ, он сказал начальнику: «Пойдем с юношей видеть чудо!»

Епископ, начальники и народ пришли к пещере, нашли медный ящик, прочитали написанное и отыскали других 6-х юношей, красивых, веселых и, поклонясь им в ноги, выслушали от них самих рассказ о пребывании в пещере. Сам император Феодосий, по письму епископа, прибыл в Ефес, поклонился и поцеловал воскресших.

Юноши, побеседовав с благочестивым царем и преклонив главы, уснули сном смерти, по повелению Господа, до второго Его пришествия («Чет.–Мин.», 4 авг.).

V. Во время епископства св. Доната некая жена лишилась своего мужа. Ко вдовству ее присоединилась новая скорбь: один бесчестный заимодавец, получивши с умершего долг, не отдал ему расписки в получении долга и стал требовать долг со вдовы его, не давая без того погребсти тело умершего. Вдова обратилась к помощи епископа. «Верно ты знаешь, – спросил епископ, – что долг уплачен?» – «Верно знаю, долг уплачен за несколько дней до смерти, но расписки не получено». Тогда святитель убеждал заимодавца не беспокоить умершего. Заимодавец с упорством требовал своего долга и даже поносил святителя. Тогда епископ, подошедши к одру умершего, коснулся его рукою и воззвал: «Слыши, человече!» Мертвец ожил, открыл глаза и сказал: «Что, владыко?» – «Встань и посмотри – что делать с твоим заимодавцем: он не дает погребать тебя, требует долга и имеет в том расписку твою». Оживший мертвец, грозно посмотрев на заимодавца, обличил его ложь и неправду, указав даже, когда и на каком месте он заплатил ему долг. Заимодавец стоял, как немой. Мертвец требовал расписки, и, когда тот отдал, то разодрал ее. После сего он обратился к святителю и сказал: «Благо сделал ты, Владыко, что возбудил меня на обличение сего грешника; повели мне уснуть». – «Гряди, чадо, в покой!» – и оживший мертвец снова уснул сном смертным («Чет.–Мин.», апр. 30 дня).

VI. Одна жена, пришедши к св. Макарию Египетскому, со слезами высказывала ему свою скорбь о том, что умерший муж ее позабыл сказать ей, где он положил взятое под залог. Преподобный повелел откопать гроб его и спросил умершего, где он положил заложенное. Мертвец из гроба указал это место. Тогда преподобный сказал ему: «Усни опять до дня воскресения» («Чет.–Мин.», янв. 19 дня).

 

* * *

316

Знаменитый греческий философ, 20.


Источник: Уроки и примеры христианской веры : опыт катехизической хрестоматии / Сост. прот. Г. Дьяченко. - Репр. изд. - Москва : Паломник, 1998. - XII, 725, XXXVI с.

Комментарии для сайта Cackle