Одиннадцатый член Символа веры
28. О бессмертии души
«Различны доказательства бессмертия души и по степени силы и по своим источникам», говорит один из ученейших русских иерархов (Сергий, епископ могилевский). «Одни доказательства берутся от видимой природы, другие от свойств Божиих и от свойств души, – есть наконец доказательства откровенные и опытные».
I. Что видим в природе? Переходы одних и тех же существ от, одной формы жизни к другой высшей. Особенно же это видится в мире насекомых. Вот из малого яичка выползает червячок без головы и без ног, потом является у него голова и шесть ног, далее число ног увеличивается; насекомое растет, несколько раз переменяет свой покров или верхнюю оболочку, потом заключается в пелене, им же сделанной из своего тела, или в шелковичном домике, который остается неподвижным; но внутри идет работа, кипит жизнь, и вот оболочка прорывается и вылетает великолепная бабочка или мотылек, и тот червячок, который с трудом в долгое время проползал малое пространство по веткам, теперь с быстротою ветра порхает и летает с цветка на цветок. Так и человек здесь, на земле, переходить две главные формы жизни, не говоря о возрастах; сначала он, образуется и живет, бессознательно во мраке матерней утробы, за тем, по рождении на свет, живет на земле. Эта жизнь уже несравненно выше первой, но и здесь для человека свет дня сменяется мраком ночи, за благополучными днями наступают невзгоды; естественно ожидать ему третьей лучшей жизни, когда он будет летать в надземных пространствах, где вечный день, и нет печали и воздыхания.
Конечно, это доказательство предположительное, но имеет не малую силу убедительности. Сам Господь для нас положил в природе прообразы и предуказания имеющей быть лучшей для нас жизни.
Еще мы видим, что на земле живые существа наслаждаются жизнию неодинаковое время; есть насекомые, которые живут в продолжение немногих дней и есть животные, которые живут сотни лет, почему не могут быть существа, которых бытие никогда бы не прекращалось?
Мы видим также, что животным и человеку дано родовое бессмертие; животные и люди, передавая жизнь из поколения в поколение, будут существовать дотоле, доколе будет находиться земля в настоящем ее состоянии. Почему не может быть дано Богом высшему из всех тварей и владычествующему над ними человеку вместе с родовым и личное бессмертие? Господь всемогущ. Он может создать бессмертные существа; Он всеблаг, а лучшее благо беспечальная, непрекращаемая жизнь.
Если бы и самое высшее существо на земле – человек не был предназначен вечно славить бессмертного Бога, и если бы он не был бессмертен, то земля была бы печальным зрелищем всеразрушающей и всепоглощающей смерти и Бог был бы только Бог мертвых, а не живых на земле.
Конечно, вышеизложенные соображения только еще предположительно говорят о бессмертии души человеческой.
II. Но есть более полные и твердые доказательства бессмертия души, которые основываются на двух началах в совокупности: во 1-х на бытии и свойствах Божиих, во 2-х, на свойствах души.
а) Первое положительное и ясное доказательство сего рода следующее: несомненно есть Бог, ибо Он является человеку не только в его душе, но и в видимой природе и через непосредственные Свои откровения. Он есть существо правосудное, всесвятое, в существо души человека Им вложено стремление к добрым делам и отвращение от злых, и многие люди стараются творить добрые дела и добровольно несут при этом тяжкие подвиги самоотвержения, но на земле мы видим, что грешники часто наслаждаются благополучием, а праведники страдают до самой смерти и большею частию от грешников. Если бы не было для людей другой жизни, в которой должно быть воздаяние по делам, то Бог не был бы правосуден и свят. Он был бы немилосерд в отношении к праведникам, будучи снисходителен к грешникам, а этого представить невозможно. И так как Бог свят, то будет другая жизнь, в которой грешники и праведники получат должное воздаяние.
б) Другое доказательство бессмертия души подобно сему, но шире по содержанию: в уме человека вложено Богом стремление к истине, в воле стремление к добру, в сердце стремление к блаженству; но ум человека не удовлетворяется познаниями, приобретаемыми на земле; он видит, что они далеко не полны и несоверщенны; воля его встречает многие препятствия к усовершению в добре; хотя человек и много трудится на земле для добра, но представляет себя далеко незрелым в нравственном отношении, тяготится чувством греховности, – сердце его не находит истинного счастия на земле. В душе человека укоренена мысль о вечности и бесконечности. Душа не только имеет мысль о бесконечном высочайшем Существе, но и самым сердцем и волею стремится к Нему.
Далее: что значит и то явление, что человек разными средствами старается увековечить свое имя даже и на земле, желает, чтобы о нем как можно долее помнили и по смерти. Наконец, все народы на земле верят в будущую жизнь. Зачем бы Творцу влагать в душу человека такие высокие стремления, если бы они не удовлетворялись, и такие чаяния и надежды, если бы они не исполнялись, т. е. если бы не было лучшей бессмертной жизни? Это было бы противно и благости, и премудрости, и святости Божией. Итак, как несомненно, что есть вечный, премудрый и всесовершенный Бог, так несомненно и то, что будет бессмертная жизнь для человека, в которой стремления души его удовлетворятся.
Чаяние будущей жизни вместе с верою в Бога служит основанием благоустроенной жизни и на земле. Известно, что те народы, у которых ослабевала вера в будущую жизнь, подвергались разным бедствиям; основы семейной и общественной жизни у них потрясались; эти народы подвергались внутренним междоусобиям и порабощению от внешних врагов. Было время, что целое поколение всего рода человеческого, кроме семейства праведного Ноя, по определению Божию, истреблено было потопом, потому что оно потеряло веру в Бога и в бессмертие души; у людей того времени плоть так поработила дух, что он забыл о самостоятельном своем бытии и своем высоком достоинстве; потому и Бог сказал об этих людях: «не имать Дух Мой пребывати в человецех сих в век, зане суть плоть» (Быт. 6:3). Подобное будет перед второю и последнею кончиною рода человеческого на земле.
Идущие тернистым путем добродетели да напечатлеют в сердцах своих слова св. ап. Павла: «веровати... подобает приходящему к Богу, яко есть, и взыскающим Его мздовоздатель бывает» (Евр. 11:6), и слова Самого Господа Иисуса Христа: «не убойтеся от убивающих тело, души же не могущих убити: убойтеся же паче могущего и душу и тело погубити в геенне» (Мф. 10:28).
III. Есть еще доказательства бессмертия души более определенные и решительные, это доказательства богословския от откровений божественных и опытные от явлений душ умерших людей.
а) Сам Господь Бог открывался многоразлично и многократно людям и доселе открывается через святых людей наиболее в пророчествах, знамениях и чудесах. Но для чего Он открывался и открывается людям? Для того, чтобы приготовить их к будущей блаженной жизни. Господь многократно открывал людям, что они созданы для лучшей не земной жизни, и указал им пути к достижению небесной блаженной жизни. Господь в откровениях Своих говорил, что душа будет жить вечно и никогда не умрет и что человек самым телом по воскресении из мертвых умереть уже не может (Лк. 20:35–38).
б) Остановимся на опытном доказательстве, на явлении душ умерших людей. Господь Бог от глубокой древности рода человеческого или допускал только эти явления умерших, или и Сам посылал их к живущим на земле. Еще во дни Моисея, за 3500 лет до нашего времени, были люди, которые вызывали души умерших, Господь воспретил под смертною казнию это волшебство через Моисея. «Мужчина... или женщина, если будут они вызывать мертвых или волхвовать, да будут преданы смерти: камнями должно побит их» (Лев. 20:27: Втор. 10:12; Сир. 46:23; 1Цар. 28, сн. «Начертание церковно-библейской истории» Филарета. Изд. 10. стр. 200).
В христианском мире по изволению Божию было много явлений душ умерших людей живущим на земле, начиная с Моисея и Илии, явившихся во славе, во время преображения Иисуса Христа на Фаворе. О многократных явлениях Иисуса Христа по воскресении в продолжение сорока дней, не только душою, но и телом, апостолам и многим христианам известно всем из евангельской истории.
Обращаясь к явлениям другого рода, мы должны сказать, что если бы собрать достовернейшие сказания об явлениях душ усопших в христианском мире, то составилась бы целая книга. Являлись не только святые, но и грешные или обыкновенной жизни люди живущим на земле для вразумления их и уверения в будущей жизни. Укажем сперва на важнейшие более известные явления умерших, бывшие в королевских и императорских фамилиях.
Когда умерла шведская королева Ульрика в замке Грипсгольме и положена была во гроб, то в передней комнате отряд королевской лейб-гвардии держал печальный караул. В полдень явилась в приемную любимая королевою графиня Стенбок из столицы Стокгольма, и начальник стражи проводил ее к телу королевы и там оставил. Так как она долго не возвращалась, то капитан гвардии отворил дверь, но, остолбенев, отшатнулся назад. Тогда поспешили к нему все присутствовавшие офицеры и ясно увидели, через отворенную дверь, королеву, стоявшую в своем гробе и обнимавшую графиню Стенбок. Видение казалось плавающим и превратилось скоро потом в густой туман. Когда он рассеялся, тело королевы лежало в гробу, а графини Стенбок нигде не оказалось в замке. Сейчас послали курьера с известием об этом в Стокгольм, и он привез ответ, что графиня Стенбок не оставляла столицы, но умерла в то время, когда они видели ее в объятиях королевы. Тогда составлен был об этом событии протокол и подписан всеми, которые видели это явление313.
В 1821-м году, вскоре после смерти Наполеона на острове св. Елены, поставленный вместо его на престол Франции из прежней династии Бурбонов Людовик XVIII в одну ночь лежал в своей спальной комнате, но долго не мог заснуть и думал о Наполеоне. Свечи тускло горели, на столе лежала корона французского государства и брачный контракт маршала Мармона. Этот контракт предложен был для подписи Наполеону; но военные события помешали утверждению его, и вот он опять лежал перед Людовиком. Часы на храме Богоматери возвестили полночь. Едва затих последний удар, отворилась дверь спальной комнаты, которую запер сам Людовик. Вошел Наполеон, подошел к столу, надел на себя корону, взял брачный контракт и потом перо, – в это время чувства оставили Людовика. Когда он пришел в себя, было уже светлое утро. Первым делом его было осмотреть дверь; она найдена запертою замком и еще задвижкою изнутри; затем король подошел к столу и нашел контракт подписанным «Наполеон». Дальнейшее исследование показало, что некоторые слуги, долго дожидавшие возвращения своих товарищей, в полночь видели бледный призрак, спешивший в спальную комнату короля. Почерк подписи императора на контракте признан был за истинный, и этот замечательный контракт находился еще в 1847-м году в королевском архиве в Париже (у Шальберга в его соч.: «О бессмертии», изд. 2, стр. 42).
В летописях Англии записано, как умершая 4-го января 1736 г. королева английская София, по происхождению Брауншвейгская, являлась по смерти дважды супругу своему королю Георгу первому и просила его разорвать преступную связь с Горациею, начатую еще при жизни королевы. Явившись во второй раз, она взяла кружевной воротничок короля, лежавшего в постели, завязала на нем узел и бросила на грудь короля, сказав, что из смертных никто его не развяжет. Горация на другой день, не могши развязать узла, бросила воротничок в огонь; король вытащил его из камина, но он упал на платье Горации, которое быстро воспламенилось, и она умерла от обжогов. Георг раскаялся, подолгу молился, основал госпиталь, много делал добра именем королевы и умер спустя два месяца после последнего ее явления (Там же, стр. 44).
Много писано было о явлениях в разные времена во дворцах и замках прусской династии белой женщины, предвещавшей смерть кого-либо из членов королевской фамилии. Судя по найденному портрету, это принцесса Берта фон Розенберг, жившая за пять столетий до нашего времени (в XV столетии). В декабре 1628 года она ходила по Берлинскому дворцу и произносила следующие слова: «Гряди Судия живых и мертвых; еще остается мне надежда суда!» В начале прошлого столетия она дважды являлась королеве Луизе, которая сочла это за предзнаменование своей смерти и вскоре после того скончалась. Портреты этой белой женщины продавались тогда во всех книжных лавках Берлина.
В конце прошедшего столетия император Петр 1-й, явившись наследнику русского престола, впоследствии императору Павлу 1-му, предсказал ему печальную участь и недолгую жизнь и убеждал его жить по законам справедливости. Это явление описано со слов самого, тогда еще наследника престола, Павла Петровича. Рассказ об этом Павла Петровича записан баронессою Обер-Кирх; а самый рассказ был в Брюсселе, где наследник был в 1772 году («Рус. арх.» 1869 гл. 111, стр. 517 – 526).
Много описано явлений людям усопших святых. Большею частию они являлись во сне; а что явления их были действительные, это видно из того, что они предсказывали многое, что исполнялось, указывали верные врачевства против болезней или во время сна исцеляли мгновенно и совершенно. Некоторые удостаивались видеть святых в бодрственном состоянии наяву и получали от них даже вещественные знаки или доказательства их явления. Мы расскажем об одном замечательном явлении святых в нашем отечестве в настоящем столетии.
В 1812 году, после того как Наполеон овладел Москвою, принц Евгений, вице-король итальянский, выступил с отрядом войск из Москвы к Звенигороду против русских партизанов. Он занял комнаты в монастыре св. Саввы, ученика пр. Сергия Радонежского. Часов около десяти, не раздеваясь, принц лег и уснул, но вот наяву или во сне, он не знает, видит, что входит в комнату человек в черной длинной одежде, подходит к нему так близко, что он мог при лунном свете рассмотреть черты лица его; он казался старым с седою бородою. Он сказал: «Не вели войску твоему расхищать монастырь, особенно уносить что-нибудь из церкви: если ты исполнишь мою просьбу, то Бог тебя помилует и ты возвратишься в свое отечество целым и невредимым». Принц утром отдал приказ, чтобы отряд возвратился в Москву; сам пошел в церковь и при гробе св. Саввы увидел образ того, кто явился ему ночью, и, узнавши, чей это образ, с благоговением поклонился мощам св. Саввы и записал это в своей книжке. Все другие маршалы Наполеона кончили неблагополучно, но Евгений остался целым и нигде в сражениях после того не был ранен. Он завещал сыну своему Максимилиану, что если он будет в России, то поклонился бы гробу свят. Саввы. Сын приехал в Россию в 1839 году при императоре Николае Павловиче и после маневров или примерного сражения на Бородинском поле в память битвы 1812 г. расспросил, где монастырь св. Саввы, поехал туда с данными проводниками и поклонился гробу его. Это событие не подлежит сомнению314 (Сост. по статье преосвящ. Сергия, еп. Могилевского «О бессмертии души», помещ. в «Душ. Чт.» за 1891 г. в июньской книжке).
Вот еще несколько явлений подобного рода.
1. Владимир Энгельгард, перед отправлением из Москвы в Архангельск по делам службы, 5 февраля 1858 г. письмом просил мать свою, живщую в Петербурге, благословить его на далекий путь. Отправившись в дорогу, он остановился для ночлега на одной станции и тут, лежа на диване, увидел перед собою наяву, 13 февраля, в три часа утра мать свою с сестрою, скончавшеюся еще в 1846 году. Мать благословила его крестным знамением. Пораженный этим видением, он зажег свечу, чтобы яснее рассмотреть явившихся, но явившиеся внезапно стали невидимы. Впоследствии он узнал, что в это самое утро мать его скончалась в Петербурие («Душ. Чт.» 1870 г.).
2. В Бозе почившему Московскому митрополиту Филарету († 19-го ноября 1867 г.) за два месяца до его кончины было необычайное извещение в Сергиевой лавре о близком отшествии его в вечность, именно утром 17-го сентября 1867 года. Пробудившись, он сказал наместнику лавры, архимандриту Антонию: «Мне явился родитель мой и сказал: береги девятнадцатое число». Наместник позволил себе заметить: «Владыко святой! Разве можно верить сновидениям и искать в них какого-нибудь значения? притом как же можно обращать внимание на такое неопределенное указание? Ведь девятнадцатых чисел в каждом году бывает двенадцать». Но владыка ему с уверенностью сказал: «Не сон я видел, и потому думаю с этого времени девятнадцатое число причащаться Св. Таин». И действительно, он причащался 19 сентября, 19 октября и 19 ноября – в день кончины («Утеш. в смерти», еп. Гермогена, изд. 7 стр. 111).
3. «Один высокообразованный христианин, – говорит в своей проповеди высокопреосвященный Никанор, архиепископ Одесский, – рассказал про своего брата офицера следующее: брат его в одном городе ехал с товарищем домой с вечерней пирушки в одном экипаже. Приехал и вошел в свою квартиру, товарищ поехал дальше в свою квартиру. Входит брат в кабинет, сопровождаемый деньщиком и собакою. В кабинете видит: за его письменным столом, к ним спиною, сидит его товарищ, с которым он только что сию минуту расстался. Деньщик говорит: «Вот и не заметил, как они вошли...» Даже собака обнаружила признаки, что видит стороннего человека. Брат заглядывает в лицо сидящему и видит ужасное мертвенное лицо товарища... В ту же минуту слуга товарища прибежал доложить, что «барин сию минуту воротился домой и умер...»
4. Один кавказец сидел ночью у себя в квартире и читал книгу. Поднимает глаза и видит против себя в углу туман. Машет рукою, чтобы туман рассеять. Но из тумана выделяется светлая фигура его невесты, которая была в эту минуту далеко в России. Тот невольно падает перед тенью на колени. Невеста кладет ему венок на голову и исчезает в тумане. Он долго чувствовал на голове тот круг, к которому прикоснулся венок. Идет сейчас же к своим родителям и рассказывает о видении. Записали день и час; оказалось, что в этот день его невеста умерла (Извлеч. из слова Никанора, арх. Херсонск. сн. «Паст. соб.» за 1887 год).
5. Приведем в заключение замечательный рассказ преосвящ. Платона, бывшего митрополита Киевского, о явлении ему умершего императора Николая. В «Русском архиве» г-н. Палимпсестов передает рассказ покойного митрополита Киевского Платона, заслуживающий внимания по авторитетности лица, поведавшего его г-н. Палимпсестову.
Владыко спросил последнего, верит ли он в явления Ангелов и лиц, отошедших от нас в загробный мир. И затем митрополит продолжал:
«Не знаю, поверите ли вы моему рассказу; но не забывайте, я стариц и, хотя и недостойный, но служитель алтаря Господня, и мне нет никакой надобности говорить ложь или вымысел.
Дело было, когда я епископствовал на Дону, именно в конце сорокоуста по скончавшемся Государе Николае Павловиче. Сижу я у себя, время было около полунощных часов под воскресенье, сижу и читаю очередную проповедь одного священника, в которую и было погружено все мое мышление... Стало быть воображение бездействовало и ни к чему меня не приготовляло. В правую сторону от моего стола находилась дверь в приемную, и она по обыкновению была настежь отворена.
Сижу я, с углублением читаю проповедь, кое-что мараю в ней, и вдруг чувствую, что меня что-то ударило в правый бок, ударило слегка, как будто детским резиновым мячиком, брошенным из растворенной двери. Я не мог не взглянуть в эту сторону; взглянул, и что же представилось глазам моим? В дверях стоить во всем своем царском величии, немного склонясь в сторону, государь император Николай Павлович, устремляя на меня свой орлиный взор. И это не было какое-нибудь туманное, призрачное явление, нет, я вижу незабвенного моего царя, как живого, и в нем все, до мельчайших подробностей, явилось мне в осязаемых очертаниях. Мог ли я не притти в трепетное смущение? Смотрю на явившегося возлюбленнейшего моего царя, и он проницательно, величественно и вместе с тем добродушно смотрит на меня. И это было не на мгновение. Невольно возник в душе вопрос: встать ли мне и поклониться? Но как кланяться привидению? А с другой стороны, как не поклониться царю? Привстаю, и в эти секунды ясный дивный образ великого из царей земных стал мало-по-малу переходить в туманный призрак, стал исчезать, не двигаясь с места, и исчез предо мною; но я не заплакал, и вот с той-то минуты реже стали падать из глаз моих слезы при воспоминании о незабвенном царе русского царства.
Что же вы скажете о моем видении? Заподозревать меня в вымысле или лжи вы не имеете ни малейшего основания; видя во мне старика и при том архиерея, правда, под час через меру словоохотливого, но лжецом я никогда не был. Однако что же это было за видение? Галлюцинация, плод воображения, расстройство нервной системы? Пожалуй, и явление Христа апостолам наши ветрогонные мыслители объясняют галлюцинацией, хотя они и не могут доказать, чтобы галлюцинация вдруг овладела 11-ю лицами или пятью стами братий, которым явился Христос по воскресении. Знаете ли, что здесь необъяснимо для меня: достоин ли я был того, чтобы величайший из царей земных посетил из загробного мира мое старческое убожество? Почему он не явился достойнейшему меня. Но, с другой стороны, не тем ли подобные личности и велики, что они «не зрят на человеки.
Г-н. Палимпсестов свидетельствует Богом и своею совестью, что слышал этот рассказ от митрополита Платона в 1878 году, в Одессе, и тогда же записал со слов его (Сн. «Паст. Соб.» 1893 г., № 16).
Итак, земля есть только временное жилище наше. Она есть рассадник разумных существ для других миров. Итак, мы будем и может быть скоро взяты от земли. Будем молить Господа, чтобы Он дал нам силу оставить грехи, которые низводят в низкие мрачные пространства вселенной, и чтобы Он помог нам творить дела, которые возводят в горние, вечно светлые обители небесные315.
* * *
Примеч. Это сказание взято нами из сочинения доктора Шальберга: „О бессмертии» на немецком языке, изд. 2, стр. 63. У Погодина в книге: «Простая речь о мудреных вещах» это событие рассказано в несколько измененном виде (Примеч. архиеп. Сергия Владимирского).
Погодин. „Простая речь о мудреных вещах“ 1873 г., стр. 214.
Примеч. Краткий критический разбор возражений неверующих против истины бессмертия души. Первичное основание для верования человечества в бессмертие души новейшая анимистическая гипотеза (во главе со Спенсерон) указывает в том, что наружный вид умерших людей, а также их духовная физиономия, их характер, их образ жизни и деятельности сохраняются в представлении в воспоминании живых людей, близких к умершим. По временам же, как напр. во сне, умершие являются пред нами со всею определенностию живых существ. Это именно, по предположению названной гипотезы, и послужило начальною основою для того верования, что душа человеческая бессмертна. Но при всей кажущейся психологической естественности гипотеза эта страдает однако же существенным недостатком в том отношении, что ею не объясняется первоначальное происхождение самого понятия о существовании в нас души, как субстанции отличной и отдельной от тела. Такое понятие о душе не дается нам образами умерших людей, представляем ли мы себе их на яву или видим их во сне. Как на яву, так и во сне мы не видим собственно душ, умерших людей. В воспоминаниях наших об умерших и в наших сновидениях воображение наше воспроизводит конкретные образы живших некогда людей в их телесном виде, но отнюдь не их души. Следовательно, представления живых людей об умерших, сами по себе, не могли еще дать первым твердой точки опоры для веры в бессмертие души. Для того, чтобы придти к мысли о том, что во время сновидений, в которых нам представляются образы умерших людей, мы имеем общение именно с их душами, надобно предварительно иметь уже понятие о душе, как о чем-то особенном, отличном от тела. Только имея это понятие, мы можем толковать явления нам покойников во сне в смысле явления нам их душ и делать отсюда дальнейшее заключение о бессмертии и неразрушимости души. Без этого же никакие сновидения не могли бы привести людей к вере в бессмертное назначение души и тем более не могли бы сделать эту веру всеобщим твердым и непоколебимым убеждением человечества. Ежедневный опыт каждого удостоверяет, что сон есть сон, а не действительность. Если даже допускать невероятное, что в первобытном младенческом состоянии простоты и неведения человек еще не догадывался, что сон отличается от действительности: то никак уже нельзя согласиться, что и при большей зрелости мысли человек продолжал оставаться в этом заблуждении и сохранять понятия, добытые посредством ложного толкования снов. А между тем понятие о бессмертии души есть понятие не одних необразованных или диких племен, но в высоко развитых в умственном отношении народов. Отсюда необходимо заключить, что оно произошло из более прочных я твердых основ, чем смутная и шаткая область сонных грез и мечтаний. Основы эти заключаются а) в самопознании и б) в религии, врожденных человеческому духу. а) Человек, как есть полное основание утверждать всегда, как и ныне, чувствовал в себе единое внутреннее начало, управляющее разнообразными движениями его тела. Если не в форме ясного понятия, то в форме непосредственного ощущения и первобытный человек должен был чувствовать и смутно сознавать невидимое начало, живущее в видимой материальной оболочке, т. е. в его теле. Отсюда естественно произошло убеждение, что кроме тела человек имеет душу – сущность отличную от тела. Убеждение это есть естественный плод личного самосознания человека. Дикие народы представляют себе душу в виде тени, в виде пара и под другими более или менее конкретными образами, но во всяком случае отличают ее от тела, как нечто гораздо более тонкое и эфироподобное. Отсюда естественно произошло то воззрение, что когда тело лишается оживляющего его внутреннего начала, то это начало не разрушается подобно телу и не превращается в ничто, но отделяется от тела и в виде легкой тени отлетает в неизвестную область. Отсюда и то представление, что души умерших могут являться живым людям во время сна. Представление это составляет последствие того убеждения, что у человека есть бессмертная душа, но не причину, породившую это самое убеждение. б) Уже один тот факт, что вера в бессмертие человеческой души у всех народов самым тесным образом соединяется с религиею и составляет существенную составную часть почти всех исторически известных религий, указывает на то, что не только в самосознании вообще, но именно в религиозном сознании человека скрывается самый глубокий корень идеи бессмертия. Идея эта не без основания признается более глубокими мыслителями (Платоном, Декартом и др.) врожденною человеческому духу. По крайней мере нельзя не признать, что она возникает из глубочайших, неоспоримо врожденных человеческому духу способностей: из самосознания и религиозного чувства. Религиозное убеждение, что союз, соединяющий человека с Богом, не может рассторгнуться и уничтожиться по смерти человека, но есть вечный союз, который должен продолжаться всегда, составляет самый вдохновляющий догмат религии, без которого она не имела бы жизненной силы. Вера в бессмертие есть одно из исконных верований в человеческом роде: она так же древня, как сам человек и его религия. Эта вера, справедливо замечает один из древних философов, существует с первобытных времен, и мы также мало знаем о времени ее происхождения, как и о том, кто первый пришел к мысли о бессмертии; вера эта сохраняется в человеческом роде с незапамятного времени (Аристотель у Плутарха в „Соnsolat. аd Ароllon.» n. 27). (Сн. „Хриcт. аполог.» Рожд., т. I, стр. 413 – 414). II. Другие мыслители оспаривают самый факт всеобщности веры в бессмертие. Но оспаривать факт всеобщности веры в бессмертие – очень трудно. Нет ни одной религии, которая не включала бы веру в бессмертие в общую систему верований. Нет племени, даже самого грубого, у которого не проявлялась бы она в той или другой форме. Если и указывают на некоторых дикарей, не имевших яко бы такой веры, то эти указания делаются обыкновенно на основании одних поверхностных наблюдений со стороны путешественников. Вот что пишет Людвиг Каро по этому поводу. «Рассказы путешественников, откуда почерпаются эти сведения, очень иногда сомнительны. Если не вполне верными оказываются их описания орудий, жилищ, обычаев, племенных особенностей и произведений местностей, обитаемых ими, то как осторожно должны мы принимать свидетельства о религиозном и моральном состоянии племен, посещаемых ими! Эти идеи очень смутны и неясны в самых душах их, да и высказываются они ими на самых бедных и неразвитых наречиях, а на языке неразвитом трудно выражаются истины отвлеченные, как бы просты они нам ни казались. Притон большая часть дикарей не любят, когда их спрашивают об их убеждениях. Кажется, суеверные мнения диких для них делаются более страшными, когда они выражают их словами, и вместе с тем они боятся, чтобы насмешки белых людей не коснулись верований, которыми они дорожат всего более» (Rеvuе des deux mondes. 1875, 12, сн. „Кр. курс лекц. по пр. Богосл.» Прот. А. Кудрявцева, стр. 38).