Одиннадцатый член Символа веры
17. Исход души покаявшихся грешников
Представим здесь несколько примеров смерти грешников, покаявшихся и примирившихся с Богом. Смерть их не сопровождается теми же ужасами, какие неразлучны при смерти нераскаянных грешников.
I. Один из страшных преступников, став лицом к лицу к своим злодеяниям, столь тяжко мучился своею совестию, что заболел и поступил в больницу. В больнице в скором времени он почувствовал, что для него наступает последний час жизни. Тогда из бездны греховной он вопиет к милосердому Богу. И что же? Жестокие мучения совести в нем сменились чувством умиления; он стал плакать о грехах своих и столь сильно, что платок, которым прикрыл свои глаза, после смерти его найден весь смоченный слезами («Пролог» 17 окт.).
II. Св. мученики самосатские Иаков, Роман и др., только что перешли от мрака к свету, только что успели окреститься, и – должны были следовать на смерть. Когда было велено распять их на крестах, они, воспоминая свое языческое многобожие и нечестие, в котором столь недавно находились, говорили друг другу в чувстве умиления: «Подлинно, мы недостойны того, чтоб нам умереть, как умер Иисус Христос» (Акты муч. «Хр. Ч.», 180 г., 38).
IIІ. Св. Иоанн Лествичник передает нам, не по преданию, а как очевидец, рассказ о целом общежитии падших и кающихся грешников (подвиги покаяния их были поразительные). Об исходе-то их он говорит следующее: когда кто из них умирал, прочие старались видеть умирающего, пока он находился в полной памяти, и спрашивали его: «Каково твое состояние?.. чего ты надеешься? получил ли ты какое-нибудь извещение о спасении твоем или еще не ясную имеешь надежду? был ли внутри тебя глас: «отпущаются ти греси твои» (Мф. 9:2); «вера твоя спасе тя» (Мф. 9:22)? И умирающий отвечал: «Благословен Господь, иже не отстави молитву мою и милость Свою от Мене» (Пс. 65:20). Так пишет св. Лествичник о кающихся в своей Лествице (V слово).
Так, хоть покаявшиеся грешники при смерти своей встречаются мыслью с ужасными грехами, которые допустили, или вообще припоминают себе беспечную и многострастную жизнь свою, – однако не приходят в смущение: потому что искренно исповедались во грехах своих пред Богом и с верою приобщились Св. Таин, а иные и успели показать плоды покаяния. Соболезнование их о смертных грехах только вызывает в них чувство умиления пред Богом и благодарность Богу за то, что они удостоились прежде конца принести покаяние. Они представляют себе Бога не Судиею только праведным, но и милостивым Отцом.