Источник

10 Две причины семейного несогласия между супругами

Первая причина семейного несогласия между супругами, производящая тысячи бедствий как для них, так и для детей, есть та, что в наши дни погони за материальными выгодами и чувственными удовольствиями заключают весьма много браков по рассчету.

Св. Иоанн Златоуст с силою обличает тех, кои, оставляя без внимания душевные качества невесты, руководствуются в выборе ее какими-либо рассчетами корыстными. Признавая, что брак есть союз сердец по искреннему взаимному доверию и расположению, и должен быть образом союза Господа Христа с церковию, он старался при всяком удобном случае, и с особенною выразительностью поставить всем на вид, что корыстный, так называемый «благоразумный» выбор невесты, на самом деле в высшей степени неблагоразумен для мужа, оскорбителен для святости брака, унизителен для чести жены, и вреден по своим последствиям. Равным образом тот же святитель обличал и родителей невесты, которые ищует для своей дочери богатого жениха. «Прежде всего, – говорит св. Иоанн Златоуст, – ищи для девицы мужа, настоящего мужа или друга, – ведь ты хочешь отдать ему не пленницу, а дочь свою. Не ищи денег, ни знатности по роду, – все это не важно, а ищи кротости, истинного благоразумия и страха Божия, если хочешь, чтоб твоей дочери приятно было жить с ним. Ведь если ты (мать) будешь искать побогаче жениха, ты не только не принесешь ей никакой пользы, а можешь сделать и вред, потому что сделаешь ее из свободной рабою. От золотых украшений она ведь не получит столько удовольствий, сколько огорчений доставит ей ее рабское положение» (Злат. 20-я беседа на посл. к Ефес.). Из этого видно, как необходимо для семейного согласия руководиться духовною стороною брака, а не какими-либо материальными соображениями, что к великому прискорбию упорно и решительно не хотят в настоящее время знать многие, вступающие в брак.

Вторая причина семейного несогласия та, что ни муж ни жена, или кто либо из них, не хотят во взаимных своих отношениях руководится теми правилами, которые предписаны в божественном откровении, без соблюдения которых ни один брак не может быть счастлив. Вот это божественное учение об отношениях между супругами: «Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела. Но как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем... Так должны мужья любить своих жен, как свои тела: любящий свою жену любит самого себя. Ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти. но питает и греет ее, как и Господь Церковь» (Еф. 5:22–24, 28, 29). Поясняя эти слова, св. Иоанн Златоуст говорит: «Жена произошла из ребра мужа, и оба они составляют как бы две части одного целого. Каждый из них в отдельности не полон, как будто у него отнята какая-нибудь часть тела, и не в состоянии ни рождать детей, ни устроить, как следует, настоящую жизнь. Но при всем том муж имеет нечто большее. Соответственно со Христом он получил и то, чтобы не только любить свою жену, как должно, но и благоустроят жизнь ее, да будет свята и непорочна; жена же, хотя и равночестна мужу, есть второе начало: значит не должна требовать равенства с мужем, так как стоит под главою, ни он не должен высокомерно смотреть на нее, как на подчиненную, ибо она тело его. Если голова станет пренебрегать телом, то пропадает и сама... Муж должен предавать себя в услужение жены, а она заботиться о нем, посвящая ему все свои чувства. Нет ничего лучше такого супружества» (Беседа на посл. к Ефес. и Колос.). – Вот единственно истинное условие семейного согласия между мужем и женою: только при соблюдении его возможно семейное счастие. Но что же мы видим на самом деле? Многие христиане, утратив веру в божественное откровение, вместе с тем делают все попытки, чтобы разорвать все узы, которыми Господь Бог скрепил человеческую семью и общество. Проповедуя равноправность мужа и жены, так называемую свободу чувств, гражданский брак и т. п., эти люди, если бы предоставить им полную свободу действий, в конец разрушили бы семью, а с нею и целое общество, ибо, скажем словами мудрого святителя Филарета, митрополита Московского, – «в семействе лежат семена всего, что потом раскрывается и возрастает в великом семействе, которое называется государством» (Государственное учение митрополита Филарета).

Плачевные плоды опасных лжеучений о семейной жизни мы видим на каждом шагу в несчастных браках, во взаимной неверности, в дурно воспитанных детях и еще более дурных гражданах, в недовольстве тихими семейными радостями, в общем разочаровании жизнию, которое нередко заканчивается даже великим грехом самоубийства. Только вера Христова есть наша помощь, наша надежда, наша радость, наше спасение, без нея всюду недовольство, вражда, запустение, бедствия и смерть (Прот. Гр. Дьяченко, сн. слово его, напечатанное в Моск. церк. епар. вед. за 1891 г.).

 

Источник: Уроки и примеры христианской веры : опыт катехизической хрестоматии / Сост. прот. Г. Дьяченко. - Репр. изд. - Москва : Паломник, 1998. - XII, 725, XXXVI с.

Комментарии для сайта Cackle