О таинстве покаяния
9. Не стыдись исповедовать грехи свои
(Из творений св. Иоанна Златоустого)
«Ничто столько не губительно для греха, как его обличение и осуждение, соединенное с покаянием и слезами. Ты осудил свой грех? Через это ты сложил с себя бремя. Кто говорит это? – Сам Судия – Бог. «Глаголи ты беззакония твоя прежде, да оправдишися» (Ис. 43:26). Для чего, скажи мне, ты стыдишься и краснеешь сказать грехи? Разве ты сказываешь человеку, который станет упрекать тебя? Разве исповедуешься перед сорабом, который разгласить твои дела? Господу, Промыслителю, Человеколюбцу, Врачу показываешь ты рану. Разве Он, Который знает, наши дела еще до совершения их, не будет знать, если ты не скажешь? Разве грех от обличения его делается тяжелее? Напротив, легче. И Бог требует от тебя признания не для того, чтобы наказать, но чтобы простить; не для того, чтобы Ему узнать грех твой: разве Он и без этого не знает? но для того, чтобы ты узнал, какой долг Он прощает тебе. Хочет Он показать тебе великость Своей благости для того, чтобы ты непрестанно благодарил Его, чтобы был медлительнее на грех, ревностнее к добродетели. Если же ты не скажешь о великости долга, не узнаешь и превосходства благодати. Я не заставлю тебя, говорит Он, выходить на средину зрелища и окружать себя множеством свидетелей; Мне одному, наедине, скажи грех, чтобы Я уврачевал рану и избавил от болезни» (Беседа о Лаз. IV).
«Если бы кто из мирских судей предложил кому-нибудь из пойманных разбойников или грабителей открыть свои преступления, и таким образом избавиться от наказания, то они со всею охотою приняли бы это, презирая стыд ради своего спасения. А здесь не бывает ничего такого, но Бог и отпускает грехи и не заставляет высказывать их в присутствии других, но требует только одного, чтобы сам получающий отпущение познал величие дара» (Слово 2-е оглас. к готовящ. ко крещ.). «Господь, зная слабость нашей природы, когда мы, преткнувшись, впадаем в какой-нибудь грех, требует от нас только того, чтобы мы не отчаивались, но отстали от грехов и поспешили к исповеди. И если это мы сделаем, Он обещает нам скорое помилование, потому что Сам говорить: «еда падаяй не востает, или отвращаяйся не обратится?» (Иер. 8:4).
Если он разбойника, бывшего на кресте, удостоил благоволения Своего, то тем более удостоит нас Своего человеколюбия, если мы захотим исповедаться в наших прегрешениях.
Итак, дабы и нам воспользоваться Его человеколюбием, не устыдимся исповедать грехи свои: ибо велика сила исповеди и много может сделать она. Вот и разбойник исповедался и нашел отверстый рай» (Беседы о кресте и разб.).
«Зная сие, не пренебрежем столь человеколюбивого Господа, но чтобы нам не быть наказанными и не подпасть суду, пусть каждый войдет в свою совесть и, исследовав жизнь и тщательно рассмотрев все грехи, пусть осудит душу, соделавшую их, пусть обуздает помыслы, укротит, стеснит ум свой и накажет себя за грехи строгим покаянием, слезами, исповедию, постом и милостынею, воздержанием и любовию, дабы, всячески отложив здесь свои грехи, мы могли отойти туда с полным дерзновением» (Беседа IV о Лаз.).