Источник

3. Святоотеческие изречения о таинстве покаяния

1. Св. Киприан, еп. Карфагенский, учит: «Прошу вас, возлюбленнейшая братия, да исповедуем каждый свой грех, доколе согрешивший находится еще в сей жизни, когда исповедь его может быть принята, когда удовлетворение и отпущение, совершаемое священниками, угодно перед Господом» (De lарs. с. 28, 29, in Patrоlоg. curs. compl. Т. IV, р. 488, 489).

2. Св. Афанасий Великий: «Как человек, крещаемый от человека, т. е. священника, просвещается благодатию Духа Святого; так и исповедующий в покаянии грехи свои приемлет оставление их через священника благодатию Иисуса Христа» («Adv. Novat. fragm. in Gаllаnd.» V, 213).

3. Св. Василий Великий: «Исповедовать грехи необходимо перед теми, кому вверено домостроительство таинств Божиих» («О подвиж. правила, кратко излож., отв. на вопр. 288, в Тв. cв. отц.» IX, 360).

4. Св. Амвросий Медиоланский: «Кто может отпущать грехи, кроме одного Бога, Который так же отпущает их через тех, кому дал власть отпущать?» (In Luc. t. I, n. 13). И в другом месте «Право сие предоставлено одним священникам» («de роеnit.» I, с. 2, n. 7). В третьем: «Люди совершают только служение во отпущение грехов; но не показывают какой-либо собственной власти, ибо не в свое имя отпущают, а во имя Отца, и Сына, и Св. Духа; они просят, Бог дарует; человеческое здесь послушание, а щедродательность принадлежит верховной власти» (De Sрir. 5, III, с. 8).

5. Св. Лев, папа римский: «Ходатай Бога и человеков, человек Господь Иисус Христос даровал предстоятелям церкви власть, чтобы они и преподавали освящение покаяния кающимся, и через дверь примирения допускали их, очищенных спасительным удовлетворением, к приобщению Св. Таин. Но в этом деле непрестанно участвует Сам Спаситель»261 („Epist. LХХХІV“).

 

* * *

261

Примеч. Критическая заметка об учении беспоповцев о таинстве покаяния. Таинство покаяния относится к числу таинств «потребно нуждных во спасение»; по словам «Б. Катехизиса», оно есть „слезное крещение, вторая дщица по разбиении спасительного корабля» (гл. LХХII, л. 340), и потому как без крещения невозможно спасение, так невозможно оно и без покаяния. Беспоповцы признают всю важность таинства покаяния в деле спасения, но учат, что совершить оное по нужде может и простой мирянин. В доказательство этого они указывают, во 1-х, на свидетельства священных книг и канонические правила. В числе их имеют особенное значение в глазах беспоповцев следующие свидетельства: а) место из послания св. апостола Иакова, б) правило, находящееся в Номоканоне, в отделе „о духовницех“, в) слова из «Благовестника», в толковании ХVІII гл. евангелиста Матфея, и некоторые другие. Место из послания ап. Иакова читается так: исповедайте друг другу согрешения ваша (Иак. V, 16; зач. 57). Этими словами ап. Иаков, по мнению беспоповцев, дает право совершать исповедь лицу неосвященному, мирянину. Но «М. Катехизис», приведя означенные слова апостола, поясняет их следующим образом: „исповедатися убо никому же иному имамы, точию пред теми, иже ямут силу разрешати (л. 36 об.), а силу эту имеют только лица священные: „покаяние бывает, говорит тот же „М. Катехизис“, разрешением священническим, им же сила дана есть от Христа вязати и решити« (там же). К такому же пониманию слов апостола мы придем, если будем рассматривать их в связи. Пред тем (т. е. рассматриваемым местом) ап. Иаков сказал: болит ли кто в вас: да призовет пресвитеры церковные, и да молитву сотворят над ним, помазавше его елеем во имя Господне. И молитва веры спасет болящаю, и воздвигнет его Господь и аще грехи сотворил ест, отпустятся ему (14 – 15 ст.). А далее следует: исповедуйте друг друга согрешения, и молитеся друг за друга, яко да исцелеете (ст, 16). Кото же велево здесь призывать к большому для молитвы об исцелении? Не простолюдинов, а пресвитеров церковных! О чьей посему молитве сказано, что она спасет болящего и воздвигнет его Господь, и аще грехи сотворил, отпустятся ему? Без сомнения, о молитве тех же, кого велено призывать к больному. Следовательно, кому как не пресвитерам, которые призываются, надобно тогда и исповедовать прегрешения? Таким образом, и по объяснению «М. Катехизиса» и по связи речи св. апостола, слова «другу другу» имеют не общий, а ограничительный смысл, т. е. не всякому другому (другу) можно исповедовать согрешения, а тому, кто имеет силу разрешить, т. е. лицу священному (Ивановский). Место в «Номоканоне», указываемое беспоповцами, читается так: «аще кто есть священник, не искусен же, а другий не священник, искус же имея духовного деяния, сему паче священника праведно есть помышления приимати и правильно исправляти»... Но в приведенных словах из Номоканона дозволяется простому иноку только принимать помышления, но ни слова не говорится о связании или разрешении кающегося. Очевидно, что здесь речь не о совершении таинства покаяния, а о скитской, или нравственной исповеди, состоящей в принятии им помышлений новопоставленного инока для руководства его в иноческой жизни. Такой обычай вручения новопоставленного инока старцу для научения иноческой жизни, существующий в монастырях издавна, продолжается доселе. Новоначальный инок, обыкновенно, открывает старцу свои мысли, желания, дурные наклонности, вообще все состояние своей души, чтобы тот мог дать соответственное назидание и совет. В подобных случаях, конечно, лучше обращаться к искусному ве священнику, чем к неопытному в духовной жизни священнику. Но если требуется совершить исповедь, соединенную с разрешениеи грехов, то означенное предпочтение опытного не священника неопытному священнику уже невозможно, как свидетельствует тот же Номоканон. В нем непосредственно за вышеприведенными словами читаем: обаче не суть священницы иноцы... приемлющии некиих помышления и связующии и решающии да знают, яко не по правилом сие творят, и ни во что же есть» (Потреб. Иосиф., л. 730 об.). В Благовестнике, в объяснение слов: елика аще свяжете на земли и пр., сказано: „Не токмо елика священницы разрешают суть разрешена, но и мы обидемии елика или связуем или разрешаем, и там (на небесах) суть связана или разрешена». Соответственно этому и св. ап. Петр спрашивал Господа: аще согрешит в мя брат мой, отпущу ли ему до седм крат? В ответ на это Господь заповедал отпускать до седмьдесять крат седмирицею (Толк. на Матф. зач. 76). Стало быть, заключают беспоповцы, прощать, разрешать грех может всякий не только священник, но и мы обидемии. Но приведенные слова не подтверждают учения беспоповцев, так как не имеют никакого отношения к таинству покаяния. В таинстве покаяния, по неложному обетованию Господа, разрешение грехов, подаваемое священником кающемуся, сопровождается разрешением от Бога, а здесь об этом нет и речи, а говорится только, что разрешающий, прощающий другим сам заслуживает прощения от Бога, тогда как в таинстве покаяния прощается Богом не тот, кто разрешает, а тот, кого разрешают, т. е. касающийся грешник. Посему и бл. Феофилакт поясняет, что словами этими Господь научает нас быть незлопамятными, ибо он более всего ненавидит безжалостность и зверство. Кроме того здесь речь идет о прощении личных обид и оскорблений, потому что сказано: и мы «обидемии» можем разрешать; аще согрешит в мя брат кой, спрашивал ап. Петр. Между тем на исповеди кающийся является не как обидящий духовника; он раскаивается в грехах, не против него содеянных, а против Бога. А по словам Благовестника, „аще Богу согрешит, не могу аз препростый простити его, но аще кто Божий чин имеяй священнич„ (Благов. Матф., гл. XVIII, зач. 76, л. 154). – (Сост. по „Рук. по облич. русск. раск.“... Изд. 2, К. Плотнякова, стр. 275 – 280).


Источник: Уроки и примеры христианской веры : опыт катехизической хрестоматии / Сост. прот. Г. Дьяченко. - Репр. изд. - Москва : Паломник, 1998. - XII, 725, XXXVI с.

Комментарии для сайта Cackle