Предварительные катехизические понятия
19. Превосходство св. веры христианской пред другими религиями по учению свв. мучеников
1. «Нет иного благовещения, – наставлял преп. Варлаам царевича Иоасафа, – нет иной веры лучшей, кроме проповеданной апостолами, извещенной Богоносными отцами на соборах и преданной соборной церкви» («Чет.-Мин.» ноября 19 д.).
2. Св. мученицу Сиру спрашивал мучитель-язычник, почему она отвергла отеческих богов и приняла иную веру, – она отвечала ему: «Всякий человек, имеющий здравый смысл, не уподобляется животным, которые идут по следам родивших их, но идет тем путем, который признает лучшим и не следует своим отцам и праотцам заблуждающимся: так и я, видя христианскую веру лучшею, нежели отеческое нечестие, избрала лучшее, отвергнув худшее». Когда же мучитель грозил ей многими муками, она, положив руку на свою выю, сказала: «Отсеки сию» («Чет.-Мин.» августа 24 д.).
3. Имя христианин св. мученики считали лучшим и почтеннейшим из всех имен и, часто, одним этим именем означали свое высокое звание и назначение «Како именуешися?» спросил воевода-язычник св. мученика Акакия. «Вожделенное, – отвечал мученик, – мне и всему моему роду имя, от Христа происходящее: христианин называюся» («Чет.-Мин.» мая 7 д.).
4. «Коея еси веры?» спросил судья мученика Трофима. «Христианин есмь, – отвечал мученик, – Христов раб, и хочу быть жертвою Христу» («Чет.-Мин.» сент. 19 д.).
5. Когда разрешали от уз мученика Мардария, чтобы вести его к мучителю на допросы, он просил своего старца пресвитера (Евстратия): «Молю тебя, господине мой, научи меня, что мне отвечать тому пагубному человеку, чтобы он меня некнижного не обольстил как?» Старец отвечал: «Говори, брате мой, только одно: христианин я, Христов раб, и больше ничего не говори». Несколько раз был вопрошаем св. Мардарий о своем имени, отечестве и вере – и всякий раз говорил: «Христианин я, Христов раб» («Чет.– Мин.» дек. 13 д.).
6. Язычники в защиту своей языческой веры выставляли св. угодника и то, что она вера давняя, а в унижение христианской веры то, что она недавняя. «Не о том только следует рассуждать, – отвечали св. угодники, – что вера ваша древняя, но о том, достойна ли она того, чтобы ее принять; ибо не все древнее честно, есть и зло древнее; однако оно не должно почитаться ради одной древности. Боги же ваши не что иное, как дело рук человеческих, немы и глухи, и не только другим, но и себе никакой пользы принести не могут; почитание богов ваших было виною злого и порочного жития людей; из-за них потоп истребил род человеческий. Если бы хранить все древнее ради одной древности, то следовало бы подражать и Каину братоубийце и тем, которые хотели построить башню до небес» («Чет.-Мин.» окт. 13 и апр. 11 д.). (См. кн.: «Правосл. исповедание христиан. веры в Четиих-Минеях», прот. А. Свирелина. Спб. 1893 г., стр. 5–7).