Девятый член Символа веры
6. Освящение человека или усвоение им заслуг Христовых может быть совершено только в церкви Христовой
I. Под именем освящения разумеется действительное усвоение нам заслуг Христовых, или такое дело, в котором Всесвятой Бог, при известных условиях с нашей стороны, действительно очищает нас от грехов, оправдывает и соделывает освященными и святыми (1Кор. 1:1; 2Кор. 1:2). «И сими [убо] нецыи бесте, – писал св. ап. Павел к Коринфским христианам, исчислив разные виды грешников, – но омыстеся, но освятистеся, но оправдистеся именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего» (1Кор. 6:11). Это освящение, по словам древних учителей веры, составляет как бы главизну нашего спасения, завершая его собою, так что последнее без первого было бы еще не конченным.
II. В деле освящения нашего участвуют все Лица Пресвятой Троицы: Отец, Сын и Святой Дух.
Бог Отец представляется источником нашего освящения. От Него Спаситель первоначально ниспослал на землю Духа Святого: «и Аз умолю Отца, – говорил Иисус Христос ученикам перед вознесением Своим на небеса, – и иного Утеиштеля даст вам, да будет с вами во век» (Ин. 14:16); «Утешитель же, Дух Святый, егоже послет Отец во имя Мое, той вы научит всему» (Ин. 14:26).
Дух Святой представляется совершителем нашего освящения. Явившись на землю, вскоре по вознесении Спасителя на небеса, чтобы усвоить нам дело спасения, Дух Святый с тех пор выну пребывает в церкви (Ин. 14:16);
возрождает грешников в таинстве Крещения (Ин. 3:5),
сообщается верующим в благодатных дарованиях, как «Дух премудрости и разума, Дух совета и крепости, Дух ведения и благочестия, Дух страха Божия» (Ис. 11:2, 3);
обитает в нас, как в храмах Своих (1Кор. 6:19);
«способствует нам в немощах наших» (Рим. 8:26),
производит в нас плоды духовные: «любы, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, веру, кротость, воздержание» (Гал. 5:22) и все другие, так что «никтоже может рещи Господа Иисуса, точию Духом Святым» (1Кор. 12:3).
Сын Божий представляется виновником нашего освящения. Он заслужил для нас все благодатные дарования Духа Святого Своею крестною смертию. А потому, если Дух ниспослан от Отца на землю: то не иначе, как по ходатайству Сына (Ин. 14:16), во имя Сына (Ин. 14:26), и никогда бы не был ниспослан, если бы Сын не совершил на кресте дела нашего искупления, и, вследствие Своих заслуг, не был прославлен (Ин. 7:39). Потому же Сын изображается раздаятелем Духа Святого всем верующим и жаждущим «воды живы» (Ин. 7:37, 38), и благодать Духа называется обыкновенно «благодатию Господа нашего Иисуса Христа» (Рим. 16:24; 1Кор. 16:23; 2Кор. 13:13; Гал. 6:18; Фил. 4:23; 2Сол. 3:18), или «благодатию Христовою» (Гал. 1:6; 2Кор. 12:9), «благодатию, данною о Христе Иисусе» (1Кор. 1:4; 2Тим. 1:9), и сам Дух Святой – «Духом» Христовым (Рим. 8:9), «Духом Сына» (Гал. 4:6).
Для того, чтобы мы могли усвоить себе заслуги нашего Спасителя и, действительно, освятились, Он
1) основал на земле благодатное царство Свое, церковь, как живое орудие, чрез которое совершает наше освящение;
2) сообщает нам в церкви и через церковь благодать Духа Святого, как силу, освящающую нас;
и в 3) учредил в церкви таинства, как средства, через которые сообщается нам благодать Св. Духа, – (Сост. по «Догматич. Богосл.» митр. Макария, т. II, стр. 241 – 4).