Источник

Часть 15, Глава 4Часть 15, Глава 6

Девятый член Символа веры

5. Глава церкви – Господь Иисус Христос

«Вверив видимое управление Своею церковию епископам, которые дарованною им властию связуют всех верующих во единый союз внешний, Господь Иисус невидимо Сам держит кормило правления церкви, как истинная ее глава и, оживляя ее единою и тою же спасительною благодатию Св. Духа, соединяет всех членов церкви союзом внутренним» («Прав. испов.» ч. 1, отв. на вопр. 85; посл. восточн. патр. о прав. вере чл. 10).

Что Господь Сам невидимо управляет церковию и есть ее глава, – открывается:

1. Из того, что Он, передавая перед вознесением своим, божественную Свою власть в церкви св. апостолам, а в лице их и всем будущим их преемникам, обещался пребывать с ними «во вся дни до скончания века» (Мф. 28:20), – пребывать, без сомнения, для того, чтобы руководить их на их высоком поприще, содействовать им, управлять ими. И, следовательно, избрал их только видимыми орудиями Своего благодатного действия на верующих.

2. Из того, в частности, что хотя власть учительства Он поручил апостолам и их преемникам, но верховным Учителем, невидимо через них поучающим верующих, повелел называть одного Себя (Мф. 23:28), и потому сказал: «Слушаяй вас, Мене слушает: и отметаяйся вас, Мене отметается» (Лк. 10:16). Равным образом, хотя власть совершать священнодействия для освящения верующих поручил церковным пастырям, но верховным первосвященником, который «всегда жив сый, во еже ходатайствовати о нас, может спасти до конца приходящих чрез него к Богу» (Евр. 7:24, 25), остается Сам и Сам невидимо совершает через пастырей св. таинства; Сам невидимо предстоит и приемлет покаяние грешника, исповедующего грехи свои перед священником; Сам есть «приносяй и приносимый» в таинстве Евхаристии. Тоже должно сказать относительно церковного управления, которое, хотя видимо поручено пастырям, но сосредоточивается невидимо в Господе; как «царь» благодатного царства (Ин. 18:36, 37) и «Пастыреначальник» (1Пет. 5:4).

3. Наконец, из ясных месть Св. Писания, где Иисус Христос прямо называется главою церкви, а церковь Его телом. Например: «И Той... глава телу церкве» (Кол. 1:18); «и Того даде главу выше всех церкви, яже есть тело Его» (Еф. 1:22, 23); «муж глава есть жены, якоже и Христос глава церкви, и Той есть Спаситель тела» (Еф. 5:23; см. также Еф. 4:11–16; Кол. 2:19; 1Кор. 10:17, 12:12; Рим. 12:4, 5). Так же учили и древние знаменитые пастыри:

а) св. Василий Великий: «В ней (в церкви) содержит и сочетавает каждый член в единомыслии с другим единая и истинно единственная глава, которая есть Христос» (в Тв. св. отц. IX, 12).

б) св. Григорий Богослов: «Один Христос – одна глава церкви» (в Тв. св. отц. III, 220).

в) блаж. Феодорит: «Христос Господь занимает место главы, а верующие в Него – место тела» (In. Ерhеs. сар. I. и. 23) и другие210.

 

* * *

210

Примеч. Церковь римско-католическая отступила от истины в учении о единой главе церкви Христовой. Она учит, что будто папа – есть видимая глава всей церкви, что он наместник Христа, князь над епископами и над самыми царями. Притязания римских епископов на главенство церкви начались еще с конца второго века, и продолжались во все последующие века, а в 1870 году, к удивлению всего христианского мира, на Римском соборе утверждено, как догмат, учение о непогрешимости папы. В основание превратного учения о главенстве папы, римская церковь утверждает, будто бы апостол Петр был по воле Спасителя, князем над апостолами, наместником Христа на земле, и главою церкви, что будто бы эти преимущества и права свои апостол Петр передал своим преемникам – римским епископам. В подтверждение своих мыслей римско-католическая церковь превратно толкует слова Христа Спасителя апостолу Петру: ты еси Петр, камень, и на сем камени созижду церковь Мою, и врата адова не одолеют ей. И дам ти ключи царства небесного: и еже аще свяжеши на земли, будет связано на небесех (Мф. XXI, 18, 19). Здесь под камнем разумеется не сан ап. Петр, а твердое исповедание им веры во Христа. Под ключами царства небесного, разумеется власть разрешать, или не разрешать грехи кающихся, и чрез это допускать или не допускать их в царство небесное, каковую власть Иисус Христос предоставил не только ап. Петру, но и всем апостолам. Так, после Своего воскресения, Он сказал им: приимите Дух Свят: им же отпустите грехи, отпустятся им, к им же держите, держатся (Иоан. XX, 22, 23). Сам ап. Петр называет себя сопастырем всех других пастырей церкви, и заповедует им не господствовать над наследием Божиим (1Петр. V, 1 – 3). В истории церкви апостольской мы видим, что ап. Петр не имел никаких особенных преимуществ пред прочими апостолами. Так, на соборе апостольском, в 51 г. по Р. Хр., председательствовал не ап. Петр, а ап. Иаков, который произнес и окончательное решение на этом соборе (Деян. гл. XV). Потом, когда многие из самарян уверовали в Иисуса Христа, апостолы, узнав об этом, послали Петра и Иоанна в Самарию для утверждения новообращенных в вере Христовой. Это послание было бы неуместно, если бы ап. Петр считался князем над другими апостолами. Когда в Антиохии ап. Петр избегал общения с христианами из язычников, ап. Павел при всех обличил его (Гал. II, 1 – 12), а это трудно бы допустить, если бы ап. Петр считался наместником Иисуса Христа и князем над апостолами. Когда ап. Петр крестил Корнилия и его семейство, апостолы стали упрекать его за общение с язычниками, он принужден был оправдывать свой поступок, что было бы излишне, если бы он считался главою апостолов и наместником Иисуса Христа (Деян. XV, 1 – 18). Когда ап. Павел, пред отправлением своим на проповедь, прибыл в Иерусалим, то он обратился здесь не к одному ап. Петру, а к собору апостолов: Иакову, Петру и Иоанну. С тою же целью римские богословы извращают и другие многие места Священного Писания, также свидетельства об этом предмете святых отцов и учителей церкви. На самом же деле, ни в Священном Писании, ни в подлинных, правильно понимаемых свидетельствах отцов и учителей церкви, ни в истории церкви апостольской, нет подтверждения учению римско-католической церкви. После времен апостольских вселенская церковь никогда не признавала римского епископа главою церкви. Так, во 2-м в. св. Ириней, епископ лионский, обличал римского епископа Виктора, когда он стал повелительно требовать, чтобы восточные христиане праздновали Пасху по римскому обычаю. Такое же обличение сделано было в 3-м в. св. Киприаном, епископом карфагенским, римскому епископу Стефану, по поводу вопроса о действительности крещения, совершаемого еретиками, и о принятии последних в общение с церковью в случае обращения их. На 1-м вселенском соборе признаны были «равными» епископы: римский, александрийский и антиохийский; на 2-м вселенском соборе к ним присоединен был епископ Константинопольский, а на 4-м и епископ иерусалимский. Римскому же епископу никогда не было предоставляемо главенство над всеми епископами, или над всею христианскою церковью (Сн. кн. „Руководство к изучению правосл. христ. веры“, Прот. II. Мазанова, изд. 4. Полтава 1887 г. стр. 102 – 104.


Источник: Уроки и примеры христианской веры : опыт катехизической хрестоматии / Сост. прот. Г. Дьяченко. - Репр. изд. - Москва : Паломник, 1998. - XII, 725, XXXVI с.

Комментарии для сайта Cackle