Источник

Часть 15, Глава 3Часть 15, Глава 5

Девятый член Символа веры

4. Разнообразный смысл и значение слова «церковь»

Слово «церковь» употребляется в Св. Писании и у отцов церкви в чрезвычайно разнообразных значениях. В виду этого представляется необходимым, указав различные значения слова «церковь», точнее определить понятие церкви Христовой или, что тоже, церкви спасающей.

Слово «церковь», по переводу с греческого языка (ὲκκλησία), означает собрание, соединение, общество. Так изъясняет это слово и св. Златоуст в первой беседе на 1-е послание к Коринфянам: «Церкве имя, – говорит он, – не разделения, но соединения и согласия есть имя». Но так как собрание, или общество может быть неодинаково как по числу, так и по достоинству своих членов, то и слово «церковь» может употребляться и в более широком и в более узком значениях, в приложении к людям благочестивым и людям нечестивым. Так, прежде всего, «церковь» означает совокупность всех разумносвободных существ, «яже на небесех и яже на земли», соединенных под единою Главою, Господом Иисусом Христом (Еф. 1:10; ср. Еф. 1:20–23; Кор. 1:17–20). Это – самое широкое понятие церкви.

Менее широкое, но вместе с тем наиболее употребительное в слове Божием то понятие церкви, по которому в состав ее входят все истинно-верующие, пребывающие здесь на земле. О такой церкви – речь в послании к Рим. 12:4, 5; 1Кор. 12:13, ср. ст. 1Кор. 12:27, 28; Еф. 5:23–27; Кол. 1:24 и др.

Далее церковию называется общество верующих одной какой-либо местности, града, даже дома или семейства. Так – в слове Божием упоминается церковь Иерусалимская (Деян. 8:1), Антиохийская (Деян. 13:1), Лаодикийская (Кол. 4:16), Солунская (1Сол. 1:1; 2Сол. 1:1), домашняя церковь Акилы и Прискиллы (1Кор. 16:19), церковь Нимфана (Кол. 4:15) и др.

Иногда церковию именуются одни только пасомые или одни только пастыри. В первом смысле слово «церковь» употреблено, например, в гл. XX «Деян. Апостольских» (Деян. 20:28), где ап. Павел увещевает Ефесских епископов быть внимательными в деле спасения «церкви Господа Бога» (Ср. 1Тим. 3:4, 5).

Со вторым значением слово «церковь» употреблено в XVIII гл. Ев. Мф. (Мф. 18:17), в словах: «повеждь церкви: аще же и церковь преслушает (брат твой), буди тебе якоже язычник и мытарь». «Повеждь церкви», сиречь – повеждь ее председящим, толкует слова Спасителя св. Златоуст (Беседа 50 на Ев. от Матфея ср. «Благовестник» зач. 75)207. У св. отцов церковию именуются иногда только некоторые свойства, принадлежащие церкви, как собранию верующих. В этом смысле св. Златоуст, например, говорит: «Церковь не стены и покров: но вера и житие... Церковь – не стены церковные, но законы церковные» (Маргар. сл. 5, л. 519; Кн. о вере, л. 19). Словом «церковь» определяется иногда богослужебное или молитвенное собрание верующих, как в Деян. 11:26, 14:27; 1Кор. 11:22 ср. 1Кор. 11:20 и др.

Наконец, церковию называется в слове Божием собрание и нечестивых людей: «Возненавидех церковь лукавнующих, и с нечестивыми не сяду», свидетельствует о себе псалмопевец, св. прор. Давид (Пс. 25:5).

Кроме ὲκκλησία, греческое νάὸς (храм) часто переводится на славянский язык также словом «церковь». В этом, смысле церковию называется храм, т. е. дом молитвы и общественного богослужения, известным образом устроенный (Деян. 3:2, 3, 22:17, 24:11–17).

В смысле храма или жилища Духа Святого церковию именуется каждый христианин: «Вы... есте церкви Бога жива», пишет ап. Павел Коринфским христианам (2Кор. 6:16, ср. 1Кор. 3:16).

В том же смысле храма Спаситель назвал церковию тело Свое, в словах: «разорите церковь сию, и треми деньми воздвигну ю... Он же глаголаше, – поясняет евангелист, – о церкви тела Своего» (Ин. 2:19, 21), а в одной церковной песни («Покаяния отверзи ми двери») церковию называется даже тело христианина (по до-Никоновской редакции: «церковь нашу телесную»).

Очевидно, что не ко всякой из названных нами «церквей» приложимы те обетования, какие даны церкви, основанной Самим Господом, т. е. что она есть «столп и утверждение истины» и пребудет такою «до скончания века» (1Тим. 3:15; Мф. 16:18, 28:20). Не говорим уже о собрании людей нечестивых, равно как о теле христианина (эта церковь или храм, по словам церк. песни, «весь осквернен»): по самому существу своему такие церкви не могут быть столпом и утверждением истины. Не относятся Божественные обетования и к земному телу Спасителя, так как это самое тело было предано Господом на страдание и смерть, дабы через то «стяжать» или водрузить церковь, во веки неразрушимую (Деян. 20:28; Еф. 5:25–27 и др.); не может быть назван «столпом и утверждением истины» и каждый христианин – в отдельности: как человек, он всегда подвержен опасности падения, и самое принятие благодати Божией, соделывающее его «церковию» или храмом Святого Духа, может оказаться для него, по слову апостола, тщетным (1Кор. 6:4. Ср. 2Пет. 1:8). При том же, христианин, какой бы степени нравственного совершенства он ни достиг здесь на земле, никогда не может считать себя совершенно свободным от недостатков и погрешностей, ибо по слову апостола: «Аще речем, яко греха не имамы, себе прелыщаем, и истины несть в нас» (1Ин. 1:8); не относятся Божественные обетования и к храму, или месту общественного богослужения, так как «стены, – говорить св. Златоуст, – летом (т. е. летами) обветшавают» (Мар. л. 519). Самое молитвенное собрание верующих также не может быть признано церковию во веки неразрушимою и непогрешимою, так как, во-первых, такие собрания могут быть иногда и беcпорядочными или неблагопристойными (1Кор. 11:17–22; Деян. 19:32), а во-вторых, они не постоянны и не вечны, но во времени начинаются, во времени и оканчиваются, тогда как церковь Христова должна пребыть «во вся дни до скончания века» (Мф. 28:20). Определение церкви, данное св. Златоустом, не обнимает определяемого предмета во всей его широте, так как «вера и житие» необходимо предполагают верующих и живущих по вере, без этих же последних «вера и житие» – нечто отвлеченное, в действительности не существующее208, равным образом и «законы церковные» предполагают как «держащих» эти законы, так и, руководящихся ими или живущих по ним.

Церковь, как собрание одних только пасомых или одних только пастырей, также не может быть признана церковию Христовою, т. е. спасающею, так как пасомые необходимо предполагают пастырей, а пастыри пасомых. Притом же, образом «стада без пастырей» слово Божие пользуется обыкновенно для изображения рассеяния и разложения общества (3Цар. 22:17; Иез. 34:5), а где разложение, там нет вечности: равным образом – отнятие пасомых у пастырей есть знак Божественного гнева и наказания, постигающего пастырей за небрежное отношение к стаду (Иез. 34:10; Иер. 23:1–4), а Свою церковь Христос возлюбил так, что и Себя предал за нее (Еф. 5:35). Наконец, нельзя Божественных обетований неодоленности и непогрешимости относить и к частным христианским обществам или церквам, так как, по свидетельству слова Божия, такие церкви могут погрешать и даже могут быть совсем отвергнуты Господом (Ин. 2:5, 15, 16, 3:3, 15, 16).

Итак, какой же церкви даны Божественные обетования непогрешимости и вечности? другими словами, какая церковь спасающая? Несомненно, что та только церковь может быть признана «столпом и утверждением истины» или церковию спасающею, которую руководит и спасает Сам Господь, ибо, говорит Спаситель, «без Мене не можете творити ничесоже» (Ин. 15:5); Господь же, по свидетельству ап. Павла, Спаситель только той церкви, которая в слове Божием именуется Его телом: «Христос глава церкви, и той есть Спаситель тела» (Еф. 5:23).

Весьма нужно заметить это различие значений слова церковь: потому, что, не различая этих значений, и употребляя места Писания, в которых находится слово церковь, без надлежащего рассмотрения, как нередко поступают отступники от православия, неизбежно впадешь в разные заблуждения. Ибо, что говорится в Писании о церкви в одном значении, того нельзя сказать о церкви в другом значении. Например того, что можно сказать о церкви, как о храме Божием (о здании), нельзя сказать о церкви, как о правоверующих людях. Посему св. Златоуст в беседе на слова: «предста царица» (Пс. 44:10), сказав о церкви, как о верующих людях: «Церкви ничтоже есть равно», тотчас остерегал слушателей, чтобы они не приняли этих его слов о церкви, как о храме (о здании), именно: «Не глаголи ми стены... стены летами обветшавают; церкви же никогдаже стареет» (см. «Маргарит.» лист 519). Или еще: «Вельми церковь Богу возлюблена есть. Не сия, яже стенами огражена, но сия, яже верою огражена»209 («Книга о вере», л. 19 на обор.). – (Сост. по кн. «Истинно древняя и истинно православная Христова церковь», Григория, митр. Новгородского и спб. М. 1883 г. стр. 13 – 18).

 

* * *

207

Такое толкование св. отцов вполне согласуется и с ходом речи. Непосредственно за приведенными нами словами Спаситель, в объяснение их, говорить о власти церкви вязать и решить верующих (ст. 18), а эта власть дана была Господом не всем верующим, а только апостолам (Иоан. XX, 21 – 23); от апостолов же она должна была перейти к тем, которым поручено «созидание тела Христова» – церкви, Еф. IV, 11–12; ср. 2Кор. X:4–8, ХIII, 10.

208

Почему св. Златоуст приведенное вами выражение заменяет иногда другим: „церковь, иже верою ограждена“ («Кн. о вере» л. 19 обор.).

209

Примеч. Нравственное назидание для верующих, заимствуемое от разных наименований церкви. „Церкви святой в Божием слове различные приписываются именования и уподобления, говорит св. Тихон Задонский. Она называется Христовым телом; ее чада суть ее члены, преблагословенную главу – Христа имеющие, и верою и любовию с сею главою соединенные (Римл. XII, 4, 5; 1Кор. X, 17). Итак, ежели церковь есть тело Христово, и ты член сего благословенного тела: то рассуди сам, как свято и чисто жить тебе должно? Какую любовь, как к святейшей главе Оной, так и к святым Ее членам, т. е. истинным христианам иметь надлежит! – В святое сие общение ничто не входит скверное и нечистое. Свят Господь, Глава церкви; свято и тело Его – церковь. Очистим убо себе и мы от всякие скверны плоти и духа, творяще святыню во страсе Божии. Церковь называется домом Божиим; ибо в ней, как в доме Своем, кровию Христовою освященном, благоволит он милостиво обитать (1Тим. III, 15; Евр. III, 6). Ежели церковь есть дом Божий, жилище и град небесного Царя, а ты гражданин и житель православного града сего хочешь быть: то с какою охотою и усердием долженствуешь повиноваться закону небесного Царя, слушать Его и служить Ему, чтобы не лишиться гражданства и общения святых и благословенных граждан! Она именуется матерью верующих, которая рождает чад своих не от семене истленна, но неистленна словом живого Бога и пребывающа во веки, воспитывает их и возращает пищею слова Божия и святых тайн. Ежели церковь Христова есть матерь верных и твоя: как должно тебе ее любить, почитать, слушать, яко родившую тебя водою и духом! Именуется церковь двором овчим (Иоан. X, 1). В сем святом дворе верные, яко овцы кроткие, незлобивые, мирные, простосердечные, водворяются и пасутся от Господа, Пастыря своего, душу Свою за них положившего. Ежели церковь Христова есть двор овчий, и ты находишься между овцами, в сен дворе находящимися: помышляй, как должно тебе слушать гласа Христа – Пастыря твоего и повиноваться Ену, когда не хочешь быть отлученным от стада Его благословенного и соделаться снедию волка – губителя диавола. Называется церковь Божия виноградником (Матф. XX, 4; Марк. XII, 1). Лоза в винограднике сем Христос Сын Божий; делатель есть Бог и Отец Господа Иисуса Христа (Иоан. XV, 1), рождие, прицепившееся к сей истинной Лозе суть вернии Его, которые верою и любовию с Ним соединены, благодатию Его оживляются, напояются и плод творят. Ежели церковь Христова есть виноградник Божий, и ты в нем находишься: то как крепко должно тебе держаться верою и любовию истинной Лозы – Христа, и плод творить угодный делателю – Богу, чтобы как розге непотребной, не творящей плода добра, не извергнуться вон и, яко иссохшей, не быть преданною в сожжение. Наконец, церковь Христова уподобляется кораблю, который на море мира сего плавает и к тихому вечного покоя пристанищу стремится. Кормчий сего спасительного корабля есть Сам Христос; сей великий и безопасный корабль прознаменован ковчегом Ноевым. Ибо как Ной святой со всем домом своим в ковчеге спасся от всемирного потопа, а все, вне ковчега бывшие, погибли: так и ныне те только спасаются от потопа греховного, от гнева Божия и осуждения, которые в церкви святой находятся и истинными сынами ее пребывают. Если же церковь Христова есть корабль, спасающий вас от гнева Божия и страшного потопа адского, и ты в сем корабле находишься: берегись прогневать кормчего – Христа, дабы из сего спасительного корабля не выпасть и в вечном гнева Божия и суда потоке не погибнуть» (Сн. кн. «Излож. христ. уч. прав. кафолич. церкви». Свб. 1869 г., стр. 296 – 297).


Источник: Уроки и примеры христианской веры : опыт катехизической хрестоматии / Сост. прот. Г. Дьяченко. - Репр. изд. - Москва : Паломник, 1998. - XII, 725, XXXVI с.

Комментарии для сайта Cackle