Девятый член Символа веры
52. Права учительства в церкви принадлежат священной иерархии
Церковь Христова есть общество верующих в Иисуса Христа; в этом согласны все. Но одни из христиан учат, что церковь есть такое общество, в котором существуют два класса членов: во-первых, богоучрежденная иерархия (священноначалие), или класс пастырей, которым Сам Господь поручил на хранение Божественное Свое слово, и дал право объяснять и проповедовать его другим, и, во-вторых, класс пасомых, которые не имеют этого права, обязаны учиться вере от своих пастырей, и пользоваться Божественным откровением под их руководством. Напротив, другие утверждают, что такого разделения членов в церкви не должно быть, что нет богоучрежденной иерархии, что все верующие равны между собою, все имеют одинаковое право учить, все могут непосредственно, без всякого стороннего руководства, пользоваться словом Божиим, объяснять его по своему крайнему разумению, и таким образом созидать свою веру и спасение. Мы, как чада церкви православной, держимся первой мысли, и потому, когда говорим, что хранительницею и истолковательницею Божественного откровения поставлена быть церковь, то разумеем собственно одну церковь учащую, или священную иерархию. Следовательно, для подтверждения этой мысли, нам должно показать, что Христос-Спаситель, действительно, учредил в своей церкви особое сословие людей, которых одних уполномочил, быть блюстителями и истолкователями Его Божественного слова для всех ищущих спасения, а отнюдь не предоставил такого права всем верующим.
В этом убеждаемся:
1) Из истории Самого Спасителя. Для настоящего случая она представляет нам три следующие несомненные истины:
а) Явившись на земле, чтобы совершить великое дело нашего искупления, Спаситель сначала только одному Себе усвоял право учить людей истинной вере, полученное им от Отца: «Дух Господень на Мне, – говорит Он, – егоже ради помаза Мя благовестити нищим, посла Мя исцелити сокрушииенныя сердцем, проповедати плененным отпущение, и слепым прозрение: отпустити сокрушенные во отраду, проповедати лето Господне приятно» (Лк. 4:18, 19), и, проходя грады и веси с проповедию Евангелия, присовокуплял: «Аз на сие родихся, и на сие приидох в мир...» (Ин. 18:37). Аз «на сие послан есмь» (Лк. 4:43), заповедуя в то же время народом и учеником: «Вы же не нарицайтеся учители: един бо ваш есть учитель, Христос... ниже нарицайтеся наставницы: един бо есть наставник ваш, Христос» (Мф. 23:8, 10).
б) Потом, Он передал Свое Божественное право учительства Своим ученикам, двенадцати и семидесяти, которых Сам нарочито избрал к этому великому служению из среды всех Своих слушателей (Лк. 6:13, снес. Лк. 10:1 и след.) – передал сперва на время еще во дни Своей земной жизни, когда посылал их проповедовать Евангелие Царствия только «овцам погибшим дому Израилева» (Мф. 10:5–16 и дал.), а за тем и навсегда, по воскресении Своем, когда, совершив Сам все дело Свое на земле, и отходя на небо, сказал им: «якоже посла Мя Отец, и Аз посылаю вы» (Ин. 20:21), «шедше... научите еся языки, крестяще их во имя Отца и Сына и Святаго Духа» (Мф. 28:18); и с другом стороны, весьма ясно и с страшными угрозами обязал всех людей и будущих христиан принимать учение апостолов и им повиноваться: «Слушаяй вас, Мене слушает... отметаяйся вас, Мене отметается: отметаяйся же Мене, отметается пославшего Мя» (Лк. 10:16. См. также Мф. 10:14, 18:15–19; Мк. 16:16).
в) Наконец, в то же самое время, как передавал Господь Свое Божественное право учительства апостолам, Он выразил желание, чтобы от апостолов непосредственно перешло право это и на их преемников, а от сих последних, переходя из рода в род, сохранялось в мире до скончания мира, ибо Он сказал ученикам Своим: «шедше в мир весь, проповедите евангелие всей твари... шедше... научите вся языки, крестяще их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, учаще их блюсти вся, елика заповедах вам: и се, Аз с вами есмь во вся дни до скончания века» (Мк. 16:15; Мф. 28:19–20). Но эти ученики, без сомнения, не могли жить до скончания века, и если могли проповедовать Евангелие всем языкам, какие только были им современны, то не могли же проповедовать народам последующих веков. Следовательно в лице Своих апостолов Спаситель послал на дело всемирной проповеди, равно как обнадежил Своим присутствием, и всех их будущих преемников: это не простое гадание ума, а положительное учение одного из самих апостолов, который говорит, что Сам Христос дал церкви Своей не только «апостолы, пророки, благовестники», но и «пастыри и учители» (Еф. 4:11).
2) Из истории св. апостолов. Апостолы, без сомнения, всего лучше знали волю своего Господа; они водились Духом Его, и как во всем, так и здесь, конечно, совершенно с нею сообразовались. Как же поступали апостолы? Они – а) постоянно удерживали за собою право учительства, полученное ими от Господа (Деян. 5:42, 6:1–5), не смотря ни на какие прещения врагов (Деян. 4:19, 5:28, 29), и свидетельствовали каждый о себе: «Аще... благовествую, несть ми похвалы, нужда бо ми належит: горе же мне есть, аще не благовествую» (1Кор. 9:16); б) они передавали, потом, свое Божественное право своим преемникам, епископам и пресвитерам, которых сами избирали и поставляли (Деян. 14:23, 20:28), заповедуя им учить благовременно и безвременно, со всяким долготерпением и настоянием (2Тим. 4:2–5; 1Тим. 4:6, 14); в) заповедали также этим нарочито избранным и освященным лицам (Деян. 20:28) передавать свою Божественную власть учительства и другим, подобным образом избранным и приготовленным людям (2Тим. 2:2; Тит. 1:5, 9), как своим преемникам; г) а с другой стороны запрещали восхищать эту власть людям, к тому непризванным: «Како проповедят, аще не послани будут» (Рим. 10:15), спрашивает великий учитель языков, «еда вси апостоли? еда вси пророцы? еда вси учители? (1Кор. 12:29), – и ответствует в другом послании: «никтоже сам себе приемлет честь, но званный от Бога, якоже и Аарон» (Евр. 5:4) и д) всех вообще верующих обязывали и увещевали: «Повинуйтеся наставником вашим и покоряйтеся: тии бо бдят о душах ваших, яко слово воздати хотяще» (Евр. 13:17 и др.).
3) Из всей последующей истории христианства. Как учили апостолы, так учили потом и мужи апостольские, без сомнения, всего лучше знавшие волю своих наставников, как то: св. Климент Римский, св. Игнатий Богоносец223, так учили потом и последующие пастыри: Киприан224, Григорий Богослов225, Златоуст226, Амвросий, Иероним, Августин, Григорий Великий227, отцы VI вселенского собора (в правиле 64) и другие. Все они единогласно утверждали, что пастыри церкви суть истинные преемники апостолов, и что они только одни прияли, через преемство от апостолов, законную власть и обязанность быть блюстителями и истолкователями божественного откровения, а все миряне должны слушаться гласа своих пастырей, и не имеют права учить. «Не подобает мирянину, – говорит именно 64 правило VI вселенского собора, – произносити слово, или учити, и тако брати на себя учительское достоинство, но повиноватися преданному от Господа чину, отверзати ухо приявшим благодать учительского слова, и от них поучатися Божественному. Ибо в единой церкви разные члены сотворил Богь, по слову апостола (1Кор. 12:27), которое изъясняя Григорий Богослов, ясно показывает находящийся в них чин, глаголя: «Сей, братия, чин почтим, сей сохраним: сей да будет ухом, а тот языком: сей рукою, а другий иным чем-либо: сей да учит, тот да учится». И после немногих слов далее глаголет: «Учащийся да будет в повиновении, раздающий да раздает с веселием, служащий да служит с усердием. Да не будем все языком, аще и всего ближе сие, ни все апостолами, ни все пророками, ни все истолкователями». И после неких слов еще глаголет: «Почто твориши себе пастырем, будучи овцою? почто делаешися главою, будучи ногою? почто покушаешися военачальствовати, быв поставлен в ряду воинов? и в другом месте повелевает премудрость: «Не буди скор в словах» (Еккл. 5:1); «Не распростирайся убог сый с богатым» (Притч. 23:4); не ищи мудрых мудрейший быти. Аще же кто усмотрен будет нарушающим настоящее правило: на четыредесят дней да будет отлучен от общения церковного».
Понятно, после сего, в каком смысле преимущественно должно разуметь слово – церковь, когда речь идет о непогрешимости ее в деле учения. Непогрешима, без сомнения, вообще вся церковь Христова, состоящая из пастырей и пасомых. Но так как блюсти, проповедовать и истолковывать людям Божественное откровение предоставлено собственно сословию пастырей; так как пасомые обязаны неуклонно последовать в сем святом деле гласу своих богопоставленных наставников (Еф. 4:11–15; Деян. 20:38; Евр. 5:4, 13, 17): то очевидно, что при раскрытии учения о непогрешимости церкви, преимущественно надобно иметь в виду церковь учащую, соединенную, впрочем, нераздельно с церковию учимою. «Учит Дух Святый церковь, – говорят святейшие патриархи восточные, – через святых отцов и учителей кафолической церкви... церковь научается от живоначального Духа, но не иначе, как через посредство св. отцов и учителей... Кафолическая церковь не может погрешать или заблуждаться и изрекать ложь вместо истины: ибо Дух Святой, всегда действующий чрез вернослужащих отцов и учителей церкви, предохраняет ее от всякого заблуждения»228 (Из «Введ. в прав. Богосл.» митр. Макария, стр. 511 – 525).
* * *
Clement. Roman. „еріst. 1 аd Соrinth.» n. 1, 34, 47, 57; Ignat. „epist. аd Smyrnens.“ n. 8; epist. аd Маgnes. n.. 3, 6, 7.
Еріst. 52 аd Antonianum et epist. adlapsos.
Тв. св. отц. в русс. иер. 1844, 1. стр. 142 – 145.
Tom. XI. 75 еt tom. X, 548, Vеnet. 1741.
Аmbros. de оffic. ministr. Ііb. II, сар. 24, n. 123; Hіеrоn. dialog. contra Luciferian. сар. 4; Аugustin. contra еріst. Рarmaniani, Ііb 1., сар. 3, n. 5; Gregor. Magn. epist. Маgn. еріst. 61 advеrus Махіm., Аntioch. еріsc.; сн. еріst. 63 аd Тhеоdоret.
„Послан. патриархов восточно-кафол. церкви о правосл. вере“ чл. 12.