Источник

Часть 15, Глава 52Часть 15, Глава 54

Девятый член Символа веры

53. Суд церкви

Господь сказал: «Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним; если послушает тебя, то приобрел ты брата своего; если же не послушает, возьми с собою еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово; если же не послушает их, скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь» (Мф. 18:15–17). В этих словах содержится учение Господа о суде церкви. Объясним эти слова.

«Согрешит против тебя»: поступит несправедливо в отношении к тебе на словах ли то, или на деле, причинит, например, без вины обиду, нанесет оскорбление, что похитит и т. п.

«Брат твой»: по вере. Христиане называются братьями, потому что принадлежат к одному великому семейству искупленных и спасаемых, потому что имеют одного Отца Небесного и одну матерь – церковь, соединены одними узами благодати и будущего предназначения.

«Пойди и обличи его между» и пр.: так как оскорбивший от стыда неохотно бы пошел просить прощения, то Он посылает к нему оскорбленного и посылает его с тем именно намерением, чтобы исправить происшедшее между ними расстройство... «Оскорбивший тебя от гнева и стыда находится как бы в усыплении, а ты здоровый и должен придти к оному больному, и для того, чтобы врачевство твое могло быть скорее принято, ты должен производить суд не публично... а обличать только наедине, дабы обличение в присутствии многих свидетелей не показалось слишком тяжким и обличаемый вместо того, чтобы исправиться, не сделался еще наглее. Слово «обличи» не другое что значит здесь, как: напомни ему о грехе и скажи ему о том, что ты от него потерпел» (Златоуст). Братское, дружеское обличение согрешившего ближнего со стороны того, против кого он согрешил, иногда бывает действительнее всяких законом полагаемых взысканий и лучше всего исправляет его.

Если послушает тебя»: если сознается в своем грехе, если осудить себя и смирится; – «приобрел ты брата своего»: приобрел вновь того, кто отпал было через грех, будучи членом царства Христова, приобрел для Царства Божия, которого он через грех лишился было. «Не сказал: он (брат) только получил пользу от сего для себя, но и ты с своей стороны приобрел его. А этим показал, что тот и другой прежде сего много теряли, – один терял брата, а другой – собственное спасение» (Злат.).

«Если не послушает»: твоего дружеского обличения и увещания, если не будет сознаваться в своем грехе, если будет упорствовать в этом грехе, и ты один не в силах более убедить его, возьми одного или двух: чтобы они были частию свидетелями поведения обидевшего брата перед церковию, если то потребуется (Мф. 18:17), частию обличителями и увещателями за обиженного, ибо «двое могут (сильнее) обличить согрешившего» (Злат.), – дабы устами двух и пр. В законе Моисеевом (Втор. 19:15) было сказано, что недостаточно одного свидетеля, чтобы свидетельствовать на кого-либо, в какой-либо вине и в каком-нибудь преступлении и в каком-нибудь грехе, но при свидетельстве двух или трех свидетелей состоится всякое дело. Этот закон Спаситель применяет и к согрешающему брату. «Видишь ли, как Спаситель ищет пользы не оскорбленного только, но и оскорбившего? Обижен собственно тот, кто объят страстию; он и болен, и слаб, и немощен. Посему-то Спаситель и посылает оскорбленного к нему, то одного, то с другими» (Злат.).

«Скажи церкви»: церковь – общество верующих в Иисуса Христа. Разумеется здесь не вселенская церковь, но частная местная церковь, общество верующих, живущих в одном месте; а так как судебная власть в церкви принадлежит, по указанию Христову, представителям церкви, первоначально апостолам, а потом и их преемникам, пастырям и учителям, то частнее здесь под церковию разумеются именно ее представители, пастыри и учители. ««Скажи церкви»: т. е. ее представителям» (Златоуст, Феофилакт, Евф. Зигабен). «Если и церкви не послушает», если не убедится увещаниями, обличениями, предостережениями предстоятелей церкви, если не подчинится их суду, – да будет он тебе, как язычник и мытарь. Иудеи называли язычниками всех, кроме себя, и не входили с ними ни в какие отношения, особенно религиозные; мытарей считали они людьми развращенными, отверженцами, с которыми тоже старались не входить ни в какие отношения, чуждались их и избегали. Смысл изречения, значит, таков: не считай более такового упорного своим братом как закоснелого и неизлечимо-больного, прекрати с ним христиански-братское общение, чтобы не заразиться его болезнию. О формальном его исключении из общества или церкви (каково напр. 1Кор. 5), хотя прямо и не говорится здесь, но таковое исключение есть уже справедливое и необходимое следствие из такого противления суду церковному, неподчинения ему и нераскаянности. – («Толк. Еванг.» епископа Михаила, т. I, стр. 330 – 333).

 

Источник: Уроки и примеры христианской веры : опыт катехизической хрестоматии / Сост. прот. Г. Дьяченко. - Репр. изд. - Москва : Паломник, 1998. - XII, 725, XXXVI с.

Комментарии для сайта Cackle