Источник

Часть 15, Глава 50Часть 15, Глава 52

Девятый член Символа веры

51. О праве церкви изменять церковные обряды

Под обрядами разумеются такие постановления церкви, которые касаются не существа веры, а внешней стороны ее и не имеют догматического основания ни в слове Божием, ни в определениях вселенских соборов. Сюда относятся: церковные чины и уставы, порядки церковного управления, разные предметы и действия, имеющие символическое значение. Обряды явились не сразу в своем строго определенном виде, а вырабатывались постепенно церковию, которая сама вводила их в употребление и, когда находила нужным, то изменяла их, а некоторые и совсем уничтожала, заменяя новыми, лучшими, при чем строго требовала подчинения своим распоряжениям, подвергая не подчиняющихся отлучению. Такое право церкви изменять, дополнят и переменять на лучшее то, что не имеет догматического характера, всегда принадлежало и принадлежит церкви неотъемлемо. Это ясно доказывается многими историческими примерами и свидетельствами.

а) Так, первое правило апостолов Петра и Павла говорить: «Аз, Петр, и Павел заповедуема людем делати пять дней в недели, в субботу же и в неделю да упражняются в церковь...» (Кормч., л. 27), а между тем Лаодикийский собор совершенно упраздняет это правило, говоря: «Всяк христианин не в субботу празднует, но в неделю. Толкование: аще убо который христианин в субботу, празднует и не делает, таковой с иудеи празднует и жидовствует; сего ради подобает в субботный день делати, не делати же и праздновати в неделю» (29 пр. в Кормч., л. 78).

б) Другой пример. В мало-азийских церквах был обычай, ведший свое начало от ап. Иоанна Богослова, праздновать пасху 14 нисана, в какой бы день это число ни случилось, но 1 вселенский собор отменил его и установил праздновать в первый воскресный день после весеннего полнолуния («Синакс. в 7 нед. по пасхе, Кормч.», л. 6). Антиохийский собор 1-м правилом постановил извергнуть того из клира, кто покусится изменить постановление I вселенского собора о пасхе, а Лаодикийский собор в 7 пр. называет четыренадесятников, т. е. празднующих пасху 14 нисана, еретиками и предает проклятию.

в) Третий пример. Ап. Павел в 1 посл. к Тимофею (1Тим. 3:2) говорит, что епископу подобает быти «единые жены мужу»: 5 правило св. апостолов запрещает епископам отпускать своих жен «под видом благоверия», а 12 правило VI вселенского собора «не прощает по постановлении епископства жити епископом с своими женами», угрожая ослушникам извержением из сана («Кормч.», л. 180 на об.). Таким образом православная церковь изменяла или даже уничтожила некоторые правила апостольские, делая это «на спасение и на лучшее поспешение людем промышляюще» (Объясн. 12 пр. VI всел. соб.).

Если так она поступала с установлениями самих апостолов, не касающимися сущности веры Христовой, то тем более могла исправлять на лучшее подобные же постановления последующего времени. Доказать это не трудно. Так, напр., отцы Неокесарийского собора постановили 15-м правилом иметь в городе по семи диаконов, как писано в «Деяниях Апостольских», «аще град и велик есть» («Кормч.», л. 56 об.). Но отцы VI вселенского собора 16-м правилом упразднили это постановление и решили напротив, что «каяждо церковь да имать колико может пресвитер, или диакон, и прочих причетник», на том основании, что отцы Неокесарийского собора «не добре разумеша», сказанное в книге «Деяний Апостольских» о семи диаконах: там говорится не о служащих тайнам, а о служащих трапезам («Кормч.», л. 182).

Если обратимся к церковным богослужебным чинам, то и здесь увидим, что многое в них изменилось: или добавлялось, или сокращалось, или совсем уничтожалось. Ясное свидетельство об этом мы находим у св. Прокла, п. Константинопольского, в трактате о предании литургии: «Апостолы и по них последовавшие учители совершали божественную службу весьма пространно; христиане же, охладев во благочестии, не стали приходить к слушанию литургии, по причине долговременного ее продолжения; св. Василий, снисходя сей слабости человеческой, сократил оную, а по нем еще более св. Златоуст умалил» (см. так. же «пролог», 23 день октября).

Некоторые богослужебные чины не только изменялись, но и совершенно выходили из церковной практики. Таковы, например, чин летопроводства, чин пещного действия, братотворения и т. п.

Есть много и других чинов и обрядов, из которых одни подверглись изменению, а другие совершенно уничтожены. И вообще вместе с толкователем 11-го правила Лаодикийского собора нужно сказать: «Бяху в древних нецыи обычаи в церквах бываемии, от них же убо временем ови забвени быша, инии же отнюдь присташа, другие же правила отсекоша» (л. 74 на об. сн. «толк. на 19 пр. того же собора»). Таким образом из сказанного видно, что церковь всегда имела и имеет право изменять и даже совсем отменять обряды, как не касающиеся существа веры, и распоряжениям ее должны подчиняться все православные христиане, – иначе они подвергаются отлучению от церкви. – (Составл. по кн. «Рук. к облич. русск. раскола». К. Плотников, стр. 44 – 46).

 

Источник: Уроки и примеры христианской веры : опыт катехизической хрестоматии / Сост. прот. Г. Дьяченко. - Репр. изд. - Москва : Паломник, 1998. - XII, 725, XXXVI с.

Комментарии для сайта Cackle