Девятый член Символа веры
50. Что составляет начальство в созданной Господом церкви?
Начальство в созданной Господом или в истинно Христовой церкви обыкновенно называется иерархиею (священноначалием), и состоит существенно из трех степеней или чинов: епископов, пресвитеров (они иначе обыкновеннее называются иереями и священниками) и диаконов. Эту тройственность степеней церковной иерархии св. церковь всегда несомненно признавала за установление Божие, и имела во все времена.
1. Св. Дионисий Ареопагит говорит: «При церковническом священноначалии троическое есть разделение: Божественный священноначальник (епископов) чин.... священников... и диаконов» («О церк. иерархии» кн. 3, гл. V, стр. 259 на обор. и 262, и 263 на обор.).
2. Св. священномученик Климент, еп. Римский, говорит: «Господь повелел совершать приношения и службы, не случайно и без порядка, но в определенные времена и часы. Также где, и через кого угодно Ему совершать сие, Сам Он определил высочайшим Своим изволением, дабы все, будучи совершаемо свято и благоугодно, было приятно воле Его... Первосвященнику свое дано служение, священникам свое назначено место, и на левитов (диаконов) свои возложены должности» (Клим. в 1 посл. к Кор., см. «Христ. Чт.» Ч. 14, стр. 278).
3. Св. священномученик Игнатий, когда говорит о лицах, начальствующих в церкви, то всегда упоминает только о трех степенях, не более. Так, в послании к Траллианам он говорит: «Иже без епископа и пресвитеров и без диаконов что либо творит, таковой оскверняется совестию» («Игнат. к Траллиан.», стр. 12). Тоже говорит св. Игнатий в послании к Филадельфийцам: «Кровь Иисуса Христа есть радость вечная и постоянная, особенно для пребывающих в единении с епископами и его пресвитерами и диаконами, установленными по воле Иисуса Христа».
4. Благовестник говорит: «В церкви чин совершение имать, предстоящими украшение, и ни большем лепо быти, ни мнее, еже.... трие сии.... диакони... пресвитери... и архиереи» («Благовест. в Еванг, от Луки» лист 206).
5. Симеон Фессалоникийский пишеть: «Хиротонисуемые в три чина раэделяеми суть во епископа, пресвитера и диакона» (Симеона Фессалон. «Толков. о божеств. храме и сущих в нем...» отв. на 32 вопр.; сн. кн. «Истинно древняя и истинно правосл. Христова церковь», Григория митр. С.-Петерб, Ч. 1, стр. 62 – 64).