Девятый член Символа веры
49. Примеры чудотворений от мощей и других останков святых
1. Тело одного мертвеца, едва только коснулось костей св. пророка Елисея во гробе его, тотчас ожило – и мертвый восстал (4Цар. 13:21; сн. Сир. 48:14, 15). Об этом чудесном событии так раcсуждает св. Кирилл Иерусалимский: «Он (Елисей), будучи в живых, совершил чудо воскресения своею душою. Впрочем, чтоб не только были почитаемы души праведных, а верили бы, что и тела праведных имеют таковую силу, мертвый, упавший в гроб Елисеев, коснувшись мертвого тела пророка, ожил. Мертвое тело пророка совершило дело вместо души. Тогда как оно было мертво и лежало во гробе, даровало жизнь мертвецу, и даровавши жизнь, само по прежнему осталось мертвым. Для чего? для того, чтоб не приписано было дело сие одной душе, когда бы воскрес Елисей, а чтоб показать, что и тогда, как не находится в теле душа, заключается в теле святых некоторая чудодейственная сила, так как в продолжение многих лет обитала в оном праведная душа, которой оно было покорно» (св. Кирилла Иерусалимского «Поучение огласительное» XVIII).
2. Самая милоть пророка Илии, оставленная им Елисею при вознесении его на небо, разделила прикосновением своим воды Иордана, чтобы Елисею можно было перейти чрез него (4Цар. 11:14).
3. Даже платки и полотенцы св. апостола Павла, возлагавшиеся на недужных и одержимых бесами в отсутствие его, исцеляли болезни и прогоняли нечистых духов (Деян. 19:12). Из духовно-исторических рассказов о чудесах, бываемых при мощах св. угодников, весьма многие дают твердыя основания в пользу почитания святых мощей. Замечательнейшие из этих повествований следующие:
4. Св. Василий Великий, в слове на мученика Маманта, говорит: «Всем явственны чудеса, которыми св. мученик одним здравие дал, другим жизнь»; а в слове о св. мученице Иулитте рассказывает, что когда мощи ее святые были принесены на одно безводное место, то тотчас же вышел из земли источник сладкой воды, так что все обитатели того места назвали св. Иулитту своей кормилицей.
5. При перенесении мощей св. Филиппа, митрополита Московского, из Соловецкой обители в город Москву, великий Государь Алексий Михайлович с Никоном, митрополитом Новгородским, со всем священным собором, с боярами и со всеми православными, встретили его у Напрудного в Москве и лишь только приняли его на свои главы, подал он исцеление бесноватой немой: она стала говорить и выздоровела. Когда принесли на пожарище к Лобному месту, еще исцелил девушку при посланниках Литвы, которые стояли у Лобного места. Когда поставили св. мощи его на Лобном месте: все пролили слезы умиления... На площади у Грановитой палаты был исцелен слепой.
Не менее, как два, три человека в сутки, а то пять, шесть и семь человек получали исцеление. Исцелена жена Стефана Вельяминова. Она уже сказала, чтобы читали ей отходную, как забылась и ей явился чудотворец и сказал: «Вели нести себя к гробу моему». Она была слепа и глуха восемь лет и лежала больною. Когда же принесли ее, то прозрела, и стала слышать и пошла здоровою (А. Э. 4. 491. Собр. пис. царя Алексея Михайловиза, Москва 1856 г.; сн. «Жития святых» архиеп. Филарета Гумилевского, янв. 9 д., стр. 113 – 114).
6. Св. Никита, епископ Новгородский, скончался 1108 г. января 30 дня; св. мощи его открыты были в 1553 году. Лице святителя, как увидели тогда, сохранило на себе отпечаток небесного покоя, с каким он заснул на веки. Облачение его, остававшееся в земле 450 лет, осталось цело, во всей древней красоте: его составляли фелонь, епитрахиль, поручи и палица штофная кофейного цвета, пояс гарусный, тканый, омофор белого люстрина с крестами из штофа, митра (шапочка) гродетуровая с горностаевою опушкою... По словам очевидца, в день торжественного открытия мощей до десяти больных получили исцеление. Замечательная особенность в чудесах святителя: преимущественно больные глазами, слепые, с испорченным зрением, получают исцеление от него. (Из кн.: «Жития святых» архиеп. Филарета Гумилевского, янв. 30 дня, стр. 313).
7. В 1630 году посетил однажды киево-печерского архимандрита Петра Могилу221 некто Александр Музеля, по происхождению грек, по занятиям же – врач, известный в то время во всем киевском и волынском воеводствах. В разговоре, между прочим, он заметил архимандриту, что ему очень часто приходилось слышать от многих, будто киево-печерские монахи обманывают богомольцев, выдавая простые, обыкновенные черепа за святые мироточивые главы, тогда как на самом деле они каким-то хитрым образом изливают в эти черепа обыкновенный елей и помазуют им богомольцев, называя его миром, истекающим из св. глав. При этом Музеля откровенно сознался архимандриту, что, наслушавшись таких рассказов, он вполне верил им, но однако, желая своими собственными глазами убедиться в истине, он в 1621 году во время Великого поста посетил Лавру и, по благословению бывшего тогда печерским архимандритом Елисея Плетенецкого, вошел в пещеру пр. Антония Печерского, где в церкви Введения Пресвятой Богородицы выслушал божественную литургию. По окончании литургии, Музеля, мучимый сомнением, обратился к пещероначальнику иеромонаху Исаии (впоследствии бывшему архиепископом Смоленским) с просьбою показать мироточивые главы. Исаия указал ему на две сухие главы, положенные на стеклянных блюдах. И вот, когда сомневающийся врач взял в руки одно из блюд с главою, чтобы получше рассмотреть ее, вдруг он увидел, как из верхней части главы, до того совершенно сухой и не имевшей там никакого отверстия, стало истекать св. миро и с необыкновенною быстротою наполнило весь сосуд, так что не только Музеля, но и все присутствовавшие были сильно поражены и удивлены. После этого миро стало истекать небольшими каплями, на подобие росы. Теперь Музеля уже более не сомневался и, возблагодарив Бога, сподобившего его быть свидетелем великого чуда, он наполнил св. миром три сосудца и отправился в обратный путь, сказав на прощание пещероначальнику и братии: «Простите мне, отцы святые, что я, пока не увидел сам этого чуда, не верил в его истинность и даже возможность; я думал, что все это делается хитростью вашею, в чем обличают вас ваши противники; но ныне вижу исповедую, что это не хитрость человеческая, но сверхъестественное дарование Бога, прославляющего святых Своих, и прославляю Его, меня уверившего и изобличившего несправедливо оскорбляющего святых Его». Взяв сосуды с миром, Музеля возвратился домой.
Случилось ему в том же году быть в городе Хоищах у одного богатого помещика Хойского. После нескольких дней пребывания в Хоищах, Музеля тяжко заболел и, чувствуя приближение смерти, пригласил соседних священников, чтобы они совершили над ним помазание елеем; но вместо елея он положил в сосуд св. миро, принесенное из Киева, и когда было совершено над ним помазание этим миром, к удивлению всех присутствовавших при этом, Музеля встал с одра своего совершенно здоровым.
8. Сам Господь иногда указывал нуждающимся в помощи искать ее у св. мощей угодников Божиих и подавал просимое чтущим оные.
Св. Иоанн Многострадальный молился Господу об избавлении его от восстания телесной похоти. Тогда глас с неба повелел ему молиться, находящемуся против него мертвецу: «Сей может помогать боримым этою страстию». Мертвец этот был св. Моисей Угрин. Иоанн помолился пред мощами его – и страсть укротилась («Чет.-Мин.» июля 18 д.).
В другой раз сам св. Иоанн, взявши кость от мощей св. Моисея, приложил ее к телу одного страждущего блудною страстию брата, и угасло разжение и омертвела страсть в плоти его («Чет.-Мин.» июля 18 д.).
Муж некий, именем Мариан, имея особенную любовь к мученику Никите, по скончании его мученичества, взял страдальческое тело его и благочестно похоронил его в своем доме. И благословил Бог дом Мариана ради страстотерпца Никиты, и изобиловал он богатством вещественным и духовным. («Чет.-Мин.» сент. 15 д.).
9. Не только самые св. мощи служили источники исцелений; но и другие вещи, соприкосновенные им и взятой от них, производили благодатные целебные действия на верующих. Один брат, боримый блудною страстию, пришел к преп. Даниилу Скитскому просить у него благодатной помощи в борьбе с нею. Преподобный послал его в монастырь, где лежало тело св. мученицы Фомаиды, пострадавшей за свое целомудрие от свекра, и повелел ему там молиться Богу молитвами мученицы. Брат, исполнив совет преподобного, помолился у гроба ее, помазался елеем от лампады, которая горела над гробом, положил главу на гроб ее – и совершенно освободился от беспокоившей его страсти («Чет.-Мин.» апр. 13 д.).
Персть, взятая от гроба св. ап. Фомы и возложенная на выю сына царева, изгнала из него беса, и больной сделался совершенно здоровым («Чет.-Мин.» окт. 6).
Св. Амвросий свидетельствует, что некий слепец, именем Севир, только коснулся края риз, бывших на мощах св. Гервасия и Протасия, прозрел («Чет.-Мин.» октября 14 д.).
Так целебоносны мощи святых угодников Божиих!222.
* * *
Из собственноручных записок П. Могилы, напечатанных на юго-западном наречии в «Арх. Юго-Зап. России». Сн. „В. Чт.“ за 1888 г.
Примеч. Представим здесь краткий разбор возражений неверующих, желающих объяснит нетление св. мощей естественными причинами. 1) Некоторые из неверующих объясняют нетление мощей святых тем, что святые иссушали свою плот строгим постом и воздержанием, вследствие которых и по смерти тела их, состоящие из кожи и костей, не имеют в себе влажности, от которой и происходит тление. Но сколько бы святые ни изнуряли тела свои постом, – они не могли иссушит их при жизни совершенно, потому что живое тело не может быть совсем без крови и влаги. Жидкая кровь, хотя бы и в не большем количестве, необходимо должна быть в живом теле; и этой жидкости, достаточной для поддержания телесной жизни, вполне достаточно и для разложения умершего тела. Нередко болезнь иссушает тело человека настолько, что он представляется скелетом и однако по смерти его тело обращается в прах. Притом не нужно забывать, что время поедает даже бронзу и мрамор, а мощи святых, между тем, пребывают нетленными: время не действует на них. Одно из замечательнейших явлений в этом отношении представляют нам нетленные мощи св. Спиридона, епископа тримифунтского, который скончался около 348 г. по Рождестве Христовом, т. е. более 1500 лет тому назад. Даже египетские мумии, или набальзамированные тела египтян, в которых искусственно уничтожено все, что вызывает тление (египтяне извлекали из внутренности тел все влажное, наполняли их разными крепительными, клейкими веществами, смолою и пр., сушили их и наглухо закладывали в пирамиды), хотя и существуют целыя тысячелетия, во носят на себе ясные следы тления, и коль скоро вынимаются из гробниц и соприкасаются с воздухом, рассыпаются по большей части и обращаются в прах. Между тем нетленные мощи святых являют собою скорее образ уснувшего, нежели умершего человека и не обнаруживают тления, не смотря на то, что находятся на открытом воздухе, терпят частое прикосновение от благоговейных поклонников и иногда переносятся с места на место. Особенно замечательно в этом отношении тело св. Спиридона Тримифунтского. Мощи его почивавшие в Тримифунте (в Малой Азии), были перенесены в VII веке в Константинополь. Во время завоевания Константинополя турками некто Георгий Калохерет взял мощи святителя, вложил их в мешки, и в таком виде принес в Албанию, а потом на остров Корфу, где они доселе сохраняются неповрежденными, так что кожа плоти святителя сохраняет свою мягкость. Ученые по временам приезжают сюда с единственною целию подвергнуть исследованию нетленные мощи св. Спиридона и после тщательного рассмотрения их единогласно решают, что никакими естественными причинами невозможно изъяснить нетление этих мощей, слишком полторы тысячи лет остающихся неповрежденными, и что здесь действует всемогущая сила Божия. Тело святителя мягко и растяжимо и как бы живо, но вместе и плотно, оно нисколько не подверглось порче; выдающиеся черты лица его расширяются и опять принимают прежнее положение, когда вынимают и полагают тело в ковчег, где оно стоит прямо для торжественного несения по городу. Ноги его четыре уже века слишком в таком жарком месте, как Корфу, подверженные теплым и сырым испарениям, не потерпели ни малейшей перемены ( «Летопись церк. соб.» арх. Арсения, стр. 564 – 565. ). Все это нельзя объяснить иначе, как чудодейственною силою Божиею, пребывающею в нетленных мощах святителя. Что не сухость тел производит нетление св. мощей, это видно и из того еще, что некоторые святые, от которых остались мощи, были не сухого, а сырого сложения, напр. святитель Тихон Задонский. Другие из святых, напр. благочестивые наши князья обладали цветущим здоровьем и красотою тела, так как по общественному своему положению должны были быть крепкими не только по духу, но и телом. Некоторые из святых скончались неестественною силою, но внезапно, на заре своей жизни; таковы многие мученики, напр. благоверные князья Борис и Глеб. И однако мы имеем их нетленные мощи. Это явно нам указывает, что причину нетления св. мощей мы должны искать не в природе тел, а во всемогущей силе Божией. 2) Некоторые полагают, что нетление мощей происходит от качества земли или воздуха, и для примера указывают на киевские пещеры. Но в тех же киевских пещерах, в которых почивают нетленно мощи преподобных печерников, укрывалось во время нашествия Батыя множество народа, из которых одни умерли от голода, другие от меча татарского; тела их не были преданы погребению, но истлели и сгнили в самых пещерах. Преосв. Стефан Яворский свидетельствует, что в его время видны были в киевских пещерах кости, согнившие совершенно («Кам. веры», ч. 2, гл. 1, стр. 248). Да и теперь в той же киевской горе хоронят покойников, и они истлевают. След., ни пещерная атмосфера, ни грунт киевских гор не могли быть причиною нетления мощей преподобных печерников киевских. Тоже должно сказать и о других святых мощах, обретаемых нетленными. Грунт может иногда лишь задерживать на более или менее продолжительное время тление тел; но как скоро это тело вынимается из земли и входит в соприкосновение с внешним воздухом, оно быстро разрушается и рассыпается. Между тем нощи святых после их обретения поставляются обыкновенно в храмах, и ни внешний воздух, ни дым кадильный, ни удушливая атмосфера от горения свечей и множества народа, – не действует на них разрушительно. При таких условиях мощи никогда не могли бы остаться нетленными, если бы на них не воздействовала божественная сила благодати Христовой. Что не природа сохраняет св. мощи нетленными, это видно из того, что нетленные тела угодников Божиих находили в различных местах, при различных внешних условиях, часто весьма благоприятствующих тлению, в влажном воздухе, под действием тепла; находили даже в реках н морях, Преподобные Евстратий Печерский взят был в плен половцами и продан еврею, который измучил его, морил голодом и на праздник пасхи бросил в море (1096 г.). Верующие впоследствии обрели его честные мощи неповрежденными и нетленными, не смотря на то, что они долгое время находились в воде, и привезли в Киев, где они почивают поныне в пещерах Антониевых («Ч. М.“ янв. 9). Ученик преподобного Сергия, радонежского чудотворца, Епифаний, пишет, что после кончины и погребения преподобного, один благочестивый муж видел во сне, будто бы пришел к нему Сергий и сказал: «поди, к игумену моей обители и скажи ему, зачем они положили меня в землю, где мой гроб стоит в воде“. И в самом деле, когда открыли мощи преподобного – через тридцать лет после его погребения (1422 г.) – увидели, что гроб его со всех сторон был окружен водою, но святое тело его сохранилось цело и светло, и самая одежда на нем нисколько не повредилась от воды (Житие пр. Сергия, составленное учеником его, премудрым Епифанием. См. в «Житии пр. Сергия». Иеромонаха Никона, в главе о преп. Никоне.). Св. мощи находили в поле – на воздухе. Тело св. благоверного князя Глеба, убитого по приказанию брата его Святополка Окаянного, около пяти лет лежало на берегу Днепра, на открытом воздухе, без всякой защиты. Однако оно было обретено совершенно нетленным и неповрежденным; нимало не повредилось оно от воздушных перемен и близости воды, не коснулись его ни птицы, ни звери плотоядные и сохранилось оно цело как живое. В поле же найдены были нетленные мощи св. Макария, митрополита киевского, который на дороге яз Вильно в Киев был настигнут татарами, мученически убит ими и брошен в поле (1487). Мощи его перевезены в Киев и доселе нетленно почивают в церкви Софийской («О нетл. св. мощ.» Протопопова, стр. 23). Св. мощи находили на камне. Так, напр., тело пр. Антония Римлянина лежало 450 лет в каменном гробе под полом, поверх земли. Его нашли на камне нетленным и самый покров на нем остался в целости („Странник, 1864 г., ч. 4). Мощи св. Афанасия Афонского (980 г.) найдены были нетленными под мусором развалившегося церковного здания. Мощи священномученика Автонома (313 г.) обретены нетленными под грудою камней («О нетл. св. мощей» Протопопова, стр. 28). Мощи св. Иакова Боровицкого в 1540 году принесены были на льдине на реке Мсте, против ее течения, и пристали к порогу Боровицкому; отсюда они были перенесены в Боровицкий Духов монастырь; а в 1657 году патр. Никон перенес их в г. Валдай, в Иверский монастырь. Преподобные отцы наши: Авраамий, Леонтий и Иаков Ростовские, Никита и Даниил Переяславские, Никита Новгородский и некоторые другие жили посреди вод мутных, гнилых, наполненных вредными испарениями и по кончине своей погребены были в той же тонкой, болотистой местности. По естественному порядку вещей тела их должны были бы истлеть в самом непродолжительном времени. Однако через долгое время мощи этих угодников Божиих были обретены нетленными, каковыми и остаются доселе, сохраняемые чудодейственной силою Божиею («О нетл. св. мощей», Протопопова, стр. 32. Сн. брош. Властова: «О нетлении св. мощей»).