Девятый член Символа веры
48. Достопамятный пример благоговейного отношения древних христиан к мощам св. мучеников
Благоговение к мощам св. мучеников было так велико у первых христиан, что ни лишения, ни страдания, ни страх самой смерти не могли принудить их оставить оные на произвол мучителей. Последователи Евангелия желали лучше страдать, лучше умирать в лютейших муках, чем быть свидетелями неистовства нечестивых над останками исповедников имени Христа.
Во время гонения Декиева некто Исидор был приведен к Нумериану, правителю одного острова, и обвинен пред ним, как христианин. После многих ласк и угроз, долгих страданий, когда святой мученик остался непоколебим в своей вере, Нумериан повелел немедленно отдать его на съедение зверям.
Святое обыкновение христиан уносить тела мучеников и избавлять их от позора было общим у верных, и правительство знало об этом. Почему Нумериан не велел воинам оставлять без внимания раздробленного тела св. Исидора, а смотреть издали: не придет ли кто за ним из христиан. Такая предосторожность могла указать ему на таких христиан, которые не были известны ему, ибо он уверен был, что они ни в каком случае не оставят тела страдальца на поругание язычникам.
Меропия, впоследствии мученица, достойная дщерь достойной матери, издали наблюдала как за телом мученика, так и за воинами, приставленными к нему. Пламенно желая иметь у себя мощи страдальца, она решилась приобресть их, хотя бы это стоило самой жизни. Твердо уверенная в святости своего дела, уповая на помощь Божию, она взяла рабынь своих, вышла с ними ночью тайно с тем намерением, чтобы взять святые останки мученика. Богу угодно было, чтобы стражи не заметили ее, и она свободно и беспрепятственно принесла их в дом свой. Этот случай открыл в святой деве и самоотвержение.
На другой день Нумериан спросил о теле мученика и узнал, что оно было взято тайно христианами. Он приказал связать стражей, заковать их в железные оковы и, водя по городу, бить нещадно. Наконец, после многих пыток, объявлено было, что, если они к известному сроку не найдут виновников похищения, то будут убиты мечем. Сердце святой Меропии исполнилось жалостию и состраданием, когда она услышала обо всем этом; а когда узнала, что головы им будут отсечены, то решилась спасти их, хотя они были и нечестивые. «Если эти люди, – говорила она себе, – страдают так за меня, если им безвинно будут отсечены головы, то горе мне будет на страшном суде Божием. Горе мне виновной в смерти стольких людей». – «Друзья, – сказала она, – тело, которое вы стерегли, я взяла в то время, когда вы спали». Нужно ли говорить о радости воинов, осужденных на смерть? Забыв услугу мученицы, они вместо благодарности, тот же час с ругательствами схватили ее и немедленно представили перед игемона Нумериана. «Вот та, – сказали они ему, – которая похитила тело мертвеца». Нумериан спросил ее: «Правда ли это?» – «Правда», отвечала она.
Осыпав Меропию ругательствами, Нумериан немедленно повелел мучить ее самыми лютыми муками. После многих и долгих страданий она предала душу свою Богу; пламенно желавшая иметь мощи святого мученика, она сама соделалась мученицею, омыв тело свое кровию и представив его непорочным Богу.
Такой пример благовейного почитания останков мученических поистине удивительно святой Меропии. Она пожелала лучше страдать и, отказавшись от жизни, умереть в лютейших муках, чем оставить на поругание тело исповедника имени Христова; потом, когда Провидение спасло ее от очей стражей, она согласилась лучше сама страдать, нежели быть причиною страдания других, хотя и закоренелых врагов христианства. «Больши сея любве никтоже имать, да кто душу свою положит за други своя» (Ин. 15:13).
Из приведенного примера ясно видно, как относились к мощам св. угодников Божиих древние христиане, ближайшие последователи Господа Иисуса. Но отсюда же для верующего в историю (а не веровать в нее может только потерявший здравый смысл) должно быть совершенно очевидно и то, насколько правы в своих мнениях сектанты – штундисты, которые особенно любят ссылаться на жизнь первых христиан и выставлять себя подражателями им, отвергая однако в числе других истин православия и почитание св. угодников Божиих и их нетленных мощей. Можно ли считать здравомыслящими тех, которые, истинно почитая Бога, как думают о себе штундисты, не только однако не оказывают никакого уважения, но даже презирают и бесчестят друзей Его, ибо святые суть Друзья Божии? Или – из людей не может быть друзей для Бога?! Но почему же Сам Господь называет Своих апостолов друзьями (Ин. 15:14), почему и Давид угодников Божиих именует друзьями, выражая свое полное благоговение к ним?! (Пс. 138:17). – (Сост. по «В. Чт.» 1890 г., № 3).