Источник

Часть 11, Глава 9Часть 11, Глава 11

Пятый член Символа веры

9. О значении воскресения Иисуса Христа

«Воскресение Господа нашего Иисуса Христа, – говорит святитель Филарет, митрополит Моск., – служит:

а) доказательством Божества Иисуса Христа,

б) началом нашего воскресения. Утверждение веры в воскресение Христово есть дело великой важности для христианства и для христианина.

а) Главная сила христианства состоит в том, чтобы признать Господа Иисуса Спасителем мира, согрешившего против Бога и Богом осужденного на смерть. А чтобы с полною надеждою признать в Нем сие могущественное качество, для сего нужно совершенное удостоверение, что Он есть единородный Сын Божий и истинный Бог, потому что хорошо сказано, хотя и не хорошими людьми сказано: «кто может оставляти грехи, токмо един Бог?» (Лк. 5:21). Только милосердие Бога Сына может представить достойное удовлетворение оскорбленному величеству и правосудию Бога Отца; только Бог может возвратить жизнь осужденным на смерть от Бога.

Но сильнейшее удостоверение в Божестве Иисуса Христа заключается в Его воскресении. Сию мысль подал Он Сам. Когда Иудеи, удивленные необычайною властию, которую показал Он, изгоняя из храма продающих и купующих, спросили Его: «кое знамение являеши нам, яко сия твориши?» То есть, каким чудом докажешь, что Бог дал Тебе власть над храмом Своим? – тогда Он, преимущественно пред другими чудесами Своими, указал на чудо Своего воскресения. «И рече им: разорите церковь сию, и треми денми воздвигну ю» (Ин. 2:18, 19), то есть в третий день воскресну. В самом деле, чудеса, которые творил Господь Иисус во время земной Своей жизни над другими, даже и самое дивное из них – воскрешение мертвых, творили и пророки, хотя не с таким полномочием, как Он. Так Илия молился: «Господи Боже мой, да возвратится убо душа отрочища сего в онь» (3Цар. 17:21). Но Иисус повелевал: «Лазаре, гряди вон» (Ин. 11:43) из гроба. Однако, сего различия иные могли не приметить, и потому могли познать Иисуса, как пророка и посланника Божия, и еще не познать в Нем Единородного Сына Божия. Но никогда не было, и не можно представить возможным того, чтобы человек воскресил сам себя: и потому Самовоскресением Господа Иисуса дано совершеннейшее удостоверение в том, что Он ест истинный Бог, владычествующий жизнию и смертию, и Божественный Спаситель, имеющий могущество воскресить всех человеков, умерщвленных прегрешеньми.

б) «Христос воста от мертвых, начаток умершым бысть» (1Кор. 11:20) , то есть: воскресение Христово есть начало воскресения всех умерших человек, – воскресения уже не в жизнь временную, как было воскресение Лазаря и других прежде его, но в вечную. До воскресения Христова ходили между людьми темные и нетвердые мнения о бессмертии души человеческой: но о воскресении души с телом всего менее думали даже те, которые более других усиливались мыслить. Не светел был и взор избранного народа на сей предмет: когда Христос Спаситель, обличая саддукеев, в наименовании Бога Авраамова, Исаакова и Иаковлева, открыл мысль о воскресении мертвых: тогда не только саддукеи, но и лучше их мыслящие поражены были новостию сего открытия: «слышавше народи дивляхуся о учении Его» (Мф. 22:32, 33). А чем менее знали будущую жизнь, конечно, менее имели побуждения приготовляться к ней. Христос Спаситель чрез Свое учение на место шатких мнений о бессмертии поставил твердую истину воскресения и, через Свое воскресение соделал сию истину даже опытною. Он учил: «грядет час, в оньже вси сущии во гробех услышат глас Сына Божия, и изыдут сотворшии благая в воскрешение живота, а сотворшии злая в воскрешение суда» (Ин. 5:28, 29). Дополняет апостол: «да приимет кийждо, яже с телом содела, или блага, или зла» (2Кор. 5:10) (Из слова митр. Филарета Москов. «В неделю седьмую по Пасхе», т. 3-й, стр. 21–23).

 

Источник: Уроки и примеры христианской веры : опыт катехизической хрестоматии / Сост. прот. Г. Дьяченко. - Репр. изд. - Москва : Паломник, 1998. - XII, 725, XXXVI с.

Комментарии для сайта Cackle