Источник

Часть 10, Глава 8Часть 10, Глава 10

Четвертый член Символа веры

9. Изъяснение догмата об искуплении по житиям святых

I. «Добрый друг, – пишется в Четьи-Минеях в слове на Рождество Христово, – видя своего любимого друга, уязвленного от врага смертоносным мечем, прилежно заботится о его исцелении; врачи говорят ему, что язва та неисцельная и что верная смерть грозить его другу, что он может выздороветь тогда, когда кто искупил бы его своею жизнию, т. е. приложивши уста свои к язве, высосал бы яд из раны и потом умер: тогда он решается пожертвовать своею жизнию для своего друга, высасывает яд из раны и умирает, а его искупляет своею смертию. Так и Господь Бог наш поступил с нами, уязвленными смертоносным ядом греха. Он, носимый на Херувимах, совершенный врач душ и телес, приложил уста Свои – Сына Своего Бога – к язве естества нашего и Бог Слово, соединившись с уязвленным естеством нашим, извлек из него на Себя греховный яд; Вземлющий грех мира понес грехи наши и, положивши жизнь Свою за нас, исцелил нас» («Чет.-Мин.» 25 декабря).

II. Св. мученик Акакий так научал св. вере узников, бывших с ним вместе в темнице: «Сын Божий, пришедши в мир, восприял плоть от Пресвятые и Пречистые Девы Марии и, соделавшись человеком, волею претерпел крест, да загладит древом креста грех преслушания Адамова и вольным Своим страданием воздаст за нас удовлетворение и даст отпущение осужденному человеку: ибо, будучи пригвожден на кресте, Он раздрал рукописание, писанное на нас, и отпустил грех, и смертию Своею сокрушил смерть, пленил ад, посрамивши всю силу и власть диавольскую; потом восстал из мертвых в третий день и даровал роду человеческому то, что все воскреснут и будут жить в бесконечные веки» («Чет.-Мин.» мая 7 дня).

IIІ. Для Иудеев, ждавших обетованного Мессию, как славного завоевателя, слово крестное, т. е. проповедь о крестных страданиях Господа Иисуса Христа, по апостолу, казалось соблазном. Для уяснения им действительности и сообразности с советом Божиим страданий Господа, Спасителя нашего, св. угодники приводили ветхозаветные пророчества, которыми дорожили сами иудеи. Так, приведя многие ветхозаветные пророчества об Иисусе Христе, св. Сильвестр, папа Римский, решая возражение иудеев, как Бог мог страдать, назидал их: «Господь наш Иисус Христос имел два естества: Божеское и человеческое; человечество Его в едином Его лице пострадало за нас, а Божество Его не было подвержено страданиям. Как дерево, освещенное солнечными лучами, хотя и бывает посекаемо, но в это время луч солнечный не сечется, так и человечество во Христе, соединенное с Божеством, хотя потерпело страдание, но Божество не страдало» («Чет.-Мин.» января 2 дня).

IV. Язычники главным возражением против Божества Господа нашего Иисуса Христа выставляли страдание и смерть Его, как несообразные, по их мнению, с Божеством. Св. угодники и решали это возражение и излагали при сем правое исповедание тайны искупления. «Как можешь ты исповедовать Богом Того, Который умер и был распят?» спрашивал мучитель св. муч. Лукиана. – Св. мученик отвечал: «Он есть воистину Бог, Сын Бога истинного. Он от вечности был с Отцом, но, восхотевши обновить род человеческий, погибавший от Адамова преступления, благоволил родиться от Пресвятой Девы, дабы в одном Лице был истинный Бог и истинный человек, истинный Сын Божий и человеческий, по Божеству бесстрастный, а по человечеству подчиненный страданиям, для искупления же нашего послушливый Богу Отцу в крестной смерти. Если бы Сын Божий не восхотел быть сыном человеческим и не облекся во образе смертного, то и род человеческий не получил бы прощения от Бога и смертные не облеклись бы в бессмертие» (Чет.-Мин. июня 3 дня).

V. Истина искупления и спасения людей крестными страданиями и смертию Господа была утверждаема явлением Самого Распятого Господа. «Господи! – вопрошал св. Симеон Дивногорец явившегося ему Господа, – как Тебя распяли Иудеи? Господь распростер крестообразно Свои руки и сказал так Меня распяли иудеи; но Я Сам восхотел быть распятым» («Чет.-Мин.» мая 24 дня).

VI. От царя Диоклитиана был выслан воевода Неаний (в крещении Прокопий) мучить христиан. На путь был к нему глас с неба: «Неание, на кого идешь и на кого восстаешь?» – «Послан от царя, – отвечал со страхом воевода, – убивать всех верующих в Распятого». – «О, Неание, и ты идешь на Меня?» – «Кто Ты, Господи? Я не могу знать Тебя!» В это время показался ему на воздухе пресветлый крест и слышан был глас от креста: «Я Иисус распятый, Сын Божий!» – Неаний с трепетом спросил: «Если Ты воистину Сын Божий то как иудеи могли наругаться над Тобой, распять Тебя и умертвить!» Снова был глас от креста: «Для рода человеческого волею подъял Я сие, да избавлю грешных от власти диавольской, взыщу погибших и оживотворю мертвых. Если бы Я не был Сын Божий, то мог ли бы говорит с тобою?» После сих слов крест восшел на небо («Чет.-Мин.» июля 8 д. См. кн. «Православное исповедание христиан. веры в Четиих – Минеях» прот. А. Свирелина, Спб. 1893 г. стр. 100–107).

 

Источник: Уроки и примеры христианской веры : опыт катехизической хрестоматии / Сост. прот. Г. Дьяченко. - Репр. изд. - Москва : Паломник, 1998. - XII, 725, XXXVI с.

Комментарии для сайта Cackle