Источник

О ПРИЗЫВАНИИ В МОЛИТВЕ ГОСПОДНЕЙ

Отче наш, Иже еси на небесех

1. Объяснение призывания в молитве Господней

Первое слово молитвы Господней: «Отче», – весьма многозначительно. Этим словом Иисус Христос научает христианина, как толкует св. Кассиан Римлянин, достигать в молитве «состояния возвышеннейшего и совершеннейшего, которое заключается в созерцании единого Бога и в пламенной к Нему любви; и где ум наш, объятый и проникнутый сею любовью, беседует с Богом ближайшим образом и с особенной искренностью, как с Отцом своим. Мы говорим «Отче наш!» Если же таким образом Бога и Господа вселенной собственными устами исповедуем Отцом своим; то вместе с сим исповедуем и то, что мы из состояния рабства приведены в состояние усыновленных чад Божиих». (См. «Собеседование о молитве св. Кассиана Римлянина, гл. 23).

Словом «Отче», если частнее разбирать значение его, Иисус Христос научает христианина молящегося:

1. Чтобы он был истинным сыном Божиим по вере своей в Него, или чтобы был истинным сыном Православной Церкви Христовой, ибо право именовать Бога Отцом преподается только по вере во Иисуса Христа и по благодати возрождения, что видно из слов евангелиста Иоанна: «Елицы... прияша Его, даде им область чадом Божиим быти, верующим во имя Его, иже не от крове, ни от похоти плотски, ни от похоти мужеския, но от Бога родишася» (Ин.1:12–13). Истинный сын бывает совершенно послушен матери своей; следовательно, и на христианина, как сына Церкви Христовой, налагается обязанность быть совершенно послушным учению и правилам матери его, Св. Церкви. Но кто не признает Церкви матерью своей, тот не может признать и Бога Отцом своим (См. кн. «Правосл. исповедание», часть II, вопр. 10), ибо сказано: «аще кто и Церковь преслушает, буди тебе, якоже язычник и мытарь» (Мф.18:17).

2. Чтобы христианин, при содействии благодати, с твердой надеждой возносил к Отцу свои молитвы, ибо он просит у Отца Чадолюбивого и Премилосердного (Лк.6:36), у Отца Премудрого, Всеведущего и Всемогущего. Но кто может от такого Отца ожидать не отеческого? «Аще... вы, лукави суще, – говорит Иисус Христос, – умеете даяния блага даяти чадом вашим: кольми паче Отец ваш Небесный даст блага просящим у него» (Мф.7:11). Также говорит Бог устами и пр. Исаии: «Егда забудет жена отроча свое, еже не помиловати исчадия чрева своего? аще же и забудет сих жена, но Аз не забуду тебе» (Ис.49:15). Отец Небесный не только не отказывает нам в том, что мы просим, но Сам дает нам и способы, как просить у Него, и с благоутробием приемлет молитвы наши, только бы они были чисты и происходили из глубины сердца. (См. кн. «Правосл. исповедание», часть II, вопр. 10). Итак, если кто молясь, не имеет твердой надежды на Бога, тот не умеет еще сыновне молиться.

3. Далее, словом «Отче» Иисус Христос научает всякого последователя Своего, чтобы он имел для своей молитвы все необходимые душевные качества и весь образ жизни усыновленного чада Божия. «В самом деле, произносящий Сие имя (как говорит св. Григорий Нисский) какую должен иметь душу, какое дерзновение, какую совесть, чтобы, уразумев по возможности Бога и неизреченную славу Его из усвояемых Ему наименований и познав, что Божественная природа есть сущая благость, святость, величие, сила, слава, чистота, вечность, всегда неизменяемая, всегда сама себе подобная, – чтобы из Божественного Писания и посредством собственного размышления поняв все, что только можно представить о Божественном Существе, – дерзнул он произнести столь высокое имя, и столь высокое Существо назвать Отцом своим? Так, если сей человек имеет несколько рассудка, то, не находя в самом себе подобных совершенств, не дерзнет вознести к Богу сего гласа и сказать: «Отче»! Благий по естеству, очевидно, не может быть Отцом существа злого; Святой – Отцом нечистого по жизни, Неизменяемый – непостоянного, Отец жизни – мертвого грехом, Чистый и Нескверный не может быть Отцом зараженного нечистотою страстей, Благодетель – любостяжателя; словом: Тот, Кто обладает всеми совершенствами, не может быть Отцом поработивших себя злу. Посему, ежели человек, имеющий еще нужду в очищении, вникнув в самого себя и находя порочную совесть свою исполненной скверны и обезображенной грехом, – ежели такой человек, прежде очищения себя от столь многих и столь великих зол, осмеливается присвоить себе родство с Богом, и неправедный – Праведного, нечистый Чистого именует: «Отче!», то, очевидно, слова его суть дерзновенное богохульство. Он называет Бога Отцом собственной скверны; ибо наименование «отец» означает причину того, что произошло от него. Итак, если человек, имеющий порочную совесть, назовет Бога Отцом своим, то сим обнаружит, что он почитает его началом и виной злых дел своих. Но «кое... причастие правде к беззаконию? Или кое общение свету ко тьме?» (2Кор.6:14) – вопрошает апостол. Нет! Свет сообщается только со светом, праведное с праведным, благое с благим, нетленное с нетленным. Противные сим свойства могут соединяться только с однородными себе: «ибо не может древо добро плоды злы творити» (Мф.7:18). Итак, когда Господь учит нас в молитве называть Бога Отцом своим, то сим самым предписывает нам высокий образ жизни. Посему, приступая к Богу, мы прежде всего должны обратить внимание на жизнь свою и рассмотреть, имеем ли мы что-либо, достойное общения с Богом; а потом уже с дерзновением возносить в Нему оную молитву» (Св. Григорий Нисский. Слово о мол. Госп.).

4. Наконец, словом «Отче» христианин научается: во-первых, что для его молитвы, в духе сыновнем возносимой к Богу не нужны витиеватость и набор слов; ибо когда сын просит о чем-либо доброго и мудрого отца, тогда отец не требует от него многословного изложения просьбы, но только простоты, откровенности и добродушия его. Посему-то и Спаситель наш, поучая учеников Своих истинной молитве, говорит: «Молящеся... не лишше глаголите, якоже язычницы: мнят бо, яко во многоглаголании своем услышаны будут: не подобитеся убо им: весть бо Отец ваш, ихже требуете, прежде прошения вашего» (Мф.6:7–8). Во-вторых, слово “Отче” учит молящегося, что ему, как усыновленному чаду Божию, прилично в случае нужды неотступно молиться и не унывать (Лк.18:1), потому что он прошения свои возносит ко Всеблагому Отцу. Если мудрые земные отцы с благими целями иногда не вдруг исполняют и полезные просьбы добрых детей своих, – между тем как и смышленые дети в таком случае, будучи твердо уверены в любви к ним родителей, не престают несколько раз и с большим усилием просить их, доколе наконец не получат просимого; то подобным образом и христиане, сыны Божии по благодати, не должны ослабевать в молитвах касательно благих нужд своих, если просимого скоро не получают; но продолжать свои молитвы тем с большим душевным усердием, – воодушевляясь той мыслью, что они просят у такого Отца, Которого милосердие и человеколюбие беспредельны. При этом нельзя не повторить опять утешительных слов Иисуса Христа: «Аще... вы, лукави суще, умеете даяния блага даяти чадом вашим, кольми паче Отец ваш Небесный даст блага просящим у Него?» (Мф.7:11).

Подле слова «Отче» поставлено в молитве Самим Иисусом Христом слово: «наш». Через это Небесный Наставник научает нас тому, что как Бог есть Отец всем нам (Мф.23:9), так и мы, верные, все должны быть между собою братьями и просить Господа не только о себе, но и о ближних наших, друг о друге, по наставлению Священного Писания: «молитеся друг за друга, яко да исцелеете» (Иак.5:16), ибо Бог, видя братскую нашу любовь (которую непрестанно заповедует во святом Евангелии), и как Отец, радуется сему, и как готовый ко услышанию, скорее выслушивает нас (См. «Православ. испов.», ч. II, вопрос 10). Кроме того, св. И. Златоуст по поводу этого слова делает еще такое замечание: «Поскольку Господь не только в призывании, но и в прошениях преподанной им молитвы часто повторяет слово: «наш», то сим научает нас, чтобы мы, как последователи Его, даже следа огорчения на ближнего не имели, ибо ничто столько не уподобляет нас Богу, Отцу нашему Небесному, как когда во всем прощаем злым и обижающим нас людям». (См. Иоанна Злат. Беседу 19 на Еванг. Матфея).

Слова Господни: «Иже еси на небесех» научают нас тому, что в молитве преимущественно должно обращаться к небу, ибо хотя Отец Небесный везде присутствует и все наполняет, но благость и богатство благодеяний Его преимущественно сияют на небе. Посему небо в Священном Писании называется «престолом» Божиим (Пс.102:19), к которому, конечно, должны быть в особенности обращены моления верующих. Да, на небе же находится и истинное отечество (Флп.3:20) всех христиан, к которому души их должны стремиться, по словам Господа: «идеже бо есть сокровище ваше, ту будет и сердце ваше» (Мф.6:21). Известно также, что и Сам Иисус Христос, в часы молитвы Своей, обращался к небу (Ин.17:1).

Впрочем, словами: «Иже еси на небесех», – заповедуется молящимся не столько наружное обращение к небу, сколько внутреннее или душевное, как более существенное, – которое и состоит в том, чтобы мы, при вступлении в молитву, отложили все земное и тленное и вознесли ум и сердце к небесному, вечному и Божественному. Св. Григорий Нисский, изъясняя призывание молитвы Господней, говорит: «Пророк Давид сказал в одном из псалмов своих: “кто даст ми криле, яко голубине? и полещу...” (Пс.54:7). Дерзну и я произнести подобные слова: кто даст мне такие крылья, чтобы я мог возлететь мыслью на выспреннюю высоту славы? Чтобы мог отрешиться от всего земного... выступить за пределы всего движимого и изменяемого, и приблизиться к тому Вечному Существу, к той недвижимой, самобытной Силе, Которая всем управляет, Которая хранит все существующее, – все, что только получило бытие от неизреченной Премудрости и Божественной воли? Чтобы, наконец, отвратив сердце от всего преходящего и изменяемого, с твердым и непоколебимым дерзновением вступить мне в духовное общение с Существом Вечным и Неизменяемым, и тогда уже именовать Его сладчайшим именем: «Отче»!» (См. «Слово св. Григория Нисского о молитве Господней», см. кн. «О молитве», свящ. П. Цветкова, Спб. 1859 г.).

2. Библейские изречения о призывании в молитве Господней

«Отче наш» : «Отцом себе не называйте никого на земле, ибо один у вас Отец, Который на небесах» (Мф.23:9). – «Как отец милует сынов, так милует Господь боящихся Его» (Пс.102:13) – «Не один ли у всех нас Отец? Не один ли Бог сотворил нас? Почему же мы вероломно поступаем друг против друга, нарушая тем завет отцов наших» (Мал.2:10) – «Только Ты – Отец наш; ибо Авраам не узнает нас, и Израиль не признает нас своими; Ты, Господи, Отец наш, от века имя Твое: «Искупитель наш» (Ис.63:16). – «Потому что вы не приняли духа рабства, чтобы опять жить в страхе, но приняли Духа усыновления, которым взываем “Авва Отче!” Сей самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы – дети Божии» (Рим.8:15–16) – «Для сего преклоняю колена мои пред Отцем Господа нашего Иисуса Христа, от Которого именуется всякое отечество на небесах и на земле» (Еф.3:14–15).

Бог хочет привлечь нас к Себе, давая нам право называться детьми Божиими: «Все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса» (Гал.3:26) – «Ибо все, водимые Духом Божиим, суть сыны Божии» (Рим.8:14). – «Смотрите, какую любовь дал нам Отец, чтобы нам называться и быть детьми Божиими. Мир потому не знает нас, что не познал Его» (1Ин.3:1) – «А если дети, то и наследники, наследники Божии, сонаследники же Христу, если только с Ним страдаем, чтобы с Ним и прославиться» (Рим.8:17).

Получив право называть Бога своим Отцом, мы можем с полным доверием просить Его так, как добрые дети просят доброго отца: «А как вы – сыны, то Бог послал в сердца ваши Духа Сына Своего, вопиющего: “Авва, Отче!”» (Гал.4:6) – «Потому говорю вам: все, чего ни будете просить в молитве, верьте, что получите, – и будет вам» (Мк.11:24) – «Если же у кого из вас недостает мудрости, да просит у Бога, дающего всем просто и без упреков, – и дастся ему. Но да просит с верою, нимало не сомневаясь, потому что сомневающийся подобен морской волне, ветром поднимаемой и развеваемой. Да не думает такой человек получить что-нибудь от Господа» (Иак.1:5–7).

«Иже еси на небесех»: «Бог наш на небесах (и на земле); творит все, что хочет» (Пс.113:11) – «Господь на небесах поставил престол Свой, и царство Его всем обладает» (Пс.102:19). – «Небо – престол Мой, и земля – подножие ног Моих. Какой дом созиждете Мне, говорит Господь, или какое место для покоя Моего?» (Деян.7:49).

Обязанности, вытекающие из того, что Бог на небесах: смирение и мысль о небесном: «Авраам сказал в ответ: вот, я решился говорить Владыке, я прах и пепел» (Быт.18:27).

«Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Мф.6:33). – «Итак, если вы воскресли со Христом, то ищите горнего, где Христос сидит одесную Бога» (Кол.3:1).

3. Можем ли мы, на каждом шагу прогневляющие Бога, называть Его Отцом своим?

Можем, но только не иначе, как под условием искреннего раскаяния во грехах своих, с сознанием своего недостоинства перед величием Божиим, с сердечным сокрушением и с горькими слезами.

I. Примером в этом отношении может быть для нас тот блудный сын, о котором упоминается в Евангелии. Когда он пришел в себя и возымел желание возвратиться к отцу своему, то не иначе решился сделать это, как с сознанием своего недостоинства перед отцом и с чувствами глубокого раскаяния перед ним. «Пойду, – говорит он сам с собою, – и скажу отцу своему: отче! я недостоин называться твоим сыном; я согрешил против неба и пред тобою; но прими меня хоть в число своих работников» (Лк.15:11–24).

II. Вот и другой пример: рассказывают об одном афонском старце: он однажды, размышляя о неизреченной любви Отца Небесного к грешникам и нашей злобе и бесчувствии, зарыдал и залился горькими слезами. О чем же он плакал? «Вот о чем, – говорит святогорец (о. Серафим), – он был уверен, что Господь не лишит его Рая, но плакал о том, что ничего достойного не сделал для Господа и для любви Его; плач его походил на плач дитяти, понимающего всю нежность и любовь Отца и не умеющего сделать что-либо, достойное Его любви». (Собр. пис. м. соч. святогор., т. I, пис. 27).


Источник: Уроки и примеры христианской надежды : опыт катехиз. хрестоматии / сост. протоиерей Г. Дьяченко. - Репр. изд. - Москва : Паломник, 1998. - XXVIII, 626 с.

Комментарии для сайта Cackle