ГРЕХИ ПРОТИВ ХРИСТИАНСКОЙ НАДЕЖДЫ
4. Нетерпение
Нетерпение есть такое состояние, в котором человек возмущается и тяготится земной жизнью, с ее нестроениями и бедствиями, и нетерпеливо и тревожно желает и ожидает исполнения обетований Божиих о полном откровении Царства Божия и о совершенстве всего существующего. Вместо того чтобы подчиниться порядку постепенного устроения Царства Божия и пользоваться условиями земной жизни, как средством воспитания для Царства Божия, человек хочет разрушить этот порядок, преждевременно восхитить славное Царство Божие, и потому постоянно жалуется на земную жизнь. Уже первые ученики Господа обращались к Нему с нетерпеливым вопросом: «Аще в лето сие устроиши Царство?»17.
* * *
Св. Иоанн Златоуст так учит о терпении в скорби и гонениях, обличая вместе с тем и нетерпение. «Будем иметь терпение в скорби. Вспомни, как три отрока победили пламень пещи. Связанные, они в скорби были ввержены туда; но внутри нашли совершенный простор, в противоположность тем, которые стоили вне. Подобное тому будет и ныне, если мы захотим твердо и мужественно стоять против постигающих нас искушений. Если мы возложим надежду на Бога, то мы будем в безопасности и на свободе, а нападающие на нас погибнут; ибо «ископоваяй ров, – говорит Премудрый, – ввалится в него» (Сир.27:29–30). Хотя они свяжут нам руки или ноги, скорбь в состоянии будет разрешить нас. Посмотри на это чудо: кого люди связали, тех огонь разрешил. Подобно, как если бы кто-нибудь отдал рабам кого-нибудь из своих друзей, то рабы, уважая дружбу его с господином, не только не станут оскорблять его, но и воздадут ему великую честь; так и огонь, узнав, что эти отроки суть друзья Самого Господа, расторг оковы их, разрешил и избавил их, сделался для них помостом и был попираем ими; и справедливо, ибо они были ввергнуты ради славы Божией. Будем помнить такие примеры все мы, находящиеся в скорбях. Но вот, скажешь, они избавились от скорби, а мы – нет. И справедливо. Они шли в пещь не с тем, чтобы избавиться, но твердо решившись умереть; ибо, послушай, что говорят они: «аще ли ни, ведомо да будет тебе, царю, яко богом твоим не служим и телу златому, еже поставил еси, не кланяемся» (Дан.3:18). А мы, как бы подчиняя своим соображениям наказания Божии, назначаем для них и время, и говорим: «Если до такого-то времени не помилует нас Бог»; потому мы и не избавляемся. Также Авраам шел не с тем, чтобы получить сына живым, но чтобы заколоть его; и сверх чаяния получил его живым. Так и ты, когда подвергаешься скорби, не будь нетерпелив и не спеши освободиться от нее, но расположи душу свою ко всякому терпению, и тогда скоро освободишься от скорби, – ибо для того Бог и посылает ее, чтобы вразумить. Таким образом, если мы с самого начала умеем переносить скорби и не ропщем, то Он скоро освобождает нас от них; потому что все уже сделано. Я хочу рассказать вам один весьма полезный и назидательный пример. Какой же? Когда воздвигнуто было гонение и началась жестокая война против Церкви, были взяты некоторые два мужа; один из них был готов переносить все, а другой также мужественно готов был перенести отсечение головы, но других мучений боялся и трепетал. Смотри же устроение Божие: когда судья стал судить, то готовому на все велел отсечь голову, а того повесить и терзать, и не раз или два, но проводя по всем городам. Для чего же это было попущено? Для того, чтобы слабая душа его укрепилась в страданиях, чтобы он отвергнул всякий страх, чтобы он не боялся, не колебался и не трепетал перед мучениями. И Иосиф, когда особенно усиливался выйти из темницы, тогда и оставался в ней; ибо, послушай, что говорил он: «татьбою украден был из земли Еврейския... и да помянеши о мне фараону... и не помяну старейшина... Иосифа, но забы его» (Быт.40:15, 14, 23). Потому он и оставался там, дабы научиться, что не должно полагаться и надеяться на людей, но все возлагать на Бога. Итак, зная это, будем благодарить Бога и делать все, служащее к нашему благу, дабы нам сподобиться будущих благ» (из 6 Бес. на пос. к Титу).