Источник

Двадцать второй день.
Поучение 3-е. Празднование в честь Казанcкой чудотворной иконы Божией Матери.

(По какому событию учрежден праздник?)

I. Нынешнее празднество в честь чудотворной Казанской иконы Богоматери установлено в память избавления русского государства в 1612 году заступлением Царицы небесной от власти и владычества поляков. Пользуясь тем, что тогда царский род наш совсем было пресекся и явилось совершенное безначалие со всеми ужасными его последствиями, поляки задумали тогда завладеть, и едва не завладели русским царством. Москва и с нею едва не до полцарства были уже в их руках. К счастию русского народа, города Нижний, Казань и другие были еще свободны от всех невзгод и неустройств тогдашних, и руководимые незабвенными в истории лицами, Мининым и Пожарским, не замедлили явиться на помощь погибавшему отечеству. В это время казанцы, собрав ополчение и отправляясь в поход против поляков, подняли с собою и чудотворную свою (Казанскую) икону Богоматери, не задолго пред тем обретенную и прославившуюся. Когда ополченцы с низовых городов приблизились к Москве, здесь, по распоряжению духовной власти, назначен был всему войску и народу трехдневный пост с молебствием пред чудотворным Казанским образом Пресвятой Богородицы о помиловании погибающего отечества. Милосердый Господь услышал молитву их. Преподобный Сергий известил в сонном видении архиепископа Арсения, бывшего в плену у поляков в занятом ими московском Кремле, что Господь по молитвам Божией Матери и святителей московских Петра, Алексия и Ионы, в следующий день низложит врагов и первопрестольный град российский возвратит в руки соотечественников. Ободренные сим известием, воины наши в 22-й день октября, с упомянутой иконой Богоматери впереди, без особенного труда взяли Кремль московский и полонили всех врагов своих, в нем бывших. Вскоре и все отечество наше очищено было от нашествия поляков. В память сего и установлено с того времени празднование в честь Казанской иконы Богоматери в нынешний день.

II. Кстати обратите ваше внимание, братие, на то, как жилось в старые годы предкам нашим. То татары несколько столетий не давали им покоя; то поляки, шведы и наконец французы. И не погибла Русь, напротив еще окрепла и как бы закалилась в бою со врагами.

Умели деды наши и биться со врагом, умели находить себе и союзников. Союзники те – Царица небесная, Сергий преподобный и другие угодники Божии.

Умели они и собой жертвовать для блага и спасения отечества. Хоть бы упомянутый выше нижегородец Минин, простой торговец, с какими словами обратился к согражданам своим в тяжкую для отечества годину? «Если захотим помочь московскому государству, говорил он, так не жалеть нам имения своего, не жалеть ничего: дворы продавать, детей закладывать!» И действительно, многие отдавали последнее для «великого земского дела». Так пришла одна вдова к Минину и говорит: «осталась я после мужа бездетна и есть у меня 12,000 рублей: 10,000 рублей отдаю я в сбор, а 2,000 рублей оставляю себе». Не даром тогда так часты бывали и чудотворения. Стоили их деды наши. Благодушно и мужественно переносили они тяготы жизни.

А мы во время тишины и благоденствия иногда бываем недовольны житьем своим. Чего хотим, и сами не знаем. Пусть некоторым и в правду тяжело живется, но не сами ли они тому причиною? Богу молиться – лень и работать – лень. А жить хотим не так, как жили предки наши, а в роскоши и изобилии. От себя, братие мои, тяжело живется нам. А что касается до новых порядков и распоряжений, то за них нам следует только благодарить Господа, да великого Государя нашего.

III. Да поможет нам Заступница рода христианского молитвами Своими избавиться от всех бед и напастей и жить в страхе Божием, в христианском довольстве своим положением, и в мире и любви с ближними. (Сост. по поуч. прот. Белоцветова).


Источник: Полный годичный круг кратких поучений, составленных на каждый день года применительно к житиям святых, праздникам и др. свящ. событиям воспоминаемым церковью и приспособленных к живому проповедническому слову (импровизации) : в 2 т. / Сост. по лучшим проповедническим образцам свящ. магистр Григорий Дьяченко. – Изд. 2-е пересмотр. и значительно доп. - Москва : Изд. книгопр. А.Д. Ступина, 1896-1897. / Т. 1: Первое полугодие (330 поучений). - 1896. - XLVIII, 548 c.; Т. 2: Второе полугодие (375 поучений). - 1897. - XXXII, 795 с.

Комментарии для сайта Cackle