Месяц октябрь
Двадцать второй день.
Поучение 2-ое. Празднование в честь Казанские иконы Пресвятыя Богородицы.
(Крепость русского царства зависит от беззаветной преданности народа своему царю).
I. В истории отечества нашего были такие мрачные времена, когда общественные бедствия подобно грозной туче надвигались на него, готовыя разрешиться сокрушительными ударами, и когда внезапно воссиявала милость Божия, спасавшая Россию от неминуемой погибели. Таково и воспоминаемое ныне церковию событие избавления отечества нашего от иноземного порабощения заступлением Пресвятой Богородицы. Вот уже прошло два с половиною столетия с тех пор, как оно совершилось; но церковь никогда не престанет с благодарным чувством воспоминать об этом событии...
II. Страшное, бр., было то время для царства русского. На престоле русском пресекся ряд царей Владимирова рода! Престол оставался незанятым... Правда, пробовали было всходить на престол русский некоторые из соотечественников наших, но это продолжалось недолго. Явились самозванцы, которые выдавали себя за потомков последняго царя русского и потрясли престол русский до последних оснований. Внутри государства от безначалия господствовали нестроения, распри и междоусобия. Врагам отечества нашего только этого и хотелось. С одной стороны шведы, а с другой поляки вторглись в царство русское, опустошая города и села; последние даже вошли в Москву, тогдашнюю столицу русского царства, и старались возвести на престол русский польского королевича Владислава.
Уже пол-России было за ними, уже в некоторых храмах возглашали имя Владислава, как царя русского... Но иноземной ли, насильствевенно поставленной, главе быть в мире с русским сердцем? Разноверцу ли воссесть на престоле русском? Нет; явились истинные сыны церкви православной и отечества, которые и восстали на защиту порабощенного отечества. Так из обители препод. Сергия раздался голос инока Авраамия Палицына по всей земле русской, призывавший русских людей к избавлению отечества от иноземного порабощения. На зов его откликнулся истинный сын отечества, нижегородский гражданин Косма Минин, который, собрав народ, сказал ему: «станем за св. Русь, за дом Пресвятой Богородицы, за чудотворцев Петра, Алексея и Филиппа; заложим жен и детей, но освободим отечество!» Эти слова, как раскаты грома, пробудили умы и сердца малодушных. Собралась целая рать, рать священная, которой подобной не оыло ни прежде, ни после, и отправилась спасать отечество под начальством князя Пожарского. Рать эта должна была избавить отечество от иноземного порабощения; но между тем у этой рати не было ни средств к своему существованию, ни оружия, а что всего важнее, недоставало единодушие в воинах и вождях. Вот истощены уже последния средства к содержанию, которые доставляла обитель преп. Сергия, вот значительная часть рати, волнуемая кознями славолюбцев, уже оставила стан отечественный и готова стать за врагов!.. Дух мужества, воспламенявший воинов православных, упадает... Самое время начинает помогать врагам: наступают осенния непогоды столь неблагоприятные для осаждающих. Еще один неудачный приступ, один междоусобный спор, и первая вьюга рассеет остатки рати священной. Прости тогда свобода отечества! Ради нея все было принесено в жертву, но видно, не угодно было Господу Богу принять этой жертвы... Так думал не один добрый сын отечества.
Что же спасло землю русскую от погибели? Не обинуясь скажем, что ее спасла вера православных и молитвы св. угодников.
Как же это случилось? Когда человеческими силами нельзя было прогнать врагов отечества, то все истинные сыны церкви и отечества, по внушению веры, возложили на себя трехдневный пост и молитву к Богоматери пред чудотворным Ея образом, принесенным из г. Казани и находившемся в Казанском ополчении, и св. угодникам российским, да ходатайствуют они пред Богом о даровании воинам русским победы над врагами. И что же? Молитва их была услышана. В следующую ночь преп. Сергий явился митрополиту Арсению, томившемуся в тяжком плену в темнице у поляков, и сказал ему: «ваша и наша молитва услышана! По ходатайству Пречистой Матери Божией и св. чудотворцев московских, Господь преложил гнев Свой на милость. Завтра Москва будет в руках осаждающих, и Россия спасена». Как бы в подтверждение пророчества этого возвращено было св. старцу здравие и крепость сил. Эта радостная весть скоро разнеслась по всему войску русскому, которое мужественным нападением на врагов принудило их сдаться и удалиться из Москвы. Этим церковь и отечество спаслись от иноземного порабощения. Благоговея пред небесною Помощницею, благодарное русское воинство в следующий воскресный день совершило молебное пение ко Пресвятой Богородице, спасшей царство русское, и вошло в освобожденную столицу. Чтобы память спасительного заступления Пресвятыя Богородицы над отечеством не ослабела от времени, положено единодушно совершать ежегодно тержественное воспоминание его в настоящий день.
Возблагодарим же, бр., Господа и Пречистую Его Матерь за столь великие благодеяния, явленные к утверждению и возвеличению отечества нашего, приведенного к своей славе путем тяжкого испытания единственно десницею Божей.
Но, благодаря Господа Бога, спросим себя братие: что довело тогдашних наших соотечественников до такого несчастия? Безначалие, лишение законного царя и затем междоусобия и крамолы. Какой же, после сего, поучительный урок представляет для нас это событие? «Тот, что крепость русского царства зависит от беззаветной преданности русскому Царю всех его подданных, которые единодушно должны признавать в нем истинного Богом данного Отца отечества и с любовию повиноваться его воле и издаваемым Им ко благу всех законам». Ныне между нами на почве царства русского находятся изверги человечества, правда ничтожные числом, но полные безумия и сатанинской гордости, которые, под видом попечения о благе и счастии царства русского, проповедуют безначалие, какое-то равенство, восстают против правительства и всякого порядка, отвергают всякую собственность, приобретаемую усиленным трудом и заботами, извергают хулы на Божию церковь и ее служителей, не признают существования жизни духовной, готовы даже поднять руки на самого Помазанника Божия, что сделали уже с в Бозе почившим Царем-Освободителем, Императором Александром Николаевичем. (См. проп. прилож. к Руков. для с. паст. за 1886 г. окт.).
III. Страшные бедствия предков наших, доведенных до края погибели подобными людьми, да научат нас, бр., быть благоразумными, да побудят они нас удаляться этих волков, прикрывающих свою злобу овечьею кожею, и да вразумят они нас с любовью христианскою теснее и теснее сближаться во едино для защиты церкви и отечества. Аминь. (Сост. свящ. Г. Д-ко по указ. источн.).