Месяц октябрь
Двадцать второй день.
Поучение 4-ое. День празднования Казанской Богоматерней иконе.
(О любви Богоматери к роду христианскому и в особенности к православной России).
I. Ныне, в честь Богоматери, с сего святого места, прилично побеседовать, братия, о неизмеримой любви Ея к миру христианскому, или частнее, к православному отечеству нашему. О, не даром святая православная церковь непрестанно взывает к Ней: «не имамы иные помощи, не имамы иные надежды, разве Тебе, Владычице!» Обращаться так можно только к любви, никогда неистощимой, и к милосердию, всегда готовому на помощь, на излияние дарований, на проявление милости и благодеяний.
II. Да, неизмеримо велика Богоматерняя любовь к нам, грешным!
Как море от берега до берега охватывает своею водною стихиею все необозримое, занимаемое им пространство, так и неистощимая любовь Ея от края до края наполняла и наполняет своими благодатными попечениями все православное отечество наше.
а) Возведите окрест очи ваши, и вы увидите, что суша и вода, горы и юдолия в православном отечестве нашем исполнены памятников благодатных Ея попечений. Не грады только престольные и не те грады исторические, где созидалась судьба нашей церкви и государства, но и дебри и пустыни тщательно блюдут записи о Ея благодатных посещениях, о Ея небесной промыслительной помощи, и из рода в род передают свидетельство, что сердцу Ея одинаково близки: и горе народное, и одиночный вздох бедняка, и мольба матери о страждущем дитяти, и вопль грешника, познавшего свои заблуждения.
б) Возведите очи ваши и на другое, одинаково известное и церкви и государству, умилительное зрелище: от Аракса до моря Белаго, от Балтийских вод до громадных льдов Северного океана, в отечестве нашем, там и сям, на всем пространстве его, не только благолепно хранятся, но и благоговейно чтутся чудотворные иконы Царицы небесной. Что означает это явление? Конечно, это не исторические только памятники бывших уже промыслительных попечений Царипы небесной о общем или частном благе православного отечества нашего, или не знамения только некогда бывших Ея небесных вразумлений, утешений и подкреплений, хотя и это несомненно так: нет, тут содержится много больше. Святыя чудотворные иконы, это вместе – и присно текущие источники Божественной любви Ея и силы, это – видимое и как бы постоянно осязаемое присутствие Ея среди нас, как Матери посреди Своих детей; ибо чудотворные иконы Пресвятой Девы не напоминают только нам о Ней, Святейшей, пречистым ликом Ея, но неоскудно, в благопотребной мере, источают и доселе исцеления с верою приходящим к ним, проявляя таким образом собою, как бы орудием, силу своего первообраза.
И нечего удивляться этому. Если тень св. апостолов Христовых, в силу сошедшего на них Духа Святаго, чудодействовала; если чудодействовала и «милоть» пророка Божия «Илии», освященная Божественным призванием Его на пророческое служение и верностию его сему служению пред лицем Всемогущаго; если, наконец, даже пот святых, вызванный их трудами и молитвенными воздыханиями, подавал нередко исцеления: удивляться ли тому, что чудодействует святый лик Матери Христовой, – лик Той, в Которой обитала не сила только Христова – благодатная, но Сам Христос, источное начало всякой силы и благодати, Которая «выше» всех «небес и чище всех светлостей солнечных» и потому несравнима не только с пророками, с апостолами и всеми святыми, но и с первейшими чинами ангельскими? Удивляться ли и тому, если отечественные летописи наши представляют нам неисчетное число случаев, бывших в нашем прошедшем, бывающих от времени до времени и в нашем настоящем, когда, например, у святой иконы Ея всем известный слепой вдруг прозревал, всем известный глухой стал слышать, хромой ходить, расслабленный встал и укрепился, прокаженный очистился? Все это по отношению к Богоматери так же должно быть естественно, как естественно силе производить действие, соответственное величине ея, или истинной любви раскрываться в многообразном проявлении милосердия и помощи для нуждающихся в них, в меру широты ея, или, наконец, державной власти разрешить узника от уз, личным ли то присутствием и повелением, или письменною, чрез кого-либо другого, только хартиею, в меру державства ея. Запиши это, Русь православная, запиши на сердце своем и не верь отрицателям, кощунствующим над святыми иконами.
в) Обратите ваше внимание и еще на зрелище: на наши отечественные иноческие обители. Когда прочитаете со вниманием летописные сказания о наших обителях, вас поразят особенно сказания о том, какое близкое и какое теплое участие принимала и принимает Матерь Божия в судьбах их, по крайней мере, главнейших из них. Всем известно, что первосеменем иноческой жизни и питомником высших образцов ее послужила унас св. Киевопечерская лавра. Как солнце между звездами, так между всеми обителями в отечестве нашем красуется и сияет она: сияет и славою своей древности, как праматерь наших иноческих обителей; сияет и великим сонмом в нетлении почивающих в ней святых мужей, прославленных за подвиги на небе и на земле; сияет и внешним благолепием своим. Но кто, спрашивается, положил ей начало? Кто заботился о устроении ея? Кто поддерживал и поддерживает в ней дух подвижнический? Кто, наконец, вел и ведет ее от славы к славе и доныне? На эти вопросы один ответ, именно, что все это сделала и делает Царица небесная, Матерь Божия. От св. апостольского жребия своего, – с горы Афонской, – в уроченный свыше час, посылает Она в Киев преподобного инока – Антония, чтобы во граде сем, а чрез него и во всей земле русской, где жизнь христианская, вследствие недавняго озарения страны светом Христовым, колебалась еще, явил он в себе пример истинного христианина и образ инока, образ искателя «единого на потребу, искателя царствия Божия» и высших духовных совершенств. В потребный час Она же строила чудодейственно и первый, «небеси подобный», храм печерский. Она, наконец, и доселе пребывает в св. лавре, в лице чудотворной иконы Своей, обильно подающей и доднесь с верою приходящим к ней блага духовные и точащей исцеления. Что же? Неужели и теперь, после стольких свидетельств Богоматерних попечений о св. обители, спрашивать, под чьею рукою воспиталось в ней и препрославлено столько великих подвижников, имена которых благоговейно и молитвенно призывает на помощь вся православная земля русская? Неужели спрашивать разъяснения и того, почему в ней и доселе хранится еще иноческое благочестие; есть пустыня и пустынники, есть схимничество и отшельничество, а временами бывает и затворничество? Для «имеющих очи видети» ясно, как день, что судьбы великой обители хранились и хранятся в крепкой руке, пекущейся о ней, Царицы небесной. Запиши и это на сердце твоем, Русь православная, и не верь хулителям иноческих учреждений: они под покровом Царицы небесной, как учредительницы в земле нашей иноческого жития. Верь, несомненно верь, что среди их пустынь, в их горах и вертепах есть и ныне такие, «их же нест достоин весь мир».
г) Вспомним, наконец, и ныне празднуемый нами день в честь Пресвятой Богородицы. Торжество настоящего дня, как известно, есть торжество всероссийское. Оно напоминает нам о помощи Царицы небесной не частным каким лицам, или учреждениям, а всему нашему государству и всей нашей православной церкви. Давно было это, это правда; но плодами этой помощи пользуется и доселе вся церковь и все государство. Было это в самое тяжкое для нас время, – во время междуцарствия. Род царский в земле русской тогда пресекся. Бояре разделились на партии и внутри государства шла страшная неурядица. Враги иноземные заняли Москву и мечтали: или поработить себе землю русскую, или же на престол русский посадить своего царевича – иноверца. Не было у нас тогда в достатке ни войска, ни денег. В довершение всего, и между воеводами не было согласия, а кипела вражда из-за первенства. Ни откуда не ожидалось тогда посторонней помощи!... Исчезала тогда всякая человеческая надежда на спасение!... О, воистину, это было такое время, тяжелее которого едва ли и переживала земля русская. Открыто ставился тогда грозный вопрос: быть, или не быть государству русскому самостоятельным? Рядом с ним стоял и другой вопрос, не менее роковой: быть, или не быть и нашей церкви православною? Кто же разрешил эти вопросы роковые ко благу церкви и государства? По общему признанию церкви и государства, разрешила их Царица неба и земли, Пресвятая Дева Мария: /в сей день празднуем мы пресвятей, пречистей и преблагословенней Владычице нашей Богородице и Приснодеве Марии, в оньже избави царствующiй град Москву от Литвы чудотворные ради иконы Своея, нарицаемые Казанския/: так написано в наших летописях церковных и государственных после того, как нижегородское ополчение, /ради дома Владычицы/ положившее /победить или умереть/, двинулось к Москве и, предводимое Царицею небесною в лице Казанской чудотворной иконы Ея, по соединении с остатками воинства московского, поразило иноземных врагов и изгнало их из отечества. Таким образом праздник настоящего дня представляет нам торжественное признание всею церковию и государством явленной Царицею небесною чудодейственной помощи отцам нашим в роковое для них время. Это –первое.
Далее, праздник нынешняго дня внедряет вместе с сим в сознании нашем и ту, особенно дорогую и священную для нас, мысль, что не только отечество наше спасло тогда политическое самостоятельное бытие свое, избавившись, помощию Владычицы, от врагов, что не только и церковь, Ея же заступлением, спасла свое православие, которому сильно угрожали уния и даже латинство, но что и избран был тогда и воссел на престол русский единоплеменный и единоверный нам Государь из дома Романовых не без Ея же помощи, не без Ея же благоволения к благословенному Дому сему. Ведь, спасение отечества от врагов и избрание царя, это были тогда два неразрывных события.
III. Помни же, страна родная, помни, Русь православная, Кто – твоя Заступница, Кто – твоя помощь и надежда, и не порывай с Нею союза твоею верою, твоею жизнию и упованием. Помышляя, что православные христиане составляют достояние Сына Ея и пользуются особым покровительством Ея, не забывай вместе с сим и того, что истинное свойство православных христиан в том собственно и состоит, чтобы во всем последовать Христу, как единственному верховному Законодателю, и без конца любить Его, как единственного нашего Спасителя. Воспряни, воспряни же, Русь святая, и не будь легкомысленна. Не вдавайся «в научения странна», противные Евангелию, какие распространяют современные отрицатели. Не вступай на проповедуемый ими и широкий путь. На этом пути ты не найдешь ничего, кроме растраты твоих духовных сил и скотоподобия. Держись крепко того пути, каким шли твои православные предки, каким вела тебя твоя история, какой указал тебе I. Христос, какой указывает и св. церковь. Не улыбайся легкомысленно и не рукоплещи тому, что достойно горьких твоих слез, как враждебное истинному благу государственному и семейному, и как недостойное человека, созданного по образу Божию для жизни вечной. Учись, учись, Русь православная, всему полезному; почерпай полезные знания и из стихийных источников, но при этом не забывай никогда, что полезнее всех наук, это – Евангелие, и превыше всех учителей, это – I. Христос, как «единый» в собственном смысле «Учитель» наш и как «Свет всему миру». Это – завет тебе и твоей истории и св. церкви православной. Не соблюдешь этого завета? Отступишь от него? Отступит от тебя и твоя Заступница, Царица небесная. В союзе со врагами Сына Своего, «попирающими» Его учение, Его заповеди и «кровь заветную», быть Она не может, как и Христос, Сын Ея, не может быть «в союзе с велиаром». Аминь. (Извлеч. в сокр. из «Слов, бесед и реч.» прот. В. Розалиева).