Источник

Семнадцатый день.
Поучение 1-ое. Св. препод. муч. Андрей критский.

(О заповедях блаженства).

I. Ныне прославляемый св. препод. муч. Андрей критский жил в 8 веке во время иконоборческого императора Константина Копронима, преследовавшего св. иконы; он жил на острове Крите как пустынник, которого очень уважали за святую жизнь. До него дошел слух о поругании святых икон и о страданиях верных служителей Иисуса Христа, и он решился отправиться в Царьград, чтобы, если возможно, отклонить царя от его нечестивых действий. Все, что он видел по пути, еще более воспламеняло ревность его: самые уважаемые епископы терпели заточение, темницы были полны узников, везде истязания, ежедневные казни. Сердце Андрея возгорелось негодованием; прибыв в Константинополь, он тотчас же пошел в церковь святого Маманта, где тогда был царь. Протеснившись сквозь толпу, он предстал пред самого царя и начал смело укорять его за его преступные действия. «За что называешься христианином, говорил он, и служителем Христовым, если ругаешься над изображениями I. Христа и угнетаешь Его рабов?» Воины схватили пустынника и стали его бить, но царь остановил их и велел привести Андрея к себе во дворец.

– «Как ты решился так дерзко злословить меня? спросил царь, – от безумия ли, или от желания сделаться известным мне?»

– «Ни от того, ни от другого, отвечал Андрей, но от ревности к Богу. Я слышал о злой ереси, попирающей святыя иконы, слышал, что ты преследуешь верных служителей Христовых, и пришел издалека, чтобы убедить тебя или умереть за Христа».

Царь стал называть идолопоклонством честь воздаваемую иконам. Андрей безбоязненно возражал ему, доказывая, что честь, воздаваемая иконе, относится к тому, кто на ней изображен. «Почему же казните смертию того, кто не оказывает должного уважения статуям и изображениям царским? – говорил он. Вы хотите быть почтены в изображениях ваших, а запрещаете почитать I. Христа в изображениях Его!»

Царь разгневался и велел жестоко бить Андрея. Он грозил ему самыми жестокими истязаниями и самою смертию, если не согласится отстать от почитания святых икон; но Андрей воскликнул: «не дай того Бог, чтобы я отвергся Христа в изображениях Его. Перестань лучше ты, царь, вооружаться против церкви и преследовать верных служителей Христовых».

Жестоко замучили пустынника. Вывели его на площадь и метали в него каменьями, потом, едва живого, заключили его в темницу. Там вокруг него собрались православные, уважавшие мужественного страдальца за истину. Он наставлял и утверждал их в благочестии. Это дошло до царя, который повелел снова мучить его; повели св. Андрея чрез город к месту казни, метали в него каменьями, и наконец один из еретиков бросился на него с топором и умертвил его. Подвижник с молитвою предал душу Богу.

Иконоборство было осуждено седьмым вселенским собором, бывшим в городе Никее в 787-м году. В первое воскресенье после 2-го октября церковь чествует святых отцев, бывших на этом соборе.

II. Братие христиане! мы не погрешим, если скажем, что препод. муч. Андрей из ревности к славе Божией и спасению души ближних пожертвовавший своею жизнию, достиг вечного блаженства в вышних обителях небесного царства. Как же нам достигнуть хотя бы последняго места в царствии небесном? Терпением в мучениях? Но их, слава Богу, теперь нет мы можем получить спасение усердным исполнением заповедей, ведущих к достижению блаженства, которых девять. Остановим на них свое внимание.

а) Блажени нищии духом, яко тех есть царствие небесное. Вот первая заповедь блаженства. Нищие или бедные духом – это смиренные люди, чувствующие свое недостоинство пред Богом и бессилие в деле спасения. «Так как Адам пал от гордости, возмечтав быть Богом, то I. Христос восставляет нас посредством смирения», полагая его как бы основанием (Блаж. Феофилакт, благовестн. ч. 1. стр. 92). Нищете духовной принадлежит царство, возвещаемое Христом, со всеми благами его и неоскудеваемым богатством благодати. Какое это было радостное благовестие нищим (Ис. 61, 1) и как оно противоположно мечтательным представлениям иудеев о земном могуществе царства Христова.

б) Вторая заповедь блаженства читается так: блажени плачущии, яко тии утешатся, плачущие, т. е. о грехах, а не о чем-либо житейском, при том не о своих только грехах, но и о грехах ближних. Но чтобы эта глубокая печаль плачущих не простиралась до отчаяния, им обещано утешение благодатное, состоящее в прощении грехов и мире совести. Это и есть то утешение, которое подает облагодатствованным душам Утешитель Дух Святый (Иоан. 14, 16. 26); оно служит уделом их не только в настоящей жизни, но и в будущей: здесь они утешаются надеждою получить прощение грехов, а там будут непрестанно радоваться, получив жизнь вечную. (Бл. Феофилакт, благовест. ч. 1. стр. 92).

в) Блажени кротцыи, яко тии наследят землю. Такова, бр., третья заповедь блаженства. Терпеливое перенесение скорбей, неизбежных в жизни, тихое и незлобивое обхождение со всеми, чуждое гневливости, – вообще такое расположение духа, чтобы не раздражать никого и не раздражаться ничем, вот те свойства, которые приобретают последователям Евангелия не только благословение Божие в жизни временной, мир и благоденствие (Псал. 36, 11), но и приводят их к наследию земли живых (Псал. 26, 3), «земля рая» (выражение св. Ефрема Сирина. Твор. его. М. 1858 г., ч. 1, стр. 16), т. е. вечного блаженства.

г) Блажени алчущии и жаждущии правды, яко тии насытятся, гласит четвертая заповедь блаженства. С томительным чувством голода и жажды, требующим удовлетворения, здесь сравнивается сильное желание духовного блага, а именно – «всякой добродетели», которая должна быть вожделенна христианину, как пища и питие, особенно же «той правды Божией» (Римл. 3, 22), «которая состоит в оправдании человека» пред Богом – посредством благодати и веры в I. Христа. И как насыщение телесное, прекращая чувство голода и жажды, восстановляет и укрепляет силы, так насыщение духовное вносит мир и покой в душу помилованного грешника и делает его способным к добру. Впрочем, совершенное насыщение людей праведных последует в жизни будущей, когда они, просвещенные светом солнца правды (Матф. 13. 43. Мал. 4, 2), омытые и убеленные кровию Агнца (Апок. 7, 14), наследуют царство небесное.

д) Блажени милостивии, яко тии помиловани будут. Такова, братие мои, пятая великая заповедь, исполнение которой может дать нам вечное блаженство. По замечанию св. Иоанна Златоустаго, «различные бывают виды милосердия, и заповедь эта обширна» (Бесед. на еванг. Матф. ч. I. стр. 275): она обнимает не одне телесные нужды удрученных бедствиями, но и духовныя. Добрый совет ближнему, утешение несчастнаго, молитва за него, прощение обид, – все это дела милосердия духовнаго; они столь же ценны в очах Божиих, как и вещественная помощь нуждающемуся от своих стяжаний. Милостивые «получают милость «и здесь»«от людей» (Блаж. Феофилакт, благовестн. ч. I, стр. 94), и »там", в день праведного воздаяния на страшном суде, Господь помилует их и примет в Свое вечное царство (Матф. 25, 34–40).

е) Шестая заповедь блаженства говорит: блажени чистии сердцем, яко тии Бога узрят. Чистота сердца, о которой говорит Господь, не состоит только в простосердечии, правдивости и искренности, но также «в устранении от всякого незаконного желания», от всякого чрезмерного пристрастия к земным предметам, и в непрестанном памятовании о Боге. Чистые, по толкованию св. I. Златоуста, люди те, которые «приобрели всецелую добродетель и не сознают за собою никакого лукавства: видение же здесь разумеется такое, такое только возможно для человека». (Св. Иоан. Злат. Бесед. на еванг. Матф., ч. I, стр. 276).

Достигнув «очищения и освящения сердца причастием совершенного и Божия Духа» (св. Ефрем Сир. Твор. его. М. 1859 г., ч. 3, стр. 514), они узрят Бога – и «в собственной лепоте своей» (св. Афанасий александр. Творен. св. отцев. М. 1854 г., т. 22, стр. 478), как свободные от всякого страстного влечения, и в божественном откровении, потому что, по выражению блаж. Феофилакта, «как зеркало тогда отражает образы, когда чисто, так может созерцать Бога и разуметь писание только чистая душа» (Благовестн. ч. I., стр. 94). Но, подобно другим блаженствам, начинающимся на земле и завершающимся на небе, лицезрение Бога, усвояемое чистым, за пределами земного мира будет еще полнее и яснее, в непосредственном созерцании лицем к лицу (1Кор. 13, 12. Фил. 1, 23).

ж) Блажени миротворцы, яко тии сынове Божии нарекутся, учит седьмая заповедь блаженства. Последователи Христовы, пребывающие, по выражению св. Исидора Пелусиота, «в мире с самими собою и не воздвигающие мятежа, но прекращающие внутреннюю брань тем, что тело покоряют духу» (Твор. св. отц. М. 1860 г., т. 36, стр. 86), водворяют мир и в других, живущих в раздоре и с самими собою, и друг с другом. Поступая со всеми дружелюбно, и не подавая причины к несогласию, они примиряют враждующих, утишают распри и раздоры. И хотя все верующие, по благодати искупления, называются чадами Божиими (Иоан. 1, 12. Римл. 8, 16. Гал. 4, 5. 6), но это наименование и соответственная ему степень блаженства особенно принадлежат миротворцам, уподобляющимся Сыну Божию, Который пришел на землю «примирити всяческая к Себе, умиротворив кровию креста Его, чрез него, аще земная, аще ли небесная» (Кол. 1, 20). (Св. Иоан. Злат. Бесед. на еванг. Мф., ч. I, стр. 277, св. Исидор Пелусиот. Твор. св. отц., т. 36, стр. 87. Блаж. Феофил. Благов. ч. I, стр. 95).

з) В восьмой заповеди блаженства, Господь наш предписывает нам, братие, так любить правду и благочестие, чтобы быть готовыми на всякие бедствия ради них. Блажени изгнани правды ради, яко тех есть царство небесное. В этих словах Господь открыл будущую судьбу Своих последователей: Он возвестил им не славу и богатство, не приобретения и удовольствия, но – вопреки мечтательным ожиданиям иудеев славного царства Мессии Христа – бедность, бесславие, преследование, изгнание. Они будут гонимы за правду, т. е., по объяснению св. Иоанна Златоуста, за добродетель и благочестие (св. Иоанн Злат. Бесед. на еванг. Мф. ч. I, стр. 277), а посему им заповеданы постоянство и твердость в добродетели, мужество и терпение среди соблазнов и опасностей, угрожающих вере. За потерю земных выгод и покоя они будут вознаграждены в небесном царстве наследием нетленным, нескверным, неувядаемым (1Петр. 1, 4).

и) Наконец Господь, обращая речь к апостолам, показал, что терпеть поношения особенно свойственно учителям: «блажени есте, егда поносят вам и ижденут, и рекут всяк зол глагол на вы лжуще, Мене ради», – «пронесут имя ваше, яко зло Сына человеческого ради, радуйтеся и веселитеся, яко мзда ваша многа на небесех: тако бо изгнаша пророки, еже (беша) прежде вас». Не всякий поносимый достигает этой высокой степени блаженства, но «только тот, кто терпит поношение для Христа и ложно». (Блаж. Феофилакт. Благовестн. ч. 1, стр. 95). Это злословие, переносимое за Христа в смирении духа, приобретает подвижнику великую награду на небесах, – «сугубое возмездие, и одно увенчивает его за самое дело, а другое за клевету» (Препод. Нил синайский. «Твор. св. отц.» М. 1858 г. т. 31, стр. 107).

В противоположность этим блаженствам, принадлежащим истинным ученикам Евангелия, Господь возвестил горе людям горделивым и тщеславным, поставляющим богатство и чувственные удовольствия исключительным предметом своих желаний, целию всей своей деятельности: горе вам, богатым, яко отстоите утешения вашего; горе вам, насыщеннии ныне, яко взалчете; горе вам, смеющимся ныне, яко возрыдаете и восплачете; горе, егда добре рекут вам вси человецы.

III. Братие христиане! Будем молить Господа, да подаст нам силы исполнять заповеди, которые суть единственные пути, вводящие нас в живот вечный, и по которым прошел ныне прославляемый св. преподобномученик Андрей критский и все проч. святые (Сост. с некоторыми дополн. по кн. «Евангельская история о Боге-Слове»... прот. П. Матвеевского, Спб. 1890 г.. стр. 325–329).


Источник: Полный годичный круг кратких поучений, составленных на каждый день года применительно к житиям святых, праздникам и др. свящ. событиям воспоминаемым церковью и приспособленных к живому проповедническому слову (импровизации) : в 2 т. / Сост. по лучшим проповедническим образцам свящ. магистр Григорий Дьяченко. – Изд. 2-е пересмотр. и значительно доп. - Москва : Изд. книгопр. А.Д. Ступина, 1896-1897. / Т. 1: Первое полугодие (330 поучений). - 1896. - XLVIII, 548 c.; Т. 2: Второе полугодие (375 поучений). - 1897. - XXXII, 795 с.

Комментарии для сайта Cackle