Воскресение Христово (Пасха)
Поуч. 1-ое. Первый день Пасхи.
(Праздник Пасхи – праздник радости духовной для всех).
Христос воскресе!
I. По уставу нашей церкви мы должны, братия, прочесть вам ныне известное слово св. отца нашего Иоанна Златоустаго, что и намерены теперь сделать. Но как это слово в славянском переводе и по краткости выражения заключающихся в нем мыслей для многих, может быть, не вполне удобопонятно: то мы считаем полезным предложить его по русски и притом несколько пояснить заключающияся в нем мысли, для большего всех назидания. Просим вашего внимания.
II. а) «Кто благочестив и боголюбив», – говорит св. Златоуст, – кто истинно чтит Бога и любит Его искренно, «да насладится сего доброго и светлого торжества», т. е. преславного воскресения Христова, которое мы ныне празднуем и в коем Господь так дивно показал и благость Свою к роду человеческому, и премудрость в искуплении его от вечной погибели, и силу Свою над врагами спасения нашего.
б) «Кто раб благоразумный», кто данные ему от Бога таланты – время, силы и способности, не скрывает напрасно в землю, не иждивает на земные только дела и удовольствия, но мудро употребляет на служение Господу и стяжание вечного блаженства, «да внидет радуяся в радость Господа своего», да будет участником той духовной радости, которую Господь уготовал верным рабам Его, искупленным кровию Спасителя (Матф. 25, 21).
в) «Кто потрудился постяся», – кто во время прошедшего поста не оставался в праздности, но усердно трудился над делом спасения своего, «да приимет ныне динарий», – получит в благодатных плодах воскресения Христова ту награду, какую обещал Бог добрым делателям (Матф. 10, 10; 20, 1–8.)
г) «Кто работал с первого часа», – исполнял волю Божию с детства, или с того времени, как Господь призвал его в вертоград Свой, т. е. в церковь Христову, «пусть получит ныне плату, следующую ему по справедливости».
д) «Кто пришел после третьяго часа», приступил к делу Божию не вдруг, но опустил несколько времени, «да празднует благодаря» Бога за снисхождение к нему.
е) «Кто успел придти по шестом часе», пришел на зов Божий еще позже, когда протекла уже половина его жизни, «пусть ни мало не беспокоится: ибо он ничего не лишится» из тех благ, которые воскресший Господь дарует всем желающим вкушать оныя.
ж) «Кто пропустил и девятый час», замедлил еще более и начал трудиться над делом Божиим тогда, как день жизни его склонился уже к вечеру, «пусть приступит без всякого сомнения и боязни»: ибо ныне явилась благодать Божия, спасительная всем человекам (Тит. 2, 11).
з) «Если кто успел прийти только в одиннадцатый час», – даже и тот, кто вышел на дело Божие очень поздно, стал пещись о спасении души своей уже в старости, «и тот да не страшится замедления: ибо Домовладыка, любя честь», и будучи щедр, «приемлет и последняго как перваго, успокаивает и пришедшего в одиннадцатый час, как трудившегося с первого часа», воздавая всем должное. – «И первому удовлетворяет», награждая его по справедливости, «и последняго милует» по снисхождению, «и оному дает» заслуженное, «и сему дарит» по благости Своей; «и добрыя дела приемлет» с радостию, «и благое намерение лобызает» с любовию; «и деяние чтит» как должно, «и доброе расположение хвалит».
III. «Итак, все войдите в радость Господа своего. И первые и последние приимите мзду» от милосердного Владыки!
«Богатые и бедные, ликуйте друг со другом», как дети одного Отца небеснаго!
«Трудящиеся и ленивые», в деле спасения своего, «почтите настоящий день» всемирного торжества!
«Постившиеся и не постившиеся, возвеселитесь ныне», когда небо и земля радуются, и празднует вся тварь! – «Трапеза обильна: насыщайтесь ею все». – «Телец»; закланный ради нас, «велик и упитан: никто не уходи голодным!» – «Все насладитесь пиршеством веры, все пользуйтесь богатством благости» Божией!
«Никто не жалуйся на бедность; ибо для всех открылось царство» небесное, в котором уготовано верующим богатое наследие.
«Никто не плачь о грехах своих: ибо из гроба» Спасителя «воссияло прощение» всем грешникам, желающим получить оное.
«Никто не страшись смерти: ибо от ней освободила нас Спасова смерть», если только мы снова не поработимся ей грехами. – «Ее истребил объятый ею» Жизнодавец. – «Сошедший во ад» Сын Божий «пленил ад и огорчил его». – «Давно предъузнав это, пророк Исаия воскликнул: ад огорчися, сретив Тебя в преисподних» своих (Исаии 14, 9). – «Огорчился: ибо упразднился», – опустел; «огорчился: ибо посрамлен» исходом борьбы своей с Спасителем; «огорчился: ибо умерщвлен», лишился того, что составляло его жизнь и силу; «огорчился: ибо низложен» с престола своего и лишен власти над родом человеческим; «огорчился: ибо связан», и не может теперь действовать с тою свободою и силою, как прежде. – «Он взял плоть, а принял в ней Бога; взял землю, а нашел в ней небо; взял то, что видел, а подвергся тому, чего не ожидал». – Так Бог уловил его Своею премудростию!
«Где твое, смерте, жало? где твоя, аде, победа,» (1Кор. 15, 55)? – Где грех, которым ты, смерть, уязвляла людей? Где, ад торжество твое над родом человеческим? – «Воскрес Христос, и ты низвергся», как бессильный враг. – «Воскрес Христос, и пали демоны» – твои слуги, чрез коих ты уловлял людей. – «Воскрес Христос, и радуются ангелы», взирая на дивное торжество Сына Божия и спасение человеков. – «Воскрес Христос, и жизнь водворяется» всюду, даже и там, где прежде была область смерти и тления. – «Воскрес Христос, и нет ни одного мертвого во гробе»: «ибо Христос, воскресший из мертвых, начаток умершим бысть» (1Кор. 15, 20). – Он первый воскрес, как глава, а потом востанут и все члены Его, – верующие в Него и имеющие в себе животворный дух Его (1Кор. 15, 21–23. Римл. 8, 11). Да будет же «Ему слава и держава, во веки веков!» Аминь. (Сост. по кн. «Избран. Слова и беседы», Платона, митр. киевского, Киев 1892 г.).