Источник

Поуч. 3-е.

(Молитвенное обращение к Господу I. Христу, пред плащаницею).

I. С сокрушением сердца взирая на повитое плащаницею пречистое тела Твое, Господи Иисусе, единый безгрешный, – поклоняясь пред сим священным изображением Твоим, Христе умерший и погребенный, с умилением и слезами лобызая сии язвы, причиненные нашими грехами Тебе, Врачу душ и телес наших, – что речем и что возопием к Тебе из глубины души, как не покаянно-молитвенный глас благоразумного разбойника: помяни нас, Господи, егда приидеши во царствии Твоем?

II. Помяни нас, Господи, ангелов Творче и всея твари Содетелю, Им же вся быша, – приведший и нас из небытия в бытие, и образом Твоим, Боже, почтивший нас человеков, – помяни, что мы земля и пепел и яко ничто же пред Тобою, но дух Твой бессмертный живет в нас, и томится по Тебе душа наша, не находя в этой долине слез иного успокоения, кроме Тебя, Источник жизни и бессмертия, сияние славы Отчей и образ ипостаси Его!

Помяни нас, Господи, – Ты, Который, для спасения погибшего создания Твоего, беспредельно любимого Тобою, но древле злобным змием вовлеченного в грех гордыни и непослушания, сошел с неба на землю, соделался человеком, не переставая быть Богом, – недра Отча не оставль и нашу нищету посетив, да Свой паки обновишь образ, истлевший страстьми, и да взыщешь заблудшее овча, чтобы на Своих раменах принести его к Отцу и совокупить с небесными силами. Помяни нас, Господи! ибо это мы те заблудшие овцы, которых Ты, добрый Пастырь, взыскал, полагая за нас душу свою.

Помяни, Владыко человеколюбче, Господи небесе и земли, помяни нас, странников и пришельцев на земли, ради которых Сам Ты тридесять три года странствовал по земле, созданной Твоею рукою, но не представившей Тебе места удобнаго, где бы главу преклонить, – странствовал среди рода строптивого и развращеннаго, для того, чтобы привести нас заблудших в горнюю отчизну, – озаряя все пути наши светом святого Евангелия Твоего, и примером Своей святейшей жизни предшествуя нам в достижении небесного царствия.

Помяни, Владыко человеколюбче, помяни нас грешных, для спасения коих претерпел Ты неописанные страдания, неправедное осуждение, заушение и ударение в ланиту от руки нечестивого раба, оплевание от беззаконных уст, страшное и безчеловечное бичевание, ко кресту пригвождение, желчи и оцта вкушение, поругание и осмеяние от проходящих и даже от разбойника, смертные муки, и тягчайшее самых адовых мук оставление от Бога Отца, Коему Ты был послушен до смерти, смерти же крестныя. Мене ради, вопиет к Тебе каждый из нас, – мене ради осужденнаго, все сие претерпел Ты, Избавитель и Бог мой! О, помяни же нас, Господи, за спасение которых принес Ты божественному правосудию сию необъятную, безконечно великую жертву. Да не будет она для нас потерянною, – не отринь нас, грешных, своенравных, строптивых, непослушных, ленивых, нетерпеливых, словом – недостойных Твоей любви, но все еще любезных Тебе чад, которых искупил Ты дорогою ценою, – не истленным сребром или златом, но честною кровию Твоею, яко агнца непорочна и пречиста, Христа (1Петр. 1, 19).

В живом чувстве сердечного раскаяния повергаясь в прах пред Тобою, Господи, мы из глубины души взываем к Тебе: согрешили мы, Отче наш, на небо и пред Тобою, и уже недостойны наречься Твоими детьми; но Ты Сам, премилосердый Господи, изобразил нам самыми трогательными и умилительными чертами Свою любовь к нам, кающимся, – любовь Отца, с распростертыми объятиями встречающего заблудших, при возвращении их с пути легкомыслия, суетности и нерадения о своем собственном благе. О, прими же нас, Владыко, прими нас, обращающихся к Тебе, в Свою любовь первую, и, устроив небесный пир, даруй нам за труд покаяния и подвиги самоотвержения, какие поможет нам совершить благодать Твоя, – преизобильно насладиться плодами Твоих спасительных страданий и Твоего живоносного воскресения. Помяни нас, Господи, егда приидеши во царствии Твоем, да и мы, очистив чувствия, узрим славу Твою, славу яко Единородного от Отца, исполнь благодати и истины (Иоан. 1, 14)!

III. Возлюбленные о Господе братия и сестры и чада! приидите, поклонимся и припадем ко Христу, лежащему во гробе, с мыслями и чувствованиями, достойными последователей Христовых, облобызаем сии язвы на пречистом теле Его, краснейшего добротою паче сынов человеческих, но грех ради наших умаленнаго, уничиженнаго, поруганного и умерщвленнаго!

Приидите, поклонимся и восплачемся пред Господом, сотворшим и искупившим нас, и, твердо решась посвятить Ему свою жизнь, – с молитвенными воздыханиями возопием к Нему гласом благоразумного разбойника, покаявшего на кресте: помяни нас, Господи, егда приидеши во царствии Твоем.

Пребудем в несомненной надежде, что Господь действительно помянет нас, помянет наше чистосердечное покаяние, не забудет и одной капли слезной, ниже капли части некоей, пролитой над Его гробом о наших грехах, – дарует нам благодать жить свято, по учению св. Евангелия, и в час кончины нашей скажет нам: «днесь со Мною будеши в раи,вниди в радость Господа твоего, душа, возлюбившая Меня и верная Мне до смерти!» Аминь. (Сост. по «Христ. рассужд. и размышл.» прот. В. Гречулевича, (еп. Виталия) ч. III, изд. 1873 г.).


Источник: Полный годичный круг кратких поучений, составленных на каждый день года применительно к житиям святых, праздникам и др. свящ. событиям воспоминаемым церковью и приспособленных к живому проповедническому слову (импровизации) : в 2 т. / Сост. по лучшим проповедническим образцам свящ. магистр Григорий Дьяченко. – Изд. 2-е пересмотр. и значительно доп. - Москва : Изд. книгопр. А.Д. Ступина, 1896-1897. / Т. 1: Первое полугодие (330 поучений). - 1896. - XLVIII, 548 c.; Т. 2: Второе полугодие (375 поучений). - 1897. - XXXII, 795 с.

Комментарии для сайта Cackle