Источник

Часть 1, Глава 7Часть 1, Глава 9

Часть первая. Явления душевной жизни в бодрственном состоянии человека.

Глава восьмая. Способность души к созерцанию всей протёкшей жизни в краткое время

1.  Непроизвольное возникновение в душе давно исчезнувших представлений и образов и способность нашего духа к созерцанию всей протёкшей жизни в краткое время

Карус, в своём известном сочинении О душе (Psyche), говорит, что ключ к уразумению существа сознательной жизни души лежит в области бессознательного. В своей книге он исследует взаимное отношение сознательного к бессознательному в жизни человеческой и высказывает много глубоких мыслей. Божественное в нас, – говорит он, – что мы называем душой, не есть что-либо раз остановившееся в известном моменте, но есть нечто непрестанно преобразующееся в постоянном процессе развития, разрушения и нового образования. Каждое явление, бывающее во времени, есть продолжение или развитие прошедшего, и содержит в себе чаяние будущего. Сознательная жизнь человека разлагается на отдельные моменты времени, и ей доступно лишь смутное представление своего существа в прошедшем и будущем. Настоящая же минута от неё ускользает, ибо едва явилась – как уже переходит в прошедшее. Приведение всех этих моментов к единству, сознание настоящего, т. е. обретение истинного твёрдого пункта между настоящим и будущим, возможно лишь в области бессознательного, т. е. там, где нет времени, но есть вечность. Известные мифы греческой древности об Эпиметее и Прометее имеют глубокое значение, и недаром греческая мудрость поставляла их в связь с высшим развитием человечества. Вся органическая жизнь напоминает нам эти две оборотные стороны творческой идеи в области бессознательного. И в мире растительном, и в мире животном каждое побуждение, каждая форма дают нам знать, когда мы вдумываемся, что здесь есть нечто, возвращающее нас к прошедшему, к явившемуся и бывшему прежде, и предсказывают нам нечто, имеющее образоваться и явиться в будущем. Чем глубже мы вдумываемся в эти свойства явлений, тем более убеждаемся, что всё, что в сознательной жизни мы называем памятью, воспоминанием, и всё то, в особенности, что называем предвидением и предведением, – всё это служит лишь самым бледным отражением той явности и определительности, с которой эти свойства воспоминания и предвидения открываются в бессознательной жизни.

В сочинении Каруса исследуются случаи, в коих сознательная жизнь души, приостанавливаясь, переходит иногда внезапно в область бессознательного. Замечательно, говорит он, внезапное и непроизвольное возникновение в нашей душе давно исчезнувших из неё представлений и образов, равно как и внезапное исчезновение их из нашего сознания, причём они сохраняются и соблюдаются, однако, в глубине бессознательной души. Представления о лицах, предметах, местностях и пр., даже иные особенные чувства и ощущения, иногда в течение долгого времени кажутся совсем исчезнувшими, как вдруг просыпаются и возникают снова со всей живостью, и тем доказывают, что в действительности не были они утрачены. Бывали отдельные очень удивительные случаи, в коих разом сознание с необыкновенной ясностью простиралось на целый круг жизни со всеми её представлениями. Известен случай этого рода с одним англичанином, подвергавшимся сильному действию опиума: однажды, в период сильного возбуждения перед наступлением полного притупления чувств, ему представилась необыкновенно ясно и во всей полноте картина всей прежней его жизни со всеми её представлениями и ощущениями. То же, рассказывают, случилось с одной девицей, когда она упала в воду и утопала, в минуту перед совершенной потерей сознания.

Карус не приводит подробностей и не ссылается на удостоверение приведённого случая; многим, без сомнения, доводилось тоже слышать подобные рассказы в смутном виде. Но вот единственный, нам известный, любопытный и вполне достоверный рассказ о подобном событии самого того лица, с коим оно случилось.

Это случилось с очень известным английским адмиралом Бьюфортом, в Портсмуте, когда он в молодости опрокинулся с лодкой в море и пошёл ко дну, не умея плавать. Он был вытащен из воды и впоследствии, по убеждению известного доктора Волластона, записал странную историю своих ощущений. Вот этот рассказ во всей его целости.

Описывая обстоятельства, при которых совершилось падение, он говорит: «всё это я передаю или по смутному воспоминанию, или по рассказам свидетелей; сам утопающий в первую минуту поглощён весь ощущением своей гибели и борением между надеждой и отчаянием. Но что за тем последовало, о том могу свидетельствовать с полнейшим сознанием: в духе моём совершился в эту минуту внезапный и столь чрезвычайный переворот, что все его обстоятельства остаются доныне так свежи и живы в моей памяти, как бы вчера со мной случились. С того момента, как прекратилось во мне всякое движение (что было, полагаю, последствием совершенного удушения), – тихое ощущение совершенного спокойствия сменило собой все прежние мятежные ощущения; можно, пожалуй, назвать его состоянием апатии, но тут не было тупой покорности пред судьбой, потому что не было тут ни малейшего страдания, не было и ни малейшей мысли, ни о гибели, ни о возможности спасения. Напротив того, ощущение было скорее приятное, нечто в роде того тупого, но удовлетворённого состояния, которое бывает перед сном после сильной усталости. Чувства мои, таким образом, были притуплены, но с духом произошло нечто совсем противоположное. Деятельность духа оживилась в мере, превышающей всякое описание; мысли стали возникать за мыслями с такой быстротой, которую не только описать, но и постигнуть не может никто, если сам не испытал подобного состояния. Течение этих мыслей я могу и теперь в значительной мере проследить – начиная с самого события, только что случившегося, – неловкость, бывшая его причиной, смятение, которое от него произошло (я видел, как двое вслед за мной спрыгнули с борта), действие, которое оно должно было произвести на моего нежного отца, объявление ужасной вести всему семейству, – тысяча других обстоятельств, тесно связанных с домашней моей жизнью: вот из чего состоял первый ряд мыслей. Затем круг этих мыслей стал расширяться дальше: явилось последнее наше плавание со случившимся крушением, школьная моя жизнь, мои успехи, все ошибки, глупости, шалости, все мелкие приключения и затеи того времени. И так дальше и дальше назад, всякий случай прошедшей моей жизни проходил в моём воспоминании в поступательно обратном порядке, и не в общем очертании, как показано здесь, но живой картиной во всех мельчайших чертах и подробностях. Словом сказать – вся история моего бытия проходила передо мной точно в панораме, и каждое в ней со мной событие соединялось с сознанием правды или неправды, или с мыслью о причинах его и последствиях; удивительно, даже самые мелкие, ничтожные факты, давным-давно позабытые, все почти воскресли в моём воображении, и притом так знакомо и живо, как бы недавно случились. Всё это не указывает ли на безграничную силу нашей памяти128, не пророчит ли, что мы со всей полнотой этой силы проснёмся в ином мире, принуждены будем созерцать нашу прошедшую жизнь во всей полноте её? И с другой стороны – всё это не оправдывает ли веру, что смерть есть только изменение нашего бытия, в коем, стало быть, нет действительного промежутка или перерыва? Как бы то ни было, замечательно в высшей степени одно обстоятельство – что бесчисленные идеи, промелькнувшие в душе у меня, все до одной обращены были в прошедшее. Я был воспитан в правилах веры. Мысли мои о будущей жизни и соединённые с ними надежды и опасение не утратили нисколько первоначальной силы, и в иное время одна вероятность близкой гибели возбудила бы во мне страшное волнение; но в этот неизъяснимый момент, когда во мне было полное убеждение в том, что перейдена уже черта, отделяющая меня от вечности, – ни единая мысль о будущем не заглянула ко мне в душу, я был погружён весь в прошедшее. Сколько времени было у меня занято этим потоком идей, или, лучше сказать, в какую долю времени все они были втиснуты, не могу теперь определить в точности; но, без сомнения, не прошло и двух минут с момента удушения моего до той минуты, когда мена вытащили из воды.

«Когда стала возвращаться жизнь, ощущение было во всех отношениях противоположное прежнему. Одна простая, но смутная мысль – жалостное представление, что я утопал – тяготела над душой, вместо множества ясных и определённых идей, которые только что пронеслись через неё; беспомощная тоска, вроде кошмара, подавляла все мои ощущения, мешая образованию какой-либо определённой мысли, и я с трудом убедился, что жив действительно. Утопая, не чувствовал я ни малейшей физической боли; а теперь мучительная боль терзала весь состав мой; такого страдания я не испытывал впоследствии, несмотря на то, что бывал несколько раз ранен и часто подвергался тяжким хирургическим операциям. Однажды пуля прострелила мне лёгкие: я пролежал несколько часов ночью, на палубе, и, истекая кровью от других ран, потерял, наконец, сознание в обмороке. Не сомневаясь, что рана в лёгкие смертельна, конечно, в минуту обморока я имел полное ощущение смерти. Но в эту минуту не испытал я ничего похожего на то, что совершилось в душе у меня, когда я тонул. А приходя в себя после обморока, я разом пришёл в ясное сознание о своём действительном состоянии». (См. «Московский сборник», изд. К. П. Победоносцева, 1896 г. стр. 193–198).

2.  Факты переживания человеческой душой массы впечатлений в несколько минут

Говорят, что для совершения известного явления, события или целого их ряда нужно время. С другой стороны, для сознательного восприятия впечатлений, как доказали Гельмгольц и Фехнер, тоже нужен известный срок129. Между тем, факты, по-видимому, противоречат подобного рода воззрению. Дело в том, что бывают случаи, когда во сне ли, под влиянием ли некоторых наркотических веществ (гашиш, опиум и т. п.), или наяву, в минуту сильной опасности, грозящей смертью, – человек переживает в несколько мгновений так много, что для описания этого мало целого дня, даже года, можно исписать тома и всё-таки не передать всего испытанного. Каждый из нас, наверно, имел не раз подобного рода сновидения, бывают обыкновенно под влиянием внешнего возбуждения (чаще всего это бывает от падения с кровати, какого-нибудь толчка, удара, особого звука и т. п.), от которого мы пробуждаемся, успев, однако, в этот короткий момент перечувствовать массу разнороднейших ощущений и видеть целый ряд событий, вроде, например, крушения поезда, с разлетающимися вдребезги вагонами, изуродованными мёртвыми телами, стонами раненых, которым оказывается медицинская помощь и т. д.

Граф Лавалетт рассказывает в своих «Воспоминаниях» следующее: – «однажды ночью, когда я спал в темнице, меня разбудил замковый колокол, бивший двенадцать часов; я услышал, как отворили решётку, чтобы сменить караул, но тут я опять заснул. Тогда я увидел страшный сон»... Здесь следует рассказ о страшном видении, – рассказ, подробности которого, по мнению рассказчика, заняли бы, по крайней мере, пять часов... «как вдруг решётка опять захлопнулась с большой силой, от чего я и проснулся. Я заставил пробить свои карманные часы, и они пробили всё-таки двенадцать, так что этот страшный сон продолжался всего-навсего от двух до трёх минут, т. е. столько времени, сколько его понадобилось, чтобы сменить караул (что произошло очень быстро, по причине крайнего холода), отпереть и запереть решётку, каковой расчёт мой и подтвердил на следующее утро привратник. А между тем, я ни за что не припомню ни одного случая из своей жизни, в котором я мог бы определить время с такой точностью, в котором лучше запечатлелись бы в моей памяти все подробности происшедшего и в котором бы я сохранил большую ясность сознания».

Примером влияния наркотических веществ на возбуждение мозга может служить одно место из Корана, где говорится о том, как Магомет (который, как утверждают, употреблял гашиш), был взят, по фантастическим бредням составителя Корана, с постели архангелом Гавриилом, перенёсшим его на седьмое небо и показавшим по пути также и ад. Пророк пробыл на небе так долго, что успел не только всё подробно осмотреть, но и девяносто раз побеседовать с Богом, после чего ангел снова перенёс Магомета на его ложе. Всё это, тем не менее, произошло так скоро, что, очутившись снова на постели, пророк нашёл её ещё тёплой и успел поднять опрокинутую им во время путешествия глиняную кружку, прежде чем из неё вытекла вся вода.

Потеря способности измерять время случается с нами ещё тогда, когда мы чего-либо страстно ожидаем, например, в минуту опасности – спасительной помощи: тогда минуты, говорят, кажутся годами; и наоборот, когда наш ум и чувства чем-либо всецело поглощены: долгие часы «пролетают, как мгновенья», – «счастливые часов не знают», говорит пословица.

* * *

128

Эта способность души к созерцанию всей протёкшей жизни в несколько мгновений, и притом с критической оценкой всех моментов жизни, не подтверждает ли учения слова Божия о том, что страшный суд Божий, когда совесть каждого откроется и произнесёт свой последний суд над жизнью человека, не потребует для своего совершения много времени, но произойдёт в несколько мгновений? Г. Д-ко.

129

По исследованиям Гельмгольца и Шельске, скорость передачи возбуждения по нерву равняется в среднем 30 метрам в секунду и колеблется в зависимости от вида и даже от индивидуума; Гирн же нашёл её не меньшею 1000 метров в секунду.


Источник: Из области таинственного : простая речь о бытии и свойствах души человеческой, как богоподобной духовной сущности. / сост. Дьяченко Г.М. - Москва : тип. Т-ва И.Д. Сытина, 1900. - 784 с.

Комментарии для сайта Cackle