Милость Божия
Но скажешь, кто знает, что Он обратится и раскается (1Цар. 15, 29) и оставит благословение? Достоверно знаю это я – споручник Божия человеколюбия, знаю, что, оставив гнев, который Ему противоестествен, даст Он место милости, которая Ему естественна. K гневу принуждаем Его мы, а к милости и сам Он стремится. И если бьет принужденно, то неужели не помилует, следуя Своему естеству? Помилуем только сами себя, открыв путь праведному благоупотреблению Отца. Посеем со слезами, дабы с радостью пожинать (см. Пс. 125, 5). Будем ниневитянами, а не содомлянами. Уврачуем грех, чтобы со грехом не погибнуть, послушаем Иониной проповеди, чтобы не потопил нас огонь и жупел128. И если вышли мы из Содома, то пойдем на гору, убежим в Сигор, взойдем туда с восходящим солнцем; не будем останавливаться нигде в окрестности сей, не будем оглядываться, чтобы не отвердеть в соляный столп (см. Быт. 19, 17) – столп подлинно бессмертный, обличающий душу, обращающуюся к злу (1).
* * *
Милости Божией ищи себе милостями к ближним (2).
* * *
И презрение, и отчаяние в надежде – равно худы. Бог – Судия, но и Отец. Ты боишься Его, как судии, но смело надейся на Него как на милосердого. Открой свою болезнь, проси спасения, пролей слезы на раны свои. Подавай и нищим, прекрасным твоим заступникам, они богато отдаривают нас именно тем, в чем имеем мы нужду, то есть Божиим милосердием езы, ни нищего. Нищий есть творение Божией руки, а потому не должен быть презираем; и Святая трапеза – досточтима. Не обманывай Бога, как недальновидного Судию, чтобы Он еще больше на тебя не прогневался. Ты учишь красть искоренителя кражи (2).
* * *
Жупел – горючая сера, горящая смола, жар и смрад. – Прим. ред.