Брань духовная
Ответ 142, того же великого старца к тому же.
Брат! Не позволяй себе рассуждать о приходящих тебе помыслах: это дело не твоей меры; ты не понимаешь хитрости их, посему-то они и смущают тебя, как хотят. А когда смущают тебя, то скажи им: я не знаю, кто вы такие; Бог, знающий сие, да не попустит вам прельстить меня. И повергни пред Богом немощь свою, говоря: Господи! Я в руках Твоих, помоги мне и избавь меня от рук их. Помысл же, который медлит в тебе и борет тебя, объяви авве твоему, и он, с помощью Божиею, исцелит тебя. А в отношении к рукоделию: что прикажут, исполняй – и спасешься о имени Божием. О псалмах: не оставляй изучения их, ибо и сие относится к духовному деланию, и постарайся произносить их наизусть, это для тебя весьма полезно. Не желай услышать о том, что выше силы твоей; ты имеешь поучения, которые и по силе твоей, и полезны тебе.
Вопрос 237, того же к тому же великому старцу.
Прости меня, Господа ради, господин авва! Святыня твоя сказала мне: «Вот прощены тебе беззакония твои». Авва же Исаия говорит, что пока человек ощущает сладость их, то они еще не бывают ему прощены, а я ощущаю сладость их. Господа ради скажи мне о том яснее, ибо помысл беспокоит меня, говоря: «Будучи таковым, ты не должен бы был принимать рукоположения, потому что в этом деле есть и тщеславие, и тяжесть», а посему и сомневаюсь относительно служения. Вместе с тем прошу сказать мне вот о чём: помысл внушает мне, что я оставлен Богом, потому что в прошедшую неделю был сильно отягощен блудною страстию.
Ответ. О, каков совет лукавых демонов! О, какова прелесть начальника их диавола, доброненавистника и человеконенавистника от начала и даже до конца. Ибо как сам он отступил от Бога, так хочет погубить и всех людей. Брат, я сказал тебе, что прежние грехи твои прощены тебе, а не сказал, что не будешь иметь брани с ними, ибо человеку предстоит подвиг. Если бы ты и не имел грехов, то диавол приносил бы тебе на мысль сладость их, а теперь приносит тебе на мысль сладость их потому, что ты грешил прежде. Пример, который сказал авва Исаия, относится к услаждениям греховным и к тем, которые достигают их на деле, ибо иное – вспомнить сладость меда, а другое – вспомнить и вкусить его.
Итак, тому, кому хотя и приходит на память греховная сладость, но кто не допускает действий сластных, а противоречит и подвизается против оной, прощены прежние грехи. Это суть козни супостата и супротивника нашего, который всегда ищет поглощать людей живыми, чтобы привести в отчаяние спасения и безнадежие жизни вечной не утвержденных на твердом камне веры, по мере которой каждый получит воздаяние. Итак, сохрани себя от оных помыслов, чтобы не впасть совершенно в руки диавола, и помилует тебя Господь, живущий вовеки. О рукоположении же: кто осмелится назвать себя достойным? Поистине, разве беснующийся и совершенно забывшийся. Итак, осуждая себя, служи Богу в данном тебе сане, а от Господа исходят милость, помощь и сила. В служении же вспоминай сказанное: «Служúте Господу со страхом и радуйтесь [пред Ним] с трепетом» (Пс. 2, 11), и: «Ты творишь ангелами Твоими духов, служителями Твоими – огонь пылающий» (Пс. 103, 4). Не бойся, ты не оставлен Богом: если мы не оставим Его, Он не оставляет нас, ибо воля Его в том и состоит, чтобы мы обратились к Нему и спаслись. Что же касается до сильного отягощения твоего блудными помыслами, – это случается оттого, что думаешь о ближнем злое и осуждаешь его; бывает и от свободного общения с теми, с которыми я говорил тебе не общаться. Если мирские люди, желающие обогатиться, терпят многие бедствия в море и в путешествиях, – тем более должны терпеть мы, которые ожидаем получить Царствие Небесное и назваться чадами Божиими и слышим, что «наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей» (Еф. 6, 12). Ты еще не подвизался против греха до пролития крови – и уже расслабляешься духом уныния. Что ты претерпел? Что перенес? Какие различные искушения претерпел с радостью? Ах, инок спящий! Покажи диаволу, что ты живешь для Бога, прибегая к Нему, действуя руками и ногами, когда плывешь среди обуревания мысленных волн, восходящих до небес и нисходящих до бездн. Исповедуюсь тебе пред Богом, что сердце мое (как знает Бог, Который создал его и положил в нём завет хранимых в нём святых заповедей) подвизалось с тобою, чтобы извести тебя силою Божиею из тьмы во свет истинный и из смерти осуждения в жизнь правды. Внимай себе, брат, ибо без труда и смирения невозможно спастись.
252. Тот же брат вопросил того же великого старца: я сильно борим блудною страстью; опасаюсь, чтобы не впасть в отчаяние, и по немощи тéла моего не могу воздерживаться; помолись обо мне, Господа ради, и скажи мне, отец мой, что мне делать?
Ответ. Брат! Диавол из зависти воздвиг на тебя брань. Береги глазá свои и не питайся досыта. Вина употребляй немного, по немощи тела, о которой говоришь. Приобрети же смирение, расторгающее все сети вражии. И я, ничтожный, сделаю по силе моей, моля Бога, чтобы Он избавил тебя от всякого искушения и сохранил от всякого зла. Не уступай врагу, брат, и не предавайся отчаянию, ибо это великая радость диаволу. Молись непрестанно, говоря: «Господи Иисусе Христе, избави меня от страстей постыдных», – и Бог помилует тебя, и получишь силу молитвами святых. Аминь.
253. Тот же брат, будучи борим тою же блудною страстью, просил того же великого старца помолиться о нём и сказать ему, как распознать, своею ли похотью искушается человек или врагом.
Ответ. Брат! Без труда и сердечного сокрушения никто не может избавиться от страстей и угодить Богу. Когда человек искушается своею похотью, можно узнать из того, что он нерадит о себе и позволяет сердцу своему размышлять о сделанном им прежде; и тогда человек сам собою навлекает на себя страсть через свою похоть. Ум его, мало-помалу ослепляемый страстью, начинает незаметно для него самого обращать внимание на того, к кому чувствует влечение, или говорить с ним и находить причины для того, чтобы с ним побеседовать или посидеть, и всеми средствами старается исполнить свое желание. Если позволить мысли обращаться в сем, то умножится брань до падения, хотя и не телом, но духом, в согласии с помыслами, и оказывается, что такой человек сам зажигает огонь в своем веществе. Трезвенный же и благоразумный человек, желающий спастись, когда видит, от чего терпит вред, тщательно хранит себя от злых воспоминаний и не увлекается страстными мыслями, удаляется от встречи и беседы с теми, к которым чувствует влечение, и от всякого повода ко греху, чтобы самому не возжечь в себе огня. Вот брань, происходящая от своей похоти или произвола человека.
А та, которая бывает от диавола, происходит так: сердце желающего спастись боится, чтобы не принять в себя семени вражеского. И в этом случае человек трезвенно хранит себя от злых воспоминаний, чтобы не увлечься страстными помыслами, и от встречи, беседы и всякого повода к свиданию. Если есть нужда к нему (лицу увлекающему) по делу, то лучше оставить дело, чтобы не погибла душа. Бодрствуй, брат, ты смертен и недолговечен; не желай же за малое время услаждения потерять жизнь вечную. Какую пользу приносят зловоние и нечистота греха? Только стыд, поношение и соблазн; воздержание же доставляет победу, венец и похвалу. Укрощай коня своего уздою вéдения, чтобы он, смотря туда и сюда, не разжигался похотью на женщин и мужчин и не свергнул бы тебя – всадника своего – на землю. Молись Богу, чтобы Он отвратил «очи» твои, «чтобы не видеть суеты» (Пс. 118, 37). И когда приобретешь мужественное сердце, брáни оставят тебя. Очищай себя, как вино очищает раны, и не позволяй накопляться в тебе зловонию и нечистоте. Приобрети плач, чтобы он удалил от тебя свободу в обращении, которая губит ду́ши усвоивших ее.
Не бросай орудия, без которого нельзя возделать плодоносную землю. Орудие это, соделанное Великим Богом, есть смирение: оно искореняет все плевелы с поля Владыки и подает благодать обитающим на нём. Смирение не падает, но воздвигает от падения тех, которые имеют его. Возлюби всем сердцем плач, ибо и он – соучастник благого сего делания. Потрудись во всём отсекать свою волю, ибо это вменяется человеку в жертву: сие-то и значит: «за Тебя умерщвляют нас всякий день, считают нас за овец, обреченных на заклание» (Пс. 43, 23). Не расслабляй себя беседами, ибо они не допускают тебя преуспевать о Боге. Усильно обуздывай органы чувств твоих: зрения, слуха, обоняния, вкуса и осязания – и преуспеешь благодатию Христовою. Без мучений никто не бывает мучеником, как и Господь сказал: «терпением вашим спасайте души ваши» (Лк. 21, 19), и Апостол говорит: «в великом терпении, в бедствиях, в нуждах» (2Кор. 6, 4) и проч. Смотри, не показывай халдеям сокровищ до́ма твоего (см. 4Цар. 20, 12–18), иначе возьмут они тебя в плен и уведут к Навуходоносору, царю вавилонскому (см. 4Цар. 24, 13–16). Вразумляясь всегда ответом моим, попирай страсти, чтобы они не попрали тебя и насильственно не сделали тебе зла. Убегай от них, как серна от тенет (см. Притч. 6, 5), чтобы они не закололи тебя, как ягненка. Не бойся их, они не имеют силы: Господь наш Иисус Христос расслабил их и сделал бессильными. Не предавайся сну, хотя они и полумертвы, но не спят; не будь нерадив, ибо они не нерадят. Хотя немного простри и ты руку Отцам твоим, желающим извлечь тебя из зловонной тины. Вспоминай, что «много может усиленная молитва праведного» (Иак. 5, 16). Не суди, не уничижай и не соблазняй никого. Не приписывай никому того, чего не знаешь о нём достоверно, ибо это погибель душевная. Себе внимай и ожидай приближающейся смерти. Говори себе слово блаженного Арсения: «Арсений, зачем ты вышел из мира?» Научайся тому, чего пришел ты здесь искать. Теки к Иисусу, чтобы и достигнуть Его. Если хочешь спастись, теки скоро, чтобы войти и тебе в добрую дружину святых старцев. Если хочешь преуспеть – трудись. Пожелай быть прославленным со святыми в неизреченной славе, а не быть с постыдными демонами в неизреченном мучении. Возжелай быть в Царствии Небесном, а не в геенне огненной. Возжелай услышать: «приидите, благословенные Отца Моего» (Мф. 25, 34), и: «хорошо, добрый и верный раб», и проч., а не услышать: «идите от Меня, проклятые, в огонь вечный» (ст. 41), «лукавый раб и ленивый» (ст. 26). Господу слава вовеки, аминь.
Вопрос 404. Когда мне кажется, что какое-либо дело будет по Богу, помысл же сопротивляется мне, препятствуя исполнить его как неблагое, из чего я могу узнать, что оно действительно благо?
Ответ. Когда тебе кажется, что какое-либо дело будет по Богу, а противоположный помысл сопротивляется ему, то из сего самого познается, действительно ли оно по Богу. Ибо если в то время, когда мы молимся, сердце наше утверждается в благом и благо сие возрастает, а не умаляется, тогда, будет ли оставаться противоположный помысл, оскорбляющий нас, или нет, познаем, что дело оное по Богу, ибо благому непременно сопротивляется скорбь от зависти диавольской, но молитвою оно (благое) умножается. Если же кажущееся добро будет внушено диаволом, а притом будет и сопротивление, от него же происходящее, тогда и самое мнимое благо умаляется, а вместе и мнимое сопротивление, ибо враг представляет, что он сопротивляется помыслу, влагаемому от него, лишь для того, чтобы чрез то самое обольстить нас принимать сей помысл за добро.
491. Прошение того же к тому же великому старцу. Помыслы мои мечтательно представляют мне мир, понуждая возвратиться в него. Окажи мне милость, да покроют меня молитвы, потому что я, хотя и нахожусь в тех же самых грехах, помолился Богу, чтобы Он удостоил меня жить под вашим покровом.
Ответ прп. Варсонофия. Сын мой возлюбленный! Мужайся о Господе. Бог призвал тебя – не ослабевай, но уповай. Начало богоугодного делания сопряжено с бранями, но Господь сокрушает их (см. Исх. 15, 3). Служение мира сего – тьма и достояние его – му́ка вечная. Служение же Божие есть свет и наследие его – жизнь вечная. Размягчи теперь сии две крупицы, и тогда избери себе, что хочешь. И придет к тебе Некто велегласный, и пробудит твое еще холодное сердце, и подаст тебе силу идти быстро, как следует. Не ужасайся – ты имеешь руководителя к Владыке Богу.
493. Прошение того же к тому же великому старцу.
Авва, Господа ради, помилуй меня. Когда я отдыхаю наедине, на меня восстают мечтания и бываю в туге душевной, как будто кто нападает на меня, так что это продолжается и во время сна, и я лишаюсь сна. Притом же я боязлив по природе, брань сильнее восстает на меня, и я почти совсем не могу заснуть. А если и засну немного, то, как я уже сказал, в беспокойстве и малодушии, так что ощущаю изнеможение в теле и не в состоянии бываю двигаться. Впрочем, ты, владыко, зная, что мне полезно, так и сделай со мною, благий отец мой! Прости меня грешного и много страждущего.
Ответ прп. Варсонофия. Брат! Ты должен прославить Бога за то, что Он оправдывает на тебе словá Писания, которое говорит: «верен Бог, Который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил» (1Кор. 10, 13). По силе твоей попускает Он тебя обучаться брáни духовной; великих же мужей по силе их испытывает в великих искушениях, и они радуются сему, ибо искушение приводит человека в преуспеяние. Где предстоит благое, там бывает и брань. Итак, не бойся искушений, но возрадуйся в них, потому что они ведут тебя к преуспеянию. Презри это искушение – Бог помогает тебе и покроет тебя.
Вопрос 540. Что мне делать, отец мой: брáни утесняют меня и всё сильнее восстают на меня? Скажи мне: какой признак, того, что я имею упование на Бога, и какой признак прощения грехов? И как мне пребывать в келии по Богу?
Ответ. Брат! Время браней есть время делания: не расслабевай, но делай. Веди брань, и когда она усиливается, укрепляйся и ты, взывая: «Господи Иисусе Христе, Ты видишь немощь мою и скорбь мою, помоги мне! «Избави меня, Господи, от врагов моих; к Тебе прибегаю"» (Пс. 141, 7; Пс. 142, 9), и помолись, чтобы получить тебе силу служить Богу в чистом сердце. Признак упования на Бога состоит в том, чтобы отвергнуть от себя всякий помысл попечения о плоти и отнюдь не думать, что имеешь нечто в сем веке, ибо иначе будешь будешь иметь упование на то, а не на Бога. Признак прощения грехов состоит в том, чтобы возненавидеть их и не делать более. А когда человек размышляет о них и сердце его услаждается ими, или он и совершает их на деле, – это есть знак, что грехи еще не прощены ему, но он еще обвиняется в них. Пребывать в келии по Богу – значит осуждать себя, когда услаждаешься в сердце красотою келии или телесным покоем своим, и говорить: «Го́ре мне грешному! Я имею всё сие на осуждение самому́ себе, и недостоин сего, а другие, достойные, терпят тесноту, скитаясь и не находя телесного покоя. Господи Иисусе Христе, прости меня и за сие ради имени Твоего, нареченного на нас». Господь да укрепит и да утвердит тебя, сын мой, чтобы ты преуспел и пришел в меру совершенную. Аминь.
Вопрос 555. Писание говорит: «Если гнев начальника вспыхнет на тебя, то не оставляй мéста твоего» (Еккл. 10, 4). Что это значит?
Ответ. Вместо сего (то есть вопроса о том, что это значит), не позволяй помыслу войти в тебя и не беседуй с ним, но прибегай к Богу; ибо, если захочешь дать ему (помыслу) ответ, увлечешься в размышление о нём, которое отвлечет тебя от теплоты молитвенной.
Вопрос 617. Кто произвольно имеет в себе грех и зло и кто непроизвольно?
Ответ. Произвольно имеющие в себе зло суть те, которые предают свободу свою злу, услаждаются им и сдружаются с ним. Таковые имеют мир с сатаною и не ведут с ним брáни в помыслах. Непроизвольно же имеющие в себе зло суть те, которые, по слову Апостола (см. Рим. 7, 23), ощущают противную силу, противовоюющую в членах их, и есть над ними некоторая мрачная сила и покрывало, но только в помыслах, с которыми они не соглашаются, не услаждаются ими, не повинуются им, но противоречат, противостоят, говорят вопреки, сопротивляются, гневаются сами на себя. Сии последние пред Богом много лучше и честнее тех, которые произвольно предают свободу злу и услаждаются оным.
Вопрос 666. Случается, что когда я встречаюсь с иным человеком, то смотрю на него страстно и уязвляюсь душой. Когда нужно с ним говорить, не могу взглянуть на него, а чрез то подаю ему мысль, что презираю его; и бывает так со мною, что закрываю глаза, не в состоянии будучи смотреть на него, и скорблю, не зная, что мне делать. Помолись обо мне, владыко, и преподай мне слово жизни и врачевство человеколюбия твоего.
Ответ. Любовь твоя спрашивала меня о том, что тебе случается страстно смотреть на предстоящего: это, очевидно, отно́сится к браням от диавола; знай же, что и увлекаться умом – его же внушение. Ты должен вспомнить истление и смрад естества нашего, как изменимся мы, когда будем в гробах. Но что говорить тебе об истлении? Не должен ли ты скорее представить себе пред глазами будущий Страшный суд Божий? Каков будет жребий так поступающих? И как возможешь ты понести великий оный стыд при обнаружении дел наших пред Ангелами и Архангелами, пред всеми людьми и пред праведным Судиею? И как заградятся тогда уста совершающих делá сии? Убоимся Того, Который сказал: «Не обманывайтесь: ни блудники... ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники... Царства Божия не наследуют» (1Кор. 6, 9–10), и: «всякий, кто смотрит на женщину с вожделением» и проч., и: «если правый глаз соблазняет тебя, вырви его» (Мф. 5, 28–29). Ты должен вспоминать сие и не бывать часто у тех людей, к которым чувствуешь брань сию, но и не обнаруживай им, почему ты удаляешься от них, чтобы не подать им повода к разным помыслам. А как скоро нужно будет беседовать с ними, призови святое имя Божие в помощь, говоря: «Владыко Иисусе! Покрой меня и помоги моей немощи». И не бойся: Он сокрушит лук врагов, ибо от имени Его зло становится недейственным. Вместо многого говори мало и не давай свободы своему слуху и помыслам, но держи себя благочинно и без смущения, дабы никто не мог заметить того, что происходит. Если же через сие получишь и силу, то не будь смел в отношении врагов твоих, потому что они бесстыдны, и хотя и тысячи раз будут побеждены, снова приступают к борьбе. Но Бог Победитель помогает смирению человека, ради которого Он по собственной воле Своей восхотел воплотиться.
Вопрос 667. Что значит сказанное: смотри, чтобы не увлек тебя блудный помысл?
Ответ. Сие бывает не только в отношении блудной страсти, но и в других случаях. Ум подвергается сему вследствие рассеяния и когда это случится, человек должен воззвать к самому́ себе, говоря: «Господи! Прости меня имени ради Твоего святого; за нерадение мое я подвергся сему. Избавь меня от рассеяния и от всякой сети вражией, ибо Твоя слава вовеки, аминь». А признак, по которому можешь узнать такое увлечение, пусть будет тебе следующий: если кто-либо беседует с другим, а ум его рассеивается туда и сюда, то случается, что, когда он говорит об одном, мысль его переносится к другому – вот это и есть увлечение. Также, если кто-нибудь делает что-либо и перенесется мыслью к другому, то по забвению своему или портит дело, или сделает нечто сверх надлежащего, и это есть также увлечение. Таким же образом увлекает нас и блудный помысл. Случается, что кто-либо беседует с другим, и если враг успеет отвлечь ум от богоугодного трезвения, то вследствие рассеяния является в уме и блудное вожделение. И это есть также увлечение, потому что оно случилось не по размышлению или воспоминанию, но человек увлекся им по забвению. И такой подобен путнику, который по причине случившейся с ним ско́рби уклонится от прямого пути и очутится на другом. Но, придя в себя, человек должен воззвать себя, по вышесказанному, и прибегнуть к милости Божией. Господь Благоутробен, и примет его, как блудного сына; мы знаем, с каким милосердием принял Он сего последнего. Когда же и без рассеяния оная брань возникнет в помысле, то до́лжно трезвиться, не услаждаться такими помыслами, не медлить в них, но скорее прибегнуть к Владыке Богу.
Вопрос 670. Иной христолюбивый муж вопросил того же великого старца: что мне делать, я скоро увлекаюсь страстями?
Ответ. Не заключай с ними союза и «отврати очи... чтобы не видеть суеты» (Пс. 118, 37), и руки твои от лихоимства, и Бог избавит тебя от них. Веди себя благопристойно, не вкушай ни пищи, ни пития до сытости, и оные страсти утихнут в тебе, и ты будешь иметь покой.