Источник

Псалом 7

Седьмой псалом начинается таким надписанием: Псалом Давиду, егоже воспет Господеви о словесех Хусиевых, сына Иемениина. В русской Псалтири, по переводу с еврейского языка, надписание читается так: «Плачевная песнь, которую Давид воспел Господу по делу Хуса, из племени Вениаминова». Значит, истинный смысл надписания таков: псалом написан Давидом, по поводу речи или слов Хусия, или Хуса, из колена Вениаминова; но кто этот Хусий – неизвестно. Одни из толковников под именем Хусия принимают царя Саула, бывшего непримиримым врагом и жестоким гонителем Давида. Другие в лице Хусия хотят видеть Семея из рода Саулова, который в то время, когда Давид с приближенными своими удалялся от преследования сына своего Авессалома, вышел ему навстречу и злословил его, называя беззаконником и убийцею (2Цар. 16:5–6 и пр.). Некоторые же за упоминаемого в надписании Хусия признают Хусия Архитянина, друга Давидова, который во время восстания против Давида сына его Авессалома пришел к последнему под видом перебежчика, притворился приверженцем Авессалома и дал ему ответ, который послужил потом на пользу Давида и к поражению и погибели самого Авессалома. Таким образом, «Давид, спасенный как бы нечеловеческою помощью, – говорит св. Афанасий, – воспевает за сие благодарственную песнь Богу, приписав все благодати Его, а не кому-либо из людей» [3, с. 54].

Пс.7:2 Господи Боже мой, на Тя уповах, спаси мя от всех гонящих мя и избави мя.

В первых словах псалма пророк выражает полное упование на Бога, находясь среди множества врагов, окружающих его, и просит защиты и избавления от них. Он как бы так говорит: «Вот, Господи Боже мой, все меня оставили: даже ближние мои, – сын мой Авессалом и тесть мой, царь Саул, – гонят и преследуют меня, и нет никого, кто бы защитил меня. На Тебя Единого, Господи, моя надежда, спаси и избавь меня от всех гонителей моих».

Пс. 7:3. Да не когда похитит яко лев душу мою, не сущу избавляющу, ниже спасающу.

В этих словах Давид сравнивает одного из главных своих врагов (по всей вероятности, царя Саула) со львом, с одним из самых сильных зверей, который обладает такой страшной силой и похищает свою добычу так неожиданно и быстро, что никто не осмеливается спасать или отнимать добычу из когтей его: не сущу избавляющу, ниже спасающу, т.е. «если Ты, Господи, не избавишь и не спасешь меня, то враг мой может похитить душу мою, как лев, и тогда уже некому будет избавить и спасти меня от его внезапного нападения». Некоторые, по замечанию св. Иоанна Златоуста, принимают слова пророка в переносном смысле, и под именем льва и всех гонящих разумеют диавола и злых духов [5, с 64].

Пс.7:4–6 Господи Боже мой, аще сотворих сие, аще есть неправда в руку моею, аще воздах воздающым ми зла, да отпаду убо от враг моих тощ, да поженет убо враг душу мою, и да постигнет, и поперет в землю живот мой, и славу мою в персть вселит.

Для того чтобы более понятен был смысл этих и следующих стихов псалма, нужно сделать хоть краткую справку из библейской истории об отношениях Давида к его врагам.

Главным врагом его был Саул, первый царь еврейский, избранный из колена Вениаминова. Саул начал царствование свое благоразумно, был послушен Богу и угождал Ему; но скоро сделался своенравен и горд, завистлив и зол. За это Бог отверг Саула, тогда же отступила от него благодать Божия, и по временам нападала на него ужасная тоска. Когда Господь отверг Саула, пророк Самуил, по повелению Божию, явился в Вифлеем и помазал на царство младшего сына Иессеева – Давида, который пас стадо овец отца своего. С этого времени почила на нем благодать Божия. Давид, помазанный на царство, в то же время стал боговдохновенным пророком, составлял богодухновенные псалмы и прекрасно разыгрывал их на псалтири и других музыкальных инструментах. Этим искусством он сделался потом известен Саулу, был приглашаем к царскому двору и отгонял музыкальным исполнением псалмов нападающую на царя тоску. Саул сначала полюбил Давида, сделал его своим оруженосцем и выдал за него свою дочь. Но когда стало известно, что Давид помазан в цари еврейскому народу, Саул возненавидел его, стал подозревать в злом умысле, всюду преследовать, как своего опасного врага, и даже решился убить, гоняясь за ним с войском по горам и пустыням. Давид же, укрываясь от преследований Саула, не один раз имел возможность убить его, как своего злейшего врага; но он даже и мысли не допускал о кровавом отмщении врагам своим. Он не забывал, что грешно убивать человека; мало того, он берег жизнь Саула, как помазанника Божия. Саул видел, что Давид за все причиненное ему зло воздает добром, но, несмотря на то, продолжал свое злобное гонение и преследование Давида (1Цар. 18).

Другим врагом Давида был собственный сын его Авессалом. Гордый и властолюбивый, Авессалом захотел сделаться царем израильским, и потому льстивым и лицемерным обращением с народом, а также клеветами и разными другими происками он добился того, что склонил на свою сторону войско и военачальников и решился насилием присвоить себе царство и убить своего отца. Давид принужден был бежать из Иерусалима и удалился за Иордан, где начал собирать войско. С терпением перенося такое тяжкое несчастье, Давид сознавал, что Господь Бог попустил на него это несчастье за его грехи. Но он надеялся на милость Божию и каялся в своих грехопадениях. И надежда на Бога не обманула Давида. Господь помог ему. Войско Авессалома было разбито, и сам он убит. Те евреи, которые оставались верными Давиду, радовались его победе и смерти Авессалома; но не радовался сам Давид Он неутешно плакал о погибели Авессалома, сокрушаясь о том, что сын его умер, не раскаявшись в преступлении против отца (2Цар. 15).

Много было и других врагов у Давида, которые старались причинить ему какое-либо оскорбление. Из числа таковых история упоминает о Семее, о котором сказано было выше. Но Давид никому из врагов своих не платил злом за зло, а, напротив, старался делать добро за всякое зло, которое причиняли ему враги его. Так поступил он с Саулом; так поступал с другими врагами; так же поступил и с упомянутым сейчас Семеем. При встрече с Давидом, уходящим от восставшего против него сына, Семей бросал в него камнями и злословил его. И когда Авесса, один из военачальников Давида, предложил царю своему, чтобы он дозволил ему казнить Семея за такой поступок против царя, то Давид сказал: «Оставьте его, пусть он злословит, ибо Господь повелел ему злословить Давида» (2Цар. 16:5–10).

Вот об этих-то отношениях своих к врагам Давид и говорит в седьмом псалме, как бы представляя свидетелем таковых отношений Самого Господа Бога: Господи Боже мой, аще сотворих сие, если я сделал что-либо злое врагам моим, если есть неправда в руках моих, если я платил злом тому, кто был со мною в мире, – я, который спасал даже того, кто без причины стал моим врагом и преследовал меня, если я царю моему Саулу или врагу моему Семею, воздавшим мне многая злая за восприятая от меня благая, заплатил злом или неправдою; да отпаду убо от враг моих тощ, пусть будут тщетны, напрасны надежды мои на мою невиновность пред врагами; пусть они гонят и преследуют меня, как зверя, пусть отнимут жизнь мою, а труп мой поперут ногами и славу мою в персть вселят, т.е. чтобы и память имени моего исчезла и рассыпалась, как прах земной.

Пс.7:7–8 Воскресни, Господи, гневом Твоим, вознесися в концах враг Твоих, и востани, Господи Боже мой, повелением, имже заповедал еси. И сонм людей обыдет Тя, и о том на высоту обратися.

Доказывая свою невинность по отношению к врагам и гонителям своим, Давид просит у Бога праведной защиты, представляя, что грозный суд Божий над нечестивыми послужит к наибольшей славе Божией. Слово воскресни нужно понимать здесь, как и в других местах псалмов, не в буквальном смысле, а в переносном. Воскресни сказано вместо востани, как бы от сна. Вообще у псалмопевцев принято выражение воскресни, когда Господь Бог призывается на помощь; а когда не является помощь Божия, тогда Господь представляется спящим: «Востани, Вскую спиши Господи; воскресни и не отрини до конца. Воскресни, Господи, помози нам...» – говорится в другом псалме (Пс. 43:24, 27). Воскресни, Господи, гневом Твоим – слова эти значат: востань, Господи, во гневе Твоем, пробудись на помощь мне, открой суд. Вознесися в концах враг Твоих, т.е. вознесись, яви свое могущество и славу между сильными из врагов моих. Врагов своих Давид называет врагами Божиими. Таковыми они действительно и были, потому что старались разрушить определение Господа о Давиде (Пс. 10:3), т.е. чтобы он царствовал над Израилем. Слова: вознесися в концах враг, по мнению св. Василия Великого, заключают в себе смысл, подобный следующему: «до какой бы высоты не дошла злоба врагов, Ты, Господи, по множеству силы Своей можешь, как добрый врач, предварительно оградить пределы, остановить болезнь Твоими вразумляющими ударами» (4, с. 30). Так как Господь Сам дал повеление судьям земным и всем вообще защищать безвинно обижаемых и притесняемых, равно как Он же, Верховный Законодатель и Судия, дал заповедь, чтобы дети почитали родителей «Чти отца твоего» и проч. (Исх. 20:12); но и выражение: востани, Господи Боже мой, повелением, имже заповедал ecи – означает: дай силу Твоему повелению; Ты, Господи, заповедал защищать обижаемых, посему Сам исполни, Владыко, что заповедано Тобой делать другим, и подай мне помощь Твою (против Саула). Востани, т.е. отомсти (Авессалому) не за меня, но за пренебрежение заповеди, которую Сам Ты дал – о почитании родителей. Евреи имели обыкновение в важных и торжественных случаях воспевать хвалы Богу целым хором, и таким образом они возносили Богу благодарственные песнопения, или жертву хваления. Это самое, по объяснению св. Златоуста, и выразил пророк в словах: и сонм людей обыдет Тя. «Сонм людей (собрание людей, большой хор) станет вокруг Тебя; и Ты над ним поднимись на высоту», и о том на высоту обратися, т.е. «сделай этот сонм славным и знаменитым, возврати ему прежнее благосостояние» [5, с. 72].

Пс.7:9 Господь судит людем: суди ми, Господи, по правде моей и по незлобе моей на мя.

В предыдущих стихах Давид заявлял о своей невинности по отношению к врагам его, свидетельствуя своей совестью и Самим Богом, Всеведущим Судиею, и призывал восстать на суд Самого Господа Бога, чтобы рассудить его с врагами на основании повелений и заповедей Божиих. А теперь он утверждает, что един есть Верховный Судия во всем мире, Который судит все народы и самих судей и царей земных. Это – Сам Господь, к суду Которого Давид царь теперь и обращается, прося рассудить его на основании его правды, его правдивых и незлобных отношений к врагам. Как бы так говорит он: да будет всем известно, что Господь един есть Верховный Судия, правосудия Которого никто не может избегнуть. А потому я и прибегаю к Нему на суд и прошу Его: рассуди меня, Господи, с врагами моими по правосудию Своему и по незлобию моему.

Пс.7:10 Да скончается злоба грешных, и исправиши праведнаго, испытаяй сердца и утробы, Боже, праведно.

Когда совершится праведный суд Твой, Господи, тогда престанет, прекратится злоба нечестивых; а праведник получит оправдание на суде Твоем; потому что Ты – Всеведущий Сердцеведец, испытующий сердца и утробы, т.е. внутренние расположения души и сердца, все тайные помышления, желания и намерения.

Пс.7:11 Помощь моя от Бога, спасающаго правыя сердцем.

В этих словах из общего положения о правосудии Божественном пророк выводит частное, благоприятное для себя лично заключение: Правосудный Бог спасает невинных и правых сердцем; а потому, ведая правоту мою и незлобие, Он подаст и мне скорую помощь против врагов.

Пс.7:12–13 Бог Судитель праведен, и крепок, и долготерпелив, и не гнев наводяй на всяк день. Аще не обратитеся, оружие Свое очистит, лук Свой напряже, и уготова и.

Этими словами, с одной стороны, подтверждает то, что прежде говорил о правосудии и всеведении Божественном, а с другой стороны, дает знать, что Бог, хотя долготерпелив, и не всегда, не во всякий день изливает праведный гнев Свой, но угрозы и прещения Свои на нераскаянных грешников готов всегда, во всякое время привести в исполнение. Оружие Свое очистит – значит: сделает блестящим, изострит. Аще не обратитеся, т.е. если вы, грешники, не обратитесь к Господу и Сердцеведцу Судии с раскаянием, если не возвратитесь на истинный путь благочестия, то оружие для наказания вас у Него уже готово: лук Свой напряже – и направляет его на вас.

Пс.7:14 И в нем уготова сосуды смертныя, стрелы Своя сгараемым содела.

Сосуды смертные значит: орудия смертоносные; выражение: стрелы Своя сгараемым содела значит, что стрелы, которыми обыкновенно стреляли из лука, сделаны у Грозного Судии Бога из вещества загорающегося и все разрушающего, каковы бывают, например, «молниеносные стрелы, которые с необъяснимою скоростью проникают всюду и на пути своем беспрепятственно и с непостижимою силою поражают все, что бы ни случилось». Таким образом, смысл 14-го стиха в связи с предыдущими может быть выражен так: у Бога, Верховного и Праведного Судии, на нераскаянных грешников приготовлено такое страшное оружие, которое поражает смертоносными стрелами, сделанными наподобие воспламеняющихся молниеносных стрел, от которых ни укрыться, ни отразить их ничем невозможно.

Пс.7:15–16 Се боле неправдою, зачат болезнь, и роди беззаконие: ров изры и ископа и, и падет в яму, юже содела.

Всякая неправда есть грех (Ис. 59:12); а грех сам по себе есть уже болезнь души. Всякое греховное действие начинается от греховного пожелания, греховной мысли, зарождающихся в уме и сердце. «От сердца бо исходят, – говорит Христос Спаситель, – помышления злая, убийства, прелюбодеяния, татьбы...» и проч. (Мф. 15:19). Каждый грешник, или беззаконник, прежде чем совершить преступное или беззаконное деяние, увлекается неправедной мыслью, которая производит в сердце его преступное желание, а это последнее доводит его до греха или беззакония. Вот нечестивый, говорит пророк, был болен неправдой, плодом которой было беззаконие. По мнению блж. Феодорита, говоря эти слова, царь-пророк Давид имел в виду бывшего советника своего Ахитофела, который, будучи чем-то недоволен, передался на сторону Авессалома, способствуя заговору последнего в восстании против отца его Давида. Ахитофел болел неправдой, задумав изменить законному царю своему, был чреват злодейством, составляя заговор с Авессаломом против царя, и родил беззаконие, вооружив сына против отца. Те же самые Авессалом и Ахитофел, составив заговор – низвергнуть Давида с царского престола и убить его, тем самым рыли для него ров и выкопали его, а потом сами же и упали в ту яму, которую устроили. Авессалом во время сражения был поражен стрелою в лесу и убит, а Ахитофел в отчаянии от безуспешиости заговора удавился. Так и всякий беззаконник, злоумышляющий ближнему и стремящийся нанести ему вред, роет тем самым для ближнего яму, в которую сам же потом и падает. «Не рой ямы другому: сам в нее упадешь» – вот хорошо всем известная и ходячая поговорка, имеющая, конечно, в основании своем объясняемую речь псалма и выражающая неизбежный конец для хитрых умышлений злого человека на честь и благополучие ближнего.

Пс.7:17 Обратится болезнь его на главу его, и на верх его неправда его снидет.

Все, что ни делал в своей вражде против меня враг мой, – все его и тайные злоумышления, и явные злодеяния, – все обратилось на главу его, и всякая неправда его, по изволению и действию всемогущего Промысла Божия, на верх главы его, на темя его пала: и злоумышлял, и злодействовал враг на свою голову, на свою погибель.

Пс.7:18 Исповемся Господеви по правде Его и пою имени Господа Вышняго.

Так заканчивает пророк псалом, исповедуя, или, что то же, прославляя правосудие Божие. Исповем, исповемся, исповедатися – выражения эти в Священном Писании употребляются всегда в смысле – похвалить, прославить; потому что кто хвалит кого, тот исповедует или признает, что хвалимый достоин похвалы. Исповемся Господеви по правде Его, т.е. восхвалю и прославлю Бога, как требует правда Его, столь дивно избавляющая праведных и наказывающая нечестивых. И пою имени Господа Вышняго, т.е. хвалебную песнь приношу Всевышнему, или Верховному Судии, сидящему на высоком Престоле, на Небе.


Источник: Объяснение священной книги псалмов / Прот. Григорий Разумовский. - Москва : Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, 2002. - 990, [1] с. : ил.

Комментарии для сайта Cackle