Источник

Черногория

Местность

Черногория– область дикая, суровая, мрачная, которую итальянцы называют Монтенегро, турки – Карадаг, сербы– Црна-гора, албанцы– Малесия или Малилис, есть самостоятельное княжество на западной стороне балканского полуострова. Она лежит между Далмациею, Герцеговиною, Боснией) и сербским княжеством, окружена горами: Ловченом, Комом, Дурмитором, Гарчом, Лисцом и Суторманом, и состоит из двух областей: собственной Черногории (горной страны) и Брд. Первая имеет 32 квадр. мили и разделена на 4 нахии (округа или уезда): катунскую (в северной и средней части Черногории), цермничскую или црнгичскую (в югозападной части), речскую и лешатскую. Последняя имеет 34 кв. мили, и разделена также на 4 нахии: Белопавличи, Иипери, Кучи и Морача 184 Главный город, резиденция князя, Цетинье. Число жителей– около 200,000185.

Историческая судьба Черногории

Черногория первоначально называлась Дукли или Дуклеею, а чаще Зетою. Она составляла одну из областей сербского государства, которую Неманичи отличали почетным названием «Дедины» 186и которая была уделом наследников сербского престола. В состав её входили: часть Герцеговины до Требинья, вдоль по берегу моря до Рагузы, нынешняя область Каттаро, города – Бар, Ольгун (Дульциньо), Леш (Алеси) до Драча. Пространство её равнялось 150 милям с севера на юг, и 120 милям с запада на восток187. Она управлялась сперва банами (до 1516 г.), потом митрополитами (1516– 1851г.), наконец князьями.

Черногория под властию банов

Баны были тоже, что великие жупаны, правители отдельных областей 188. Они были сперва из рода Неманичей, потом из рода Болъшичей, наконец из рода Черноевичей, или Црноевичей. Неманичи управляли Черногорией, как частию сербского государства, до времени Волкашина Мирняевича. Когда Волкашин, по смерти Уроша Иго, захватил в свои руки власть над Сербиею, зетское княжество (Черногория) не хотело признать его за своего государя, и, отделившись (1367 г.) от Сербии, избрало своим правителем Бальииу, родственника Неманичей по женской лилии 189. Этот-то Бальша и положил начало династии Балшичей, управлявшей Зетою до 1421 года. При Балыпичах Зета находилась под покровительством Венеции. По смерти Балыпи I, Зетою управляли, один после другого, сыновья его: Страшимир (+ ок. 1369 г.) 190, Юрий (+ ок. 1375– 79 г.) и Бальша II (у ок. 1385 г.). Преемником Бальши II был сын Страшимир Юрий или Георгий (г ок. 1403 г.), а преемником Юрия сын его (Юрия) Бальша III. Юрий продал (1396 г.) Венеции восточную подгорную часть своих владений, но Бальша возвратил ее. По смерти же Бальши III (1421 г.), не оставившего после себя детей, династия Бальшичей прекратилась. Зетою завладели венецианцы. Но сербский деспот Стефан Лазаревич отнял (1423 г.) от них верхнюю Зету (нынешнюю Черногорию), оставив Венеции только подгорную Зету, которая потом перешла во власть Турции. Управление верхнею Зетою Стефан предоставил родственнику своему Юрию Брапковичу. Зечане однако не были довольны сербским правительством и выбрали себе в правители Стефана, прозванного по темному цвету кожи Црноевичем или Черноевичем, из фамилии Юрашичей, имевших большое значение при Балыпичах. Этот-то Стефан и положил начало новой династии, династии Црноевичей или Черноевичей, управлявшей Зетою 93 года (1423– 1516 г.). Стефан, заключив союз с венецианцами, деятельно помогал им в борьбе с холмским воеводою Стефаном Косачичем, завладевшим большею частию верхней Зеты, и успел возвратить (1455 г.) от него значительную часть зетских владений. По смерти Стефана (1460 г.) Зетой управлял сын его Иван 1 Черноевич. Он также вступил в союз с Венециею, успешно воевал с турками и получил титул венецианского патриция. Но когда венецианцы оставили его, – он вынужден был отдать туркам нижнюю Зету, а сам удалился из прежней своей столицы, Жабляка, на север, в катунскую нахию. Тут он укрепился среди гор и назвал свою страну Черногорией. По смерти Ивана Черноевича (1490 г.), сын его Оулда должен был вступить в борьбу сперва с братом своим Стефаном или Станишею, хотевшим захватить власть в свои руки, а потом с турками. Турки отвсюду теснили его, так что он наконец вынужден был спасать себя от них бегством в Италию. По смерти Юрия (1514 г.), Черногориею не долго управляли сперва племянник его Стефан, потом сын Стефана Иван II Черноевич (1515 г.) и наконец сын Ивана Максим. Этот последний, по совету жены своей Марии, дочери венецианского Дожа, передал в общем народном собрании власть над Черногориею цетинскому епископу Герману, а сам удалился в Венецию. Вскоре за тем Черногория присоединена была к Турции, как часть скадарского пашалыка, и была в зависимости, хотя и не полной, от Турции до конца XVII века. Черногорцы всегда отстаивали свободу и независимость. Им тяжело было находиться под чуждою властию. Они решились, во что бы то ни стало, возвратить себе полную свободу, и вот с этою целию избрали (в 1696 или 7 году) в митрополита и вместе народного вождя и правителя Даниила I Петровича Негуша или Негоша. Это был первый черногорский владыка – митрополит, объединивший в одном лице духовную и светскую власть191192.

Черногория под властию митрополитов

Сто пятьдесят четыре года Черногория была под властию владык-митрополитов, и во все это время только четыре митрополита, один после другого, управляли Черногорией, и все из фамилии Негушей, именно: 1) Даниил Петрович (1697– 1735 г.), 2) Савва Петрович (1735– 1782 г.), 3) Петр Петрович I (1782 – 1830 г.) и 4) Петр Петрович II (1830– 1851 г.).

1. Даниил Петрович (1697– 1735 г.) положил начало династии из рода Негушей, и династии притом наследственной: сам народ признал ее такою за многочисленные заслуги Даниила.

Предки Даниила жили в Герцеговине, но, по взятии Герцеговины турками, удалились в Черногорию и, поселившись здесь в катунской нахии, на скатах Ловчена, назвали это местечко »Негуши«, именем той герцеговинской горы, близ которой они прежде жили. Впоследствии род этот разделился на две ветви, которые назывались Ранчевичами и Херакевичами от двух главных родоначальников, – Раича и Херака, но общее название их было Негуши. Даниил Петрович, в мире Нийко или Николай, был из рода Херакевичей и еще в детстве тайно от родителей ушел в цетинский монастырь и там принял монашество. По смерти митрополита Саввы Калугерича (1697 г.), народ избрал в преемники ему Даниила, с тем, чтобы он с духовною властию соединил и светскую. Долго молодой инок Даниил отказывался от предложенной ему чести, отказывался со слезами; но народ не уважил ни просьб его, ни слез. Чрез 3 года после выбора, Даниил отправился для посвящения в Венгрию, в Сечуй, где тогда жил сербский патриарх Арсений IV Черноевич. Получив (1700 г.) хиротонию, он в Цетинье освятил новоустроенную церковь. Но во время самого богослужения потурченные черногорцы схватили его, и, связав ему руки, с позором водили по улицам города и потом заключили в тюрьму. Православные купили свободу своему владыке за 3,000 дукатов.

Получив свободу, Даниил выгнал из Черногории или предал смерти как проживавших там турок, так и потурченных черногорцев. Турки решились отмстить за изгнание и смерть, – и вот началась (1706 г.) битва между турками и черногорцами. Даниил разбил турок, многих взял в плен, и, чтобы выразить презрение к пленникам, потребовал за каждую турецкую голову по свинье. Затем последовал непрерывный ряд стычек, битв и сражений. В эту пору Черногория вступила в тесную связь с Россиею. Петр I, объявив войну туркам, пригласил и Даниила принять участие в войне и послал к нему грамату с черногорцами, состоявшими на русской службе, полковником Мих. Милорадовичем и капитаном Иваном Лукашевичем. Даниил с своими черногорцами радостно откликнулся на зов русского монарха: черногорцы всеми силами ударили на Албанию и Герцеговину, и чрез то отвлекли их от участия в войне против России. К сожалению, война эта, окончившаяся миром (1711 г.) при Пруте, не принесла пользы ни России, ни Черногории. Турки, чтоб отмстить черногорцам за дружественный союз их с Россиею, взяли город Цетинье и все в нем разрушили. Храбрый Даниил успел однакож выгнать турок и, поручив Черногорию митрополиту Савве, – отправился в Россию за помощию. Петр I вручил Даниилу грамату (от 9 июля 1715 г.), в которой, между прочим, писал: «турецкия войска многих из ваших народов порубили и мучительски умертвили, а иных на каторги сослали; монастыри же и церкви пожгли, и церковные утвари и ваши пожитки разграбили... Мы по христианской должности о вас соболезнуем, и повелели во всем нашем православном царстве в Божиих церквах за оных пострадавших за веру христианскую и венчавшихся мученическим венцем соборне Бога молить и поминовение творить». – Затем, поблагодарив черногорцев за их участие в турецкой войне, Петр продолжал: «И хотя мы за нынешнею долгопротяжною с королем шведским войною, на которую многия иждивения употребить мы принуждены, не можем по достоинствам и по заслугам вашим награждения учинить; однакож в знак нашей к вам милости посылаем ныне чиноначальникам вашим 160 золотых персон (медалей) наших, да денег 5,000 р. на вспоможение раззоренным людям, и больше в том случае понесшим, даем преосвященному митрополиту (вашему) на расплату долгов его, в сем же случае полученных, и на созидание разоренных в митрополии его церквей и монастырей 5,000 р., а впредь, когда мы мир благополучно получим, и от претяжких воинских иждивений освободимся, не оставим за ту вашу верную службу нашею царскою милостию вящше наградить» 193. И не оставил: он послал в Черногорию много сосудов церковных и облачений, бедным чергорцам 10,000 р., и повелел, чтоб русское правительство высылало чрез каждые три года в Черногорию по 500 р. 194. Даниил, любимый и уважаемый всеми подданными, положив прочное основание независимости Черногории, скончался в 1735 году, назначив своим преемником племянника своего, Савву Петровича 195.

Савва Петрович (1735– 1782 г.) совсем не похож был на дядю своего: сколько Даниил отличался кипучею деятельностию, столько Савва известен был бездействием. Он считался правителем более 45 лет; но, любя уединенную, монастырскую жизнь, во все это время почти не принимал никакого участия в политической жизни Черногории. Черногориею при нем управляли сперва родственник его Василий Петрович Пламенац, потом самозванец Стефан Малый. Василий, по желанию Саввы, посвящен был (1750 г.) в митрополита сербским патриархом, как помощник Саввы, и имел постоянные сношения с Россиею, Куда он три раза путешествовал и откуда получал щедрое вспоможение 196. – После счастливых войн с турками, он скончался в Петербурге в 1766 г. – В это-то время и явился самозванец Стефан Малый под именем императора Петра III. Он жил в Майне, в области, бывшей под властию то Венеции, то Черногории, и тут же в первый раз была пущена в ход молва, будто этот Стефан– русский император Петр III. Стефан никого не уверял, что он действительно Петр III, но и не отрицал справедливости этой молвы, и при слабости владыки Саввы такое силыюё имел влияние на черногорцев, что они просили его прибыть вь Цетинье и управлять ими. Стефан, взяв от скупщины обещание повиноваться ему во всем, прибыл (1768 г.) в Цетинье, провозгласил себя царем Петром III, но к этому прибавил, что он будет довольствоваться только скромным именем Стефана Малого. В это время турки с 67,000 войска напали на Черногорию, но Стефан разбил их. В это же время (1669 г.) произошел разрыв между Турциею и Россиею, – и Екатерина II граматою приглашала Черногорцев к участию в войне. Грамату эту привез к ним князь Юрий Владимирович Долгорукий, который заставил Стефана сознаться, что он вовсе не царь Петр III, что он даже не русский, и велел держать его под домашним арестом. Но черногорцы сказали Долгорукому, что он, Долгорукий, конечно, не будет управлять ими, что владыка Савва, – очень слаб, и что, потому, если они Стефана отставят, – то совсем останутся без главы. Тогда Долгорукий предоставил Стефану управление Черногориею, и Стефан деятельно заботился о благе вверенного ему княжества: он уничтожил внутренния неурядицы и племенную войну и старался вводить более правильную администрацию, он улучшал пути сообщения, он первый произвел народную перепись и помогал России в войне с Турциею, но в 1774 г. был сонный убит своим слугою, греком, которого подкупил скадрский визирь. Между тем владыка черногорский Савва во все это время не оставлял своей уединенной монастырской жизни 197. По смерти его (1782 г.) племянник его Петр I Петрович Негуш избран был владыкою черногорским.

2.Петр 1 Петрович Негуш (1782 – 1830 г.), еще в сане архимандрита, ездил (1778 г.), по поручению своего дяди, в Россию с черногорским губернатором Ив. Радоничем и сердарем Ив. Петровичем для переговоров. Избранный в митрополиты, он желал получить посвящение в России, но, не получив паспорта в Вене, посвящен был в Карловцах сербским митрополитом. Между тем в его отсутствие турки осадили Черногорию, заняли горные проходы, ограбили Цетинье и сожгли цетинский монастырь. Петр, возвратившись на родину, разбил турок, и после того одержал над ними несколько блистательных побед и присоединил от Турции к Черногории нахии: белопавличскую, пиперскую, черничскую и морачскую. Император Павел I был доволен действиями владыки Петра I: он сопричислил его к ордену св. благоверного князя Александра Невского и повелел отпускать ежегодно в Черногорию 3,000 р. В мирное время Петр все силы употреблял на то, чтобы возвысить свою родину. Все 47 летнее служение его было ознаменовано бескорыстною, твердою, всецело преданною отечеству, деятельностию. Он утвердил в Черногории порядок, ввел в употребление Судебник, одержал много побед; он отличался мужеством, непреклонною силою воли, энергиею в действиях, и в тоже время благочестием, кротостию, увлекательным даром слова, и вел самую простую, патриархальную жизць. Почувствовав приближение смерти, он пригласил к себе черногорских главарей, указал им на своего племянника Петра II Петровича, как на своего преемника, вручил им духовное завещание, которое они должны были прочитать после его смерти, и в котором он просил черногорцев, между прочим, о том, чтобы они жили в мире и любви между собою, и были всегда и во всем верны России; прощаясь с ними, он призывал на Черногорию благословение Божие, и, благословив их, лег на постель и с улыбкою на устах мирно почил 18 октября 1830 г. Чрез 4 года по кончине его, тело его обретено нетленным: он причислен к лику святых, почитается заступником Черногории и почивает в цетинском монастыре 198.

3. Петр II Петрович Негуш (1830 – 1851 г.) получил как воспитание, так и хиротонию в сан митрополита в Петербурге. До возвращения его из Петербурга в Цетинье. Черногориею управлял некто Иванович Подгоричанин, бывший в русской службе. Петр II присоединил к Черногории Кучи, разделил княжество на 8 нахий, учредил на прочных началах сенат с президентом и 12 сенаторами, коим положил жалованье, и центральное и окружное земское управление, завел в Цетинье школу и типографию. Порта предлагала ему титул царя под условием, признать верховную власть султана; но он отверг это коварное предложение. Петр II был последний владыка Черногорский, соединявший в лице своем духовную и светскую власть 199.

Таким образом в течении 150 слишком лет митрополиты управляли Черногориею. Они утверждали все решения скупщины, а впоследствии и сената, только не участвовали в решениях по уголовным делам; они вели переговоры с иностранными державами и заключали трактаты, они объявляли войну и носили национальную одежду 200. – Все они имели постоянные дружеския сношения с Россиею 201.

Черногория под властию князей

Даниил Петрович Негуш (1851– 1860 г.), племянник Петра II Петровича, ставший во главе управления по смерти дяди, получил воспитание в Петербурге. Избранный в преемники Петру II. он прибыл в Петербург и объявил желание Черногорцев, чтобы ими управлял князь, а не митрополит, и чтобы таким образом высшая власть гражданская отделена была от духовной. Русское правительство с своей строны изъявило на то свое согласие, и Даниил Петрович, по возвращении в столицу – Цетинье, был провозглашен потомственным господарем Черногории и Брд. Он старался вводить новые порядки, и при этом действовал круто и самовластно. Оттого его княжение было большею частию бурное. Он два раза воевал с турками. Первая война его (1852 – 53 г.) была неудачна; но другая была (1858 г.) более счастлива: брат его, храбрый Мирко Петрович, отнял у турок граховский округ. Вскоре после этой войны Даниил был изменнически убит (1860 г.) па австрийской территории, и погребен в цетинском монастыре202. Умирая, он указал на племянника своего, Николая 203, как на наследника престола, и как Черногория, так и Россия признала его князем (14 августа 1860 г.).

Князь Николай, сын Мирка Петровича, родился 25 сентября 1841 г. – Родители его жили в деревне Негушах в бедности, и сын их, Николай, в молодости пас стада.

Когда же Даниил Петрович вступил на престол, – то брата своего, Мирка Петровича сделал великим воеводой, а сына его, Николая, отправил в Париж для образования. Князь Николай, женатый на Милене Петровне Вукотич, и доселе управляет Черногориею, при деятельной помощи Мирко Петровича, главнокомандующего черногорским войском и председателя сената 204. Титул князя: «Княз а господар слободне Црне Горе и Брда».

Образ правления в Черногории довольно своеобразен и сохранил доселе некоторые старинные обычаи и порядки. Ближайший правитель в каждом семействе – отец: он– господарь; судья над семействами– старейшина; старейший из старейшин в племени– главарь; начальник над несколькими племенами– княз. Для решения более важных дел собирается в Цетинье скупщина из господарей, старейшин, главарей и князей. Для решения вообще дел гражданских и уголовных существует со времен Петра II сенат, состоящий из 12 членов, избираемых народом и утверждаемых князем, и из председателя и его помощника, назначаемых князем. Основанием для решения дел служат: 1) Судебник из 33 пунктов, составленный в 1803 г., и начинающийся так: «Петар, Божиею милостию православный митрополит црнгорский, скендерский, зетский, и приморский», и 2) Законник из 95 статей, изданный С1855 г.), па основании постановлений Судебника, Даниилом Петровичем 205.

Христианство и духовенство

Все черногорцы исповедуют православную веру, – только в новоприобретенной области Кучи есть римские– католики. Турки не раз то насилиями, то деньгами, то подарками пытались склонять черногорцев к принятию магометанской веры; но черногорцы остались и остаются доселе верными вере отцов своих, и случаи измены вере были между ними очень редки. Так наприм. брат черногорского князя Юрия Черноевича Стефан или Станиша поверил обещанию турецких властей, что он получить во владение скутарский пошалык, если откажется от Христа, – и– отказался, но впоследствии раскаялся, и умер в монашестве. Также в начале правления Петра I Петровича несколько черногорцев потурчились.

Во время богослужения поминается в молитвах не только князь черногорский, но и Император всероссийский, и не только митрополит черногорский, но и православные патриархи. Богослужебные книги печатались то в Сербии, то в Приморье, но когда Сербия перешла во власть турок, а Приморье – во власть Венеции, – то стали печататься в самой Черногории, в типографии, устроенной Черноевичем.

Церквей в Черногории много: почти каждое село имеет церковь; но многие из них бедны, многие разрушены турками 206. Нынешний владыка Иларион исправил многие церкви, и снабдил их ризницею и богослужебными книгами, доставленными туда св. всероссийским синодом. Число монастырей простирается до 11, таковы, напр. Черноевичский близ реки Иван-Бегово-Черноевич: Успенский в нахии морачской; Острожский в нахии белопавличской – нижний и верхний; в последнем, в бедной и тесной церкви, почивают мощи св. Василия, еп. захлумского и скадрского; Наждребаник – в той же нахии; Делия в пиперской нахии; тут почивают мощи пр. Стефана пиперского, скончавшагося в 1697 году; Станевич– на границах Черногории и Боко-де-Катаро, бывший резиденциею св. Петра; Морачский на берегу р. Морачи, основанный Стефаном Урошем, которого мраморный гроб доселе там хранится 207, Цетинский, построенный Ив. Черноевичем; он разорен был турками, но возобновлен владыкою Даниилом. Тут почивают мощи владыки св. Петра. Но вообще монашествующих в Черногории очень мало.

С тех пор, как св. Савва, архиепископ сербский, учредил в Сербии автокефальную архиепископию, Зета или Диоклея имела своего епископа, и когда сербская архиепископия переименована была в патриаршество, – и зетская епархия, вместе с некоторыми сербскими епархиями, стала именоваться митрополиею. Митрополиею она именуется и доселе. Владыка черногорский титулуется: «Митрополит Скандерии, и морского берега, архиепископ цетинский, экзарх священного престола пекского, владыка черногорский и бердский». – Кроме упомянутых выше черногорских владык сохранились только имена некоторых святителей: Герман, Павел, Василий I, Никодим, Виссарион, жившие в XV веке, Макарий, Пахомий, Никодим в XVI в., Рувим, Руфим, – в XVII в., Василий II, Мардарий, Руфим Базилевич, Виссарион, Савва– в XVIII в. – Ныне митрополит Иларион Роганович.

Кафедра черногорских святителей сперва была в монастыре св. Михаила, не далеко от Каттаро, а с 1485 г. в Цетинье, в монастыре Лоретской иконы Богоматери. – Владыки черногорские посвящаемы были большею частию сербскими святителями, иногда же константинопольскими патриархами; а Петр II и нынешний митрополит Кларион (с 2 ноября 1858 г.) в Петербурге.

Белого духовенства считается в Черногории до 400 человек. Оно состоит под ведением трех протопресвитеров: негушинского, белопавличского и васоевичского. Приходы разделены не равномерно. Оттого некоторые духовные лица живут в довольстве, другие– в бедности. Они вообще мало чем отличаются от мирян: обрабатывают землю, занимаются торговлей, бреют бороду, одеваются как миряне, только для священнослужения одеваются в священническую одежду, иногда даже избираются в сердари и командуют войском. Впрочем, нынешний владыка требует, чтобы духовные не брили бород, не носили мирской одежды и оружия, и посвящает в духовный сан только тех, которые окончат курс в семинарии или по крайней мере в главной цетинской школе208.

Состояние просвещения

Черногорцы, почти постоянно занятые войною с врагами креста, конечно, не имели досуга заниматься науками и литературою. Ученым считался у них тот, кто лучше других умел читать и писать. Представителями такой учености были духовные лица; но и у них вся библиотека до последнего времени состояла почти исключительно из одних богослужебных книг. До владыки Петра II не было никаких школ. Учились чтению и письму у священников и монахов. Петр II устроил (1834 г.) в Цетинье школу на 30 человек, где обучали чтению, письму, арифметике и св. истории, и основал типографию 209, где печатался альманах «Грлица», напечатано небольшое число книжек, состоящих из песней и поэм, а при Данииле Черногорский «Законник».

В настоящее время в Цетинье существует 4 классная школа, и в разных местах Черногории до 11 двухклассных школ, за которыми имеет наблюдение преимущественно архимандрит Никифор Дучич, окончивший курс в белградской семинарии; он– ближайший сотрудник митрополита Илариона.

Черногорцы пользуются вообще сербскою литературою. Из черногорских писателей известны митрополит Василий и владыка Петр II. Василий, скончавшийся в 1766 г. в Петербурге, издал (1754 г.) в Москве краткую историю Черногории, а Петр написал: 1) Огледало (зерцало) србско, юначке пиесые црнгорске о сбрском воиеваниу (собрание песней), изданное в Белграде в 1846 г., 2) Горски венад (горный венок), где описано изгнание турок из Черногории, изд. в Вене 1847 г., 3) Цетинский пустынник (стихотворение), – 4) Молитва черногорцев (стихотворение). – Ныне литературою занимается секретарь князя, управляющий типографиею, Иван Сундечич, который был профессором задарской (в Далмации) семинарии, но потом переселился в Черногорию. Он с 1865 г. начал издавать черногорский календарь «Орличь» при сотрудничестве некоторых лиц, каковы сам князь, архимандрит Дучич, католический священник Михаил Павлинович, Бастиан, Мирка Петрович, Ристо Ковачич, Франц Турин. – Дучич написал: «Степеник из Кормчие са славено-русскога езика и из србулях (т. е. степени родства по кормчей славянорусской и сербской 210).

Что касается до богословского образования, – то князь черногорский Николай в бытность свою в России в 1868 г., заявил о необходимости открыть в Цетинье духовную семинарию для приготовления будущих пастырей церкви и народных учителей, и ходатайствовал пред русским правительством об оказании помощи. Русское правительство положило: отпускать ежегодно на содержание черногорской семинарии 4,000 р. из государственного казначейства и 4,000 р. из духовно-учебных капиталов св. синода, который тогда же безмездно отправил для предположенной семинарии 318 экз. книг, а настоятель нашей посольской церкви в Вене протоиерей Раевский оказал князю содействие в составлении проекта устава семинарии и в приискании для ней ректора и наставников. Устав этот вместе с программою преподавания препровожден был черногорским князем Николаем в святейший всероссийский синод на «его рассмотрение и благословение». Синод, при посредстве учебного при нем комитета, рассмотрев эти документы, в ответной грамате своей князю выразил желание, чтобы устав цетинской семинарии был применен к современным потребностям и настоящему положению существующих уже заведении сего рода, особенно в отношении управления семинариею и устройства в ней учебной части; но в надежде, что усмотренные в уставе пробелы, зависящие от местных нужд и нынешнего положения духовного образования черногорцев, будут пополнены и изменены вместе с изменением сих нужд и духовным развитием народа, признал возможным и полезным ввести в действие устав и преподал на то свое благословение 211.

* * *

184

Беседа XI кн. 1871 г., ст. Лавровского: Черногория и черногорцы, стр. 207. Ковалевского, Черногория, стр. 131. – Макушев считает только 7 нахий, именно: катунскую, речскую, ирницкую, льщинскую, брдскую, морачекую и васоевичскую. стр. 136.

185

Макушев считает черногорцев только 125,000 (стр. 6), иные считают еще меньше (Попова путеш. по Черногории 1847 г. стр. 23), другие больше (Пып. II). По словам Лавровского в 1864 г. их считалось муж. и ж. пола 196,238. (Бес. XI кн. 1871 г.), а по словам Ковалевского 122,000. (Чернот. 131).

186

Макуш. 303.

187

Беседа XI кн. 1871 г. стр. 224. Местность эту до черногорцев занимали лабеаты. Гильф. т. I. стр. 3.

188

Гильф. т. I. стр. 167.

189

По словам Ковалевского Бальшаа-Баош был женат на дочери сербского короля Лазаря. Чернот. 49.

190

По его же словам этот Страшимир прозван был, по цвету лица, Черным. Там же.

191
192

Голуб. 598– 601. Майк. 218, 273. Макуш. 71. – Пон. 73. – По словам Ковалевского еще до Даниила, в отсутствии черногорских князей, управляли Черногорией митрополиты: Герман, Павел, Василий. Никодим, при которых турки часто покушались на независимость Черногории, затем – Руфим Балевич, Пахомий Коман, Мардарий Корпечанин, Руфим Велекрамский, Василий Велекрайский, Виссарион Бойца и Савва Калугерич. Черног. и слав, земли. 1872 г. стр. 52– 53.

193

Голикова «Деяния Петра великого». Т. VI, стр. 33.

194

Бес. X кн. 1871 г. стр. 231. Черногория. Ковалевского, стр. 56.

195

Бес. XI кн. 1871 г. стр. 226– 232. Поп. 75– ё9. Макуш. 120.

196

Так в 1752 г. он получил 8,000 р., панагию, церк. сосуды и богослужебные книги; в 1758 г определил 15 черногорцев в русские учебные заведения, и пр. Бес. XI кн. 1871 г. стр. 233.

197

Макуш. 65. Бес. XI кн. 1871 г. стр. 233– 240.

198

Бес. XI кн. 1871 г. стр. 241– 246. Отеч. Зан. 1867 г. ноябр. 1 кн. ст. Турки, славяне и греки, стр. 49. Поп. 97. Сем. Вечера, 1870 г. № 2. стр. 87– 89. – Ковалевского, Черногория стр. 16– 17

199

Бес. XI кн. 1871 г. стр. 348. Отеч. Зап. 1867. Ноябр. 1 кн. 49. Петр был очень высокого роста, стройный, с черными, как смоль, волосами, блестящими глазами, и правильными чертами лица. Он отличался силою воли; жил очень умеренно; любил бедных до того, что готов был отдать им последнюю одежду. Хорошо говорил и писал по русски и по французски, и отчасти по итальянски. Ковалевского Черногория, стр. 20.

200

Национальную одежду черногорского владыки составляли: красная феска, обвитая черною материею, в виде небольшой чалмы, ярко пунцовый джамадан (в виде жилета), шитый золотом, кожанный пояс, шаровары, сюртук, башмаки. Путеш. Попова по Черног. стр. 3. 4.

201

Так Петр I приглашал (1711 г.) грамотою черногорцев к войне с Турциею, а другою грамотою благодарил их за участие к войне. От Екатерины II осталось 5 грамот, коими она или приглашала черногорцев к войне с Турциею, или благодарила их. Павел I одною грамотою пожаловал (1798 г.) владыку Петра I орденом св. благоверного князя Александра Невского, а другою (1799 г.) обещал черногорцам свое покровительство. При Александре I черногорцы участвовали (1805– 1807 г.) в войне России против французов. Макуш. стр. 121, 122.

202

Бес. XI кн. 1871 г. стр. 249. Когда Даниил провожал супругу свою, княгиню Дарнику (она сербка, дочь богатого купца нз Триеста), в Австрию для пользования от болезни, один злодей, высланный из Черногории, убил его на пути, чтоб остановить его реформы. Отеч. Зап. 1867 г. ноябр. кн. 1. стр. 52.

203

Он не имел сыновей, а одну только дочь Ольгу.

204

Макуш. стр. 66– 6»; 132. 133. «Сем. Вечера» 1870 г. № 2. стр. 90.–91.

205

Пут. Попова. 131– 132; 281– 301. Макуш. 66. Отеч. Зап. 1867 г. ноябр. кп. 1. стр. 63. Бес. XI кн. 1871 г. стр. 215. 222– 223.

206

Ковал. Черног. 62.

207

Ковал. Черног. стр. 27, 64– 66. 72. 75. 83, 99, 115, 119. Сербско-Далм. Магаз. 1868 г. стр. 162.

208

Пут. Попова 73– 74, 75, 76; 19, 21, 81. Бес. XI кн. 1871 г. стр. 221. Макуш. 107, 130. Сем. Веч. 1870 г. № 2 стр. 87. Голуб. 601– 603. Дух. Бес. 1858 г. № 45. стр. 250.

209

Еще в конце XV в. Юрий Черноевич, сблизившись с Венецией» чрез женитьбу свою на венецианке Марии Мочениго, дослал там Кирилловский шрифт, вызвал из Венеции типографщиков и устроил в Ободе, что ныне Река, типографию, где печатались богослужебные книги, напр. в 1494 г. октоих; но вскоре она была закрыта. Бес. XI кн. 1871 г. стр. 221. Черногория. Ковалевского. 1872 г. стр. 51.

210

Макуш. 121; 188– 191. Пып. 149– 150.

211

Отчет г. обер прокур. за 1869 и 1870 г. Дух. Бес. 1872 г. № 25. В Цетинье же учреждено и женское училище при пособии русского правительства. Там же.


Источник: Очерк истории славянских церквей / [Соч.] Гермогена, (еп. Псковского и Порховского). - 2-е изд. - Санкт-Петербург : Изд. И.Л. Тузова, 1899. - 255 с.

Комментарии для сайта Cackle