Глава LI
1. Послушайте Меня, стремящиеся к правде, ищущие Господа! взгляните на скалу, из которой вы иссечены, и в глубину рва, из которого вы извлечены.
2. Посмотрите на Авраама, отца вашего, и на Сарру, родившую вас: ибо Я призвал его одного и благословил его, и размножил его.
Отрок Господень, Еммануил, глаголет к душам „стремящимся к правде“. В переводе LXX: „οἱ διώκοντες“; в пер. Вульгаты: „qui sequimini, quod justum est“.
Это не те, которые, по выражению Апостола Павла Рим. 9:31, „искали закона праведности и не достигли его“, а те, которых Господь назвал „алчущими и жаждущими правды“ и которые готовы и потерпеть за нее. (Мф. 5:6,10). Это „ищущие Господа“, потому что в Нем, источник правды, единственное счастие, которое может удовлетворить душу их. Это – „ищущие царства Божия и правды Его“ (Мф. 6:33). Произносящий слова эти связует грядущее Царствие Божией правды с обетованиями, данными Аврааму и Сарре. Израиль, потомок их, образно представляется иссеченным из скалы безводной и рожденным из сухого рва (или цистерны)1602. Но как от бесплодных (по общим законам) праотцев Богу угодно было создать многочисленный народ, так размножатся и благословятся все ищущие Господа и правды Его. И да укрепится вера их воспоминанием об отце верующих.
3. Так, Господь утешит Сион, утешит все развалины его, и сделает пустыни его, как рай, и степь его, как сад Господень; радость и веселье будет в нем, славословие и песнопение.
Ср. Ис. 29:17: „Еще немного.... и Ливан не превратится ли в сад?“ Ис. 30:25–29: „И на всякой горе высокой и на всяком холме возвышенном потекут ручьи, потоки вод .... А у вас будут песни, как в ночь священного праздника“.... См. Ис. 32:15–19: „.... доколе не излиется на нас Дух свыше и пустыня не сделается садом“.... (ср. наши замечания in loco). См. еще Ис. 33:17,20–22, 35:1–10 („I. Возвеселится пустыня“, и см. всю главу с нашими замечаниями).
Мы настойчиво указываем на единство не только мысли, но и выражений первых тридцати пяти глав книги пророка Исаии с последнею частию ее, которой начало обыкновенно считают с XL главы.
Напомним, что Иерусалиму грозит разрушение; народу и царю его плен, предсказанный пророком в XXXIX главе. Но вслед за сим в XL главе произносится слово утешения. Сион, гора Божия, (Ис. 2:2–4), к которой потекут народы, погибнуть не может. На Сионе сосредоточены обетования, и он будет восстановлен во первых материально вместе с храмом, о чем говорят предыдущие главы (44 – 45); но будущность его не в этом временном восстановлении столицы и храма Иудеев, а в величии духовном, когда человек будет допущен „приступить к горе Сиону и граду Бога живого, к небесному Иерусалиму и тьмам Ангелов; к торжествующему собору и церкви первенцев, написанных на небесах, и к Судии всех Богу, и к духам праведников, достигших совершенства, и к Ходатаю нового завета, Иисусу, и к крови кропления, говорящей лучше, нежели Авелева“. (Евр. 12:22–24).
Господь устами Отрока Своего глаголет:
4. Послушайте Меня, народ Мой, и племя Мое, приклоните ухо ко Мне! ибо от Меня произойдет закон, и суд Мой поставлю во свет для народов.
Мы знаем, что Господь Иисус: „пришел к своим“ (Ин. 1:11) „к погибшим овцам дома Израилева“ (Мф. 10:6). Но мы знаем также, что „свои Его не приняли“ (Ин. 1:11); что Господь сказал, что „у Него есть и другия овцы“ (Ин. 10:16); что Он послал проповедывать „всем народам“ (Мф. 28:19–20)1603; и что Ему отдан весь суд (Ин. 5:22).
Сущность Евангельских откровений произносит, по повелению Божию, ветхозаветный Евангелист зa много веков до пришествия Еммануила!
5. Правда Моя близка; спасение Мое восходит, и мышца Моя будет судить народы; острова будут уповать на Меня и надеяться на мышцу Мою.
6. Поднимите глаза ваши к небесам, и посмотрите на землю вниз: ибо небеса исчезнут, как дым, и земля обветшает, как одежда, и жители ее также вымрут; а Мое спасение пребудет вечным, и правда Моя не престанет.
Замечательны слова стиха 6-го, совершенно уничтожающие помыслы о земном и плотском и переносящие мысль в мир чистый, духовный, мир правды Божией. „Устрояемые Господом оправдание и спасение людей не связаны условиями времени и пространства (неба и земли), но суть абсолютны и вечны“1604. Грядет Божия правда: „приблизилось царствие небесное“ (Мф. 3:2, 4:17); „спасение Господне восходит“, как солнце, озаряющее мир новым светом; и свет этот озаряет все народы а не одного Израиля. И Аврааму (Быт. 15:5) приказано было поднять глаза свои на небо, и звезды даны ему как образ многочисленности его потомков. Это начало обетования ветхозаветного периода. Но вот теперь дается полнейшее откровение: „царствие Господа не от мира сего“ (Ин. 17:16, 18:36). Видимые плотским глазам небо и земля исчезнут как дым. Они преходящи в формах своих1605: „они погибнут, а Ты пребываешь, и все обветшают как риза и как одежду переменишь их и изменятся. Но Ты – тот же, и лета Твои не кончатся“1606. Но если спасение Божие вечно и правда Божия не престанет, то и все те, которые жаждут правды и стремятся к ней и ищут Господа и к которым обращена вся речь эта (ст. 1), также не исчезнут с преходящими формами видимого мира, ибо Господь есть „воскресение и жизнь“ (Ин. 11:25) и „верующие в Него имеют жизнь во имя Его“ (Ин. 20:31). Это было открыто и Псалмопевцу говорившему: „Ты не оставишь души моей во аде и не дашь святому Твоему увидеть тление. Ты укажешь мне путь жизни“ (Пс. 15:10–11). И после Давида в одном из псалмов сынов Кореевых мы встречаем восклицание: „посему не убоимся, хотя бы поколебалась земля и горы двинулись в сердце морей“ (Пс. 45:3).
Пророчества Исаии в особенности выдаются среди ветхозаветного канона тем, что в них провидится счастье, не зависимое от земли в ее настоящем образе.
7. Послушайте Mеня, знающие правду, народ, у которого в сердце закон Мой! Не бойтесь поношения от людей, и злословия их не страшитесь.
8. Ибо, как одежду, съест их моль и, как волну, съест их червь; а правда Моя пребудет во век, и спасение Мое – в роды родов.
Слова: „знающие правду“ и „народ, у которого в сердце закон Господень“, относятся к тому грядущему времени, когда „Господь заключит с домом Израиля и с домом Иуды новый завет.... написанный на сердцах их.... и все будут знать Господа“1607. Время это могло наступить лишь тогда, когда „благодать и истина Иисусом Христом бысть“1608. К этому же времени относятся и слова пророческие, предвидящие что: „все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, гонимы будут“, (2Тим. 3:12) по слову Господа, который сказал: „Блаженны изгнанные за правду, блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах“ (Мф. 5:10–12)1609.
Моль и червь, поядающие людей, не любящих правду, суть ложь, подкапывающая основания общества, насилие и злоба, страсти и похоти, растлевающие и дух и тело человека, который делается неспособным к правильному мышлению к воспринятию истины и к сообразной с правдою деятельности. „Конец их смерть и погибель“1610. Закон этот непреложен и был высказан еще в кн. Быт. 6:5–7, когда Господь обрек людей на истребление потопом: „потому что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время“1611.
9. Восстань, восстань, облекись крепостью, мышца Господня! Восстань, как в дни древние, в роды древние! Не ты ли сразила Раава, поразила крокодила?
10. Не ты ли иссушила море, воды великой бездны, превратила глубины моря в дорогу, чтобы прошли искупленные?
Вопль стиха 9-го есть вопль страдающей, гонимой и мучимой Церкви Божией. Подобен этому крику страдания псалом 43-й, начертание которого относят к разным временам1612, но который очевидно написан под влиянием сильного горя. Он прообразует ту скорбь, о которой глаголал Господь, которая предшествовала гибели Иерусалима при Тите и которая в свою очередь прообразует ту скорбь, которая в гонимой Христианской Церкви предшествовала прославлению ее и наконец ту скорбь, которая будет предшествовать последнему дню землю, и славе и радости чад Божиих: „Тогда поднимите головы ваши, потому что приближается избавление ваше“ (Лк. 21:28)1613.
Эта скорбь и тоска по Господе выражена в Откровении воплем: „Ей, гряди Господе Иисусе“! (Откр. 22:20).
По поводу имени Раав мы напомним, что выше в главе XXX, 7 Исаии1614 мы упоминали, что Раав есть символическое имя Египта, как он же называется крокодилом. (Ср. подобное же выражение Ис. 27:1). Стихи 9–10 воспоминают исход из Египта.
Но разве оскудела ныне сила Господня?
11. И возвратятся избавленные Господом и придут на Сион с пением, и радость вечная над головою их; они найдут радость и веселье: печаль и вздохи удалятся.
Как в Ис. 35:10, так и в наст. стихе два значения: одно относится к возврату из Вавилона и возведению храма Господня; другое же относится к „избавленным“ и „искупленным“ (Ис. 49:7,26 ср. Ис. 43:1, 44:22) и переносит нас мыслию к вечному спасению нашему, совершенному Иисусом Христом Господом нашим. Радость вечная, уничтожение печали и воздыханий есть признак не временного успокоения народа, а вечного спасения. В главе XXV, 8 (см. пр. in loco) сказано: „Поглощена будет смерть навеки и отрет Господь Бог слезы со всех лиц“.... Очевидно что соединяется здесь с общим успокоением совершенное уничтожение смерти. (Ср. Откр. 21:4).
12. Я, Я Сам – Утешитель ваш. Кто ты, что боишься человека, который умирает, и сына человеческого, который то же, что трава,
13. и забываешь Господа, Творца своего, распростершего небеса и основавшего землю; и непрестанно, всякий день страшишься ярости притеснителя, как бы он готов был истребить? Но где ярость притеснителя?
14. Скоро освобожден будет пленный, и не умрет в яме и не будет нуждаться в хлебе.
„Я, Я Сам Утешитель ваш!“ Слова эти произносятся „Отроком Господним“, на котором „почивает Дух Господень, дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия“1615. „Послал Меня (говорит тот же, который говорит в ХLIX, 1 – 3, см. пр.) Господь Бог и Дух Его“. (Ис. 48:16). Он тот же, Который глаголал ученикам Своим: „Утешитель же Дух Святый, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам“. (Ин. 14:26)1616.
В словах стихов 11–14 раскрывается вечное, – никогда не отсутствовавшее в Церкви Божией и в ветхом завете, – милосердное действие второй и третьей Ипостасей Св. Троицы, явивших любовь Бога в Святой Троице поклоняемого к человечеству, – хотя просветление для ума человеческого этой великой тайны совершилось лишь с воплощением Бога Слова. Но и у Исаии раскрывается, что Утешитель, Господь – Саваоф тот же, Который (ст. 9 – 10) провел Израиля через море, как через сушу; это-Единый, Вечный, имеющий жизнь в Самом Себе, и источник всякой другой жизни. Поэтому и вопрошает Господь: чего вы боитесь? не воля ли Моя происходит? а Я вам говорю, что и пленные ваши будут вскоре освобождены.
15. Я Господь, Бог твой, возмущающий море, так что волны его ревут: Господь Саваоф – имя Его.
16. И Я вложу слова Мои в уста Твои, и тенью руки Моей покрою тебя, чтоб устроить небеса и утвердить землю и сказать Сиону: „ты Мой народ“.
Глаголет Господь сил, Творец Вседержитель, Отроку Своему. „Я вложу слова Мои в уста Твои“. Вспомним, что во Втор. 18„сказал Моисею Господь: Я воздвигну им пророка.... и вложу слова Мои в уста Его“. Повторение буквально того же выражения во Второзаконии и здесь указывает на тожественное значение этих обоих пророчеств, глаголющих о Мессии. „И Я сказал вам все, что слышал от Отца Моего“, говорил Господь ученикам Своим в последней беседе Своей (Ин. 15:15)1617.
Господь покрывает Отрока сению руки Своей, чтобы „устроить небеса и утвердить землю“. Слова эти разъясняются у Исаии LXV, 17: „вот Я творю новое небо и новую землю“; у Апостола (2Пет. 3:13): „Мы по обетованию Его, ожидаем нового неба и новой земли, на которых обитает правда“1618; и в Откр. 21:1: „И увидел я новое небо и новую землю; ибо прежнее небо и прежняя земля миновали, и моря уже нет“. (И см. далее о новом граде Иерусалиме).
Но более того Сам Господь, единый с Пославшим Его и с Духом Святым, послан сказать Сиону:
„Овцы Мои слушаются голоса Моего, и Я знаю их, и они идут за Мною. И Я даю им жизнь вечную и не погибнут во век; и никто не похитит их из руки Моей.... и Отца Моего. „Я и Отец одно“. (Ин. 10:28–30).
17. Воспряни, воспряни, восстань Иерусалим, ты, который из руки Господа выпил чашу ярости Его, выпил до дна чашу опьянения, осушил.
18. Некому было вести его из всех сыновей, рожденных им, и некому было поддержать его зa руку из всех сыновей, которых он возрастил.
19. Тебя постигли два бедствия, кто пожалеет о тебе? – опустошение и истребление, голод и меч: кем Я утешу тебя?
Восстань Иерусалим! восклицает пророк, только что окончивший речь, произнесенную им от имени грядущего Мессии, которая заканчивается словами: „ты Мой народ“! (ст. 16).
Но именно потому и обращается теперь пророческое слово к Иерусалиму, извещая ему, что когда он услышит глас сей, то бедствия его окончились; он уже испил (ст. 17) „из руки Господа“ до дна чашу страдания, посланную ему Господом для покаяния его1619. Об этих страданиях говорится уже в прошедшем времени (ср. ниже ст. 22); милосердием Божиим, как бы приводится в оправдание Израилю, что его некому было вести, что из сыновей, им рожденных и возращенных, не было никого, который бы научил его, повел его, и поддержал его. Посему, пророк после речи Мессии в ст. 1–16 наст. главы, как бы вопиет с Давидом: „Так говорит Дух Святый, ныне, когда услышите глас Его, не ожесточите сердец ваших“1620.
Два бедствия обрушатся на Иудею, голод и меч1621. Это испиваемая чаша гнева Господня, от которой люди пьянеют объятые ужасом. (Ср. гл. XVI Откровения). Пророчество описывает не только будущее разорение Иерусалима и храма Навуходоносором, но очевидно по повелению Духа Божия раскрывает будущее разорение Иерусалима Титом, „за то, что он не узнал времени посещения своего“. (Лк. 19:44).
Прибавим к этому, что подобное пророчество у Иезекииля (Иез. 7:15– 16) заканчивается указанием на то, что „многие убегут в горы“; что выясняет для нас, что пророчество относится преимущественно к тому времени, когда премудрость Божия повелела, чтобы ветхозаветный храм был уничтожен навсегда1622, то есть относится к моменту окончательного уничтожения ветхозаветного храма, упразднению навсегда обрядового закона, рассеянию Иудеев по лицу земли и грядущему торжеству Христианства. Поэтому и воспоминаются нам слова Господа об обложении Иерусалима, о запустении храма, и повелении Его ученикам бежать в горы1623.
Надо еще остановиться на выражении пророка, что не было руководителей у Израиля. Поэтому вспомним, что народ, и в особенности высшие, руководящие классы, т. е. цари, князья и священники, не только не слушали пророков Господних, но всегда преследовали их: так говорил сам Господь (Мф. 5:12, 23:34,37 и мн. др.) Израиль оставил Господа и соделался как оставленная мужем женщина (Ис. 50:1), и потому „отнял Господь у Иерусалима и Иуды.... вождя и воина и судью и пророка и прозорливца и старца, и вельможу и советника, и мудрого художника, и искусного в слове“.... и стали во главе управления „отроки и дети“.... и „притеснять народ будут они, и женщины будут господствовать над ним“. Такую картину анархии рисует Исаия в главе III, см. ст. 1 – 5, 12 и см. наши замечания по поводу этой главы и 1-го стиха IV главы.
20. Сыновья твои изнемогли, лежат по углам всех улиц, как серна в тенетах, исполненные гнева Господа, прещения Бога твоего.
Очевидно, что это, – как и предыдущие, – слова пророка. Кроме того заметим, что более всего пророчество ст. 20 напоминает картину бедствия, нарисованную Флавием Иосифом, когда Иерусалим был обложен римскими войсками, без всякой надежды спасения. Но в Иерусалиме заперлись тогда исключительно упорные иудейские фанатики, „исполненные гнева Господа“, как бы опьяненные вином, которые погибли от безумия в предназначенном к запустению (до времен Адриана) Иерусалиме. Они хотели спорить с волей Божией. Ученики же Господа и Апостолов, по повелению Господа, все удалились из города, обреченного Богом на погибель.
21. Итак выслушай это, страдалец и опьяневший, но не от вина.
22. Так говорит Господь твой, Господь и Бог твой, отмщающий за Свой народ: вот Я беру из руки твоей чашу опьянения, дрожжи из чаши ярости Моей: ты не будешь уже пить их,
23. и подам ее в руки мучителям твоим, которые говорили тебе: „пади ниц, чтобы нам пройти по тебе“; и ты хребет твой делал как бы землею и улицею для проходящих.
По поводу выражений „пьяны, но не от вина“, ср. Ис 29:9, и наши замечания. Глава 29-я говорит преимущественно о нашествии Навуходоносора, но мы всегда указывали, что предыдущие события служили пророчеством и прообразованием последующих важнейших событий. С 22-го стиха пророк говорит слова Господни.
Слова эти раскрывают не только народу Израильскому, но и народу новому, пастве Христовой, что хотя бедствия Иудеев и Иерусалима суть наказания Господни, но что и народы, попиравшие Иудею и Иерусалим, исполненные злобы и греха, понесут должное наказание, так как в них должна быть наказана злая воля, влекшая их на попрание всех народов, которые были слабее их. „Враждуйте народы, но трепещите!“ восклицал пророк в гл. VIII, 9–10. Вы делаете сознательно зло, а что Господь обращает его на пользу человечеству, это не может служить вам в оправдание. Слова пророка, в главах VIII, X, XIV или XLIX, 26 о притеснителях, имеющих испытать на себе гнев Божий и испить ту чашу страданий, которую вкусил Израиль и в первые три века Христианства вкушала гонимая Церковь Христова, относятся ко всем народам, мучившим другия племена и преследовавшим свет истины. Так пали Ассур с Ниневией и Халдея с Вавилоном; так пала и Персидская монархия, когда она сделалась орудием жестокости и лжи. Так пал строй языческого высококультурного греко-римского мира, замененный Христианскими идеалами и стремлениями, и эта новая жизнь спасла этот мир.
* * *
Авраам уподобляется скале, Сарра – сухому рву.
Ср. Лк. 2:31–32: „Ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля“.
Коммент. Спб. Дух. Акад. стр. 791 и см. ссылки: Мф. 24:25; Евр. 1:10–12.
См. выше Ис. 34с прим.
Ин. 1:17,18 с примечаниями в изучении Ев. от Иоанна ч. I, стр. 77–80.
Ср. еще Мф. 24:9; Мк. 8:38, 13:9,11,13; Лк. 12:11; Ин. 15и мн. др.
См. в 1 т. Св. Лет. пр. на текст Быт. VI, 5–7.
Многие относят этот Псалом, надписанный „учение сынов Кореевых“ ко времени Маккавеев, другие ко времени поражения и смерти Иосии (4Цар. 23ср. 2Пар. 35:20–25, ср. еще Зах. 12:11). Некоторые же и в том числе Speaker’s Comm. считают вероятнее отнести его ко времени Давида, полагая, что одно из неудачных сражений подало повод к начертанию его (v. IV, Psalms; sее. Ps. ХLIV).
См. всю эту главу и ср. Мф. XXIV главу и ХIII главу Марка. Ср. в Опыте нашем изучения Ев. от Иоанна, ч. I, стр. 161 пр. 2-е.
См. Пс. 86с прим. в изд. Библии Св. Синода и Пс. 88те же выражения об Египте.
Ср. наши прим. в изуч. Ев. от Иоанна in loco, а также на Ин. XV, 26 и XVI, 7–11.
См. в Изуч. Ев. от Иоанна, ч. II, стр. 100 –102, единство Св. Троицы в словах Господа Иисуса.
Ср. 2Пет. 3:10–12 „небеса преидут, земля и вся дела на ней сгорят“ и Пс. 101, приведенный в посл. Евр. 1:10–12 „Земли и небеса дело рук Твоих. Они погибнут“....
См. прор. Иер. 25:15–29 „Возьми из руки Моей чашу сию с вином ярости, и напой из нее все народы“. Ниже перечисляются все народы известной тогда части земли, начиная с Иерусалима и Иудеи, с указанием (ст. 29), что если народ и город, на котором имя Господне, наказуются, то останутся ли ненаказанными другие народы. Ср. выше всю XXIV гл. Исаии с вашими замеч.
См. Евр. 3:7–8 со ссылкой на Пс. 94-й и ст. 7–8. По тексту LXX, это Псалом Давида, на что указывает и посл. к Евр. 4:8.
Ср. за отступление от Господа угрозы Втор. 32:24–25 и пророчество Иезекииля Иез. 7:15.
Мы говорили в Опыте нашем изучения Ев. Св. Иоанна, ч. I, стр. 33–36, что: „разрушение Иерусалима и храма было не только наказанием злобному народу, но еще было, по воле Премудрого, началом полного отделения христианства от иудейства... необходимого для полной свободы церкви Христовой“. „Древний обрядовый религиозный мир окончился навсегда“... „Христианство отрешилось от всякой народности“... оно должно было стать всемирным.