Источник

Женщины в первые века христианства

В жизни Спасителя встречи с женщинами были весьма не редки, и Он всегда относился к ним с милостивым участием. Положение женщины у еврейского народа было сравнительно удовлетворительное, но божественный Учитель не удовлетворялся им: Он обличал фарисеев в притеснении вдов и в чувстве презрения, какое они имели к заблудшей женщине; Он даже самых падших женщин призывает к покаянию, ободряет и утешает их. Жена- блудница, падшая к ногам Иисуса Христа, умащавшая их ароматами и отиравшая власами своими, жена, уличенная в прелюбодеянии, и, наконец, вдовица, положившая две лепты в сокровищницу храма, находят себе защитника и покровителя в Иисусе Христе. Он входит во все законные нужды женщин, не делает разницы из-за происхождения – и самарянке и хананеянке одинаково оказывает Свое участие и помощь, возбуждает в них восторг. Своею проповедью, – простой женщине, и к тому же самарянке, открывает высочайшие истины о духовной, благодатной жизни, о служении Богу духом и истиною и о Своем мессианском достоинстве; во всей Своей жизни показывает пример любви и послушания Своей Святой Матери и Свою нежную заботливость о Ней проявляет даже среди ужасных страданий на кресте. В благодарность за милостивое участие, женщины и со своей стороны заявляют Ему свое глубокое сочувствие и преданность: женщина восторженно исповедует его величие, женщина проповедует о Нем, как о Мессии, женщина заступается за Него пред Пилатом, женщины плачут, видя Его идущим на страдания, не оставляют Его при кресте и изъявляют заботливость о приличном Его погребении, навещают гроб Его, первые удостаиваются явления воскресшего Господа и делаются первыми вестницами воскресения.

В век апостольский мы видим то же самое. Женщины, как и мужчины, являются слушательницами, спутницами и помощницами апостолов и много содействуют им в распространении веры и устроении Церкви Христовой. Значение их трудов и попечений для апостолов и для веры Христовой видно из того, что о многих из них с благодарностью упоминается в книге «Деяний св. апостолов», и весьма многих из них апостол Павел приветствует в своих посланиях, равно как упоминают о них и другие апостолы.

Одушевленные верою Христовою, женщины вскоре заявили себя с честью и на поприще мученичества. За первым мучеником, архидиаконом Стефаном, в тот же век апостольский совершила подвиг мученичества св. Фекла, который так восторженно изображен в сказаниях христианских летописцев.

В последующий за апостольским период распространения и утверждения христианства женщины являются также в блеске нравственного величия и продолжают играть весьма видную, деятельную роль. Есть глубоко верное выражение одного церковного писателя (Тертуллиана), что душа наша по природе – христианка. Справедливость сего как нельзя более проявляется на примере женщин-христианок. Женщине недаром приписывают проницательность, способность узнавать истину посредством какого-то чутья. Так женщина отнеслась и к христианству. Она скоро убедилась сердцем в его истинности. Замечено в истории распространения христианства, что вообще они скорее мужчин принимали, прежде своих отцов, мужей и братьев, с твердостью и самоотвержением исповедовали его и других различными способами располагали к тому же. Святая вера, служившая для многих соблазном и безумием, проникала в дома знатных римских граждан посредством благочестивых хозяек. Женщины разных сословий и возрастов, не исключая и самого молодого, пополняют, можно сказать, ряды мучеников и мужественнее львов, по выражению св. Златоуста, с геройским спокойствием переносят жесточайшие страдания. Женщины с большою опасностью посещают христианских узников, и, когда язычники, заметив, какое влияние оказывают христианские женщины на заключенных, воспретили им вход в темницы; они решались даже на такие меры: стригли себе волосы, одевались в мужское платье, пренебрегали своими женскими украшениями, лишь бы иметь возможность служить исповедникам. Кто бесстрашно собирает останки мучеников и погребает их в приличных местах? Это – прежде всего женщины-христианки. Это отмечено почти во всех сказаниях о мучениках христианских. Желаете ли видеть женщин на высоком поприще провозвестниц христианской веры, способствовавших её распространению? Вот пред нами славные имена: св. Елены, матери императора Константина, сделавшейся христианкой прежде своего сына, содействовавшей обращению его и потом всю жизнь ознаменовавшей покровительством христианам вообще и своим усердием в деле открытия памятников христианской святыни, в числе которых был и святой Крест; Клотильды, жены франкского короля Людовика; Берты, франкской княжны; св. Людмилы, супруги богемского князя Буривоя; Домбровки, супруги польского короля Мечислава; Ольги, бабки св. князя Владимира; Нины, просветительницы Грузии, и других.

По отношению к отцам и учителям Церкви, женщины играют такую же важную роль, как и при апостолах. Они оказывают им всевозможные услуги, помогают им материальными средствами, разного рода попечениями, теми или другими знаниями и, в свою очередь, пользуются их полным вниманием, уважением и преданностью. Многие из них известны только по своим подвигам, имен же их не сохранила история, но вот и славные имена, передаваемые историей: Феосевии- диаконисы, сестры св. Григория Нисского и неутомимой его сотрудницы, Олимпиады, богатой и знатной гражданки Константинополя, которая, овдовев в ранней молодости, отказалась вступить во второй брак с родственником царя Феодосия Великого, потерпела за это много неприятностей, приняла звание диаконисы, вела жизнь самую простую и строгую, посвятила труды и огромные богатства на добрые дела и была благодетельницей «великих святителей – Григория Богослова, Иоанна Златоуста и многих других.

Некоторые из них известны своим благотворным влиянием на неверных и еретиков, так же как и на православных, как, напр., Мелания младшая. Некоторые известны своими благочестивыми путешествиями, основанием церквей и монастырей, странноприимных домов и уходом за больными, основательным знанием священного писания.

Такова была Фабиола, знатная и богатая римлянка из фамилии Фабия, сделавшаяся благодетельницей человечества в Риме и во всей Италии, на похоронах которой, в благодарность за неисчислимые благодеяния, толпился целый Рим. Желаете ли видеть женщин-подвижниц? Вот имена: Синклитикии и Феодоры александрийских, Февронии, Макрины, Марии Египетской, Анфусы, Кассии со многими другими.

Скажут, что это редкие, избранные натуры, действовавшие по призванию, пример которых не для всех доступен. Но не было недостатка и в знаменитых женщинах, также благотворно действовавших и в скромном домашнем кругу. Нужен ли пример благотворного влияния женщин – христианок на мужей, сыновей, братьев и внуков? Пред нами достопочитаемые образы св. Нонны, матери св. Григория Богослова, Горгонии, сестры его, Макрины, бабки св. Василия Великого, Еммилии, его матери, Макрины, сестры его, Анфусы, матери св. Златоуста, Моники, матери блаженного Августина, и многих других. Благодаря этим доблестным христианкам, закоренелые в язычестве мужья становились истинными христианами; сыновья, с самых ранних пор, можно сказать – с молоком матерним, как три вселенских святителя, усвоили себе на всю жизнь уроки христианской веры и нравственности, или же, после долгого блуждания и беспорядочной жизни, по слезным молитвам матери, обращались, наконец, как блаженный Августин, и плодоносно служили христианству; братья рано направлялись добрыми примерами сестер по пути добродетели; внуки соревновали подвигам своих бабушек и передавали о них в назидание грядущим поколениям.

Были целые фамилии, подарившие миру почти исключительно святых, подвижников и подвижниц, светил вселенской Церкви, как, например, семьи св Еммилии и Нонны. Пред такими великими женщинами-христианками, воспитавшими даже целые поколения – честные, добродетельные, святые, не могли не преклоняться с удивлением и сами язычники. «Что это за женщины у христиан! » восклицал Ливаний, один из знаменитых ученых язычников IV века. Не мечтая о внешних подвигах, эти доблестные жены в тиши, незаметно для мира, сослужили великую службу человечеству, не доискиваясь особенных прав, самым наилучшим образом воспользовались правами христианских матерей, жен, сестер, девиц и заслужили неоспоримое право на вечную благодарность человечества, не порываясь к разнообразным должностям, к широкой общественной деятельности, в малом, тесном кругу совершили истинно великие дела.

Восторженно хвалебный отзыв язычника Ливания о христианских женщинах дает нам повод представить ту резкую противоположность, которая существовала между христианскими женщинами и их современницами – женщинами-язычницами и большею частью из одного и того же высшего класса общества. Между тем, как знатная римская женщина-язычница думает только о нарядах и уборах, мучится и беспокоится из-за того, чтобы окрасить волосы в модный рыжий цвет, золото, жемчуг и другие драгоценности носит даже на обуви, – украшение женщины-христианки составляет ь согласно заповеди апостола: «не внешнее плетение волос, не золотые уборы и нарядность в одежде, но сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого, молчаливого духа, что драгоценно пред Богом» (1Петр. 3: 3–4). В то время, как язычницы в порыве бешеной радости с шумом веселятся на своих праздниках в честь богов, христианские жены и дочери сидят дома, занимаясь вязаньем и тканьем, услаждая и освящая свою работу пением священных гимнов. В то время, как знатная римлянка несется на носилках, знаменитая христианка Павла с религиозною целью проезжает всю Палестину верхом на осле. В то время, как язычница подвергает смерти для своего удовольствия пятьсот рабынь, христианка Меланья прокармливает в Палестине пять тысяч верующих христиан. В то время, как язычница Поппея держит пятьсот ослиц, чтобы купаться в их молоке для поддержания своей красоты, Фабиола является в Рим, неся на своих плечах бедных, покрытых проказою, расслабленных болезнью и помещает их в основанный ею госпиталь. В то время, как знатная римлянка присутствует на жестоких гладиаторских зрелищах и раздает знаки одобрения победителям, Мелания переодевается рабою, чтобы снести в темницу пищу христианским пленникам. Между тем, как в сердце пресыщенной удовольствиями язычницы царит суровый эгоизм6, Павла продает все, чтобы отдать бедным, и даже занимает, чтобы самой ссудить. «Берегитесь, – пишет ей по этому случаю блаженный Иероним. – Сказано: «у кого есть два платья, пусть отдаст одно», а вы даете три!» – «Что ж такое! – восклицает она. – Буду ли я доведена до нищенства или до займа, семейство будет платить всегда моему заимодавцу и поможет мне сыскать кусок хлеба; но если бедный, оттолкнутый мною, умрет с голоду, кто ответит за его смерть, как не я?»

В то время, как в язычестве пороки женщины не только не возбуждали в ней раскаяния, но были поощряемы и возводимы иногда даже на степень религиозного служения, христианка Мария Египетская, после долгой порочной жизни, почувствовала при виде Голгофы такое глубокое раскаяние, что тотчас бросила прежний путь, углубилась в пустыню и в продолжение тридцати лет жила одна, – без одежды, питаясь травами й влачась под снедающим солнцем с загорелым телом и длинными белыми волосами, окутывавшими ее, как саван. Вот какие образцы нравственного совершенства представляют нам многие христианские жены!

(Из сочин. Алекс. Смирнова «Женщина вне христианства и в христианстве»).

* * *

6

Узкая и слепая любовь к самому себе.


Источник: Женские подвиги и добродетели в живых рассказах / Сост. свящ. Георгий Орлов. - Изд. 3-е, ил. - Москва : тип. Т-ва И.Д. Сытина, 1913. - 278, II с.

Комментарии для сайта Cackle