Источник

§ 32. Божество Св. Духа и Его личное свойство

Верование в равенство и единосущие Духа Св. с Отцом и Сыном всегда существовало в церкви. Для доказательства достаточно указать на крещальную формулу – во имя Отца, Сына и Св. Духа. Но предметом подробного раскрытая вопрос о равенстве и единосущии Духа Св. с Отцом и Сыном сделался после того, как появилась духоборческая ересь Македония, еп. константинопольского. Македоний учил, что Дух Св. несравненно ниже Отца и Сына, что Он по отношению к Ним – служебная тварь, именно есть творение Сына и никак не может быть именуем Богом.

Против духоборцев в защиту православного учения о равенстве Св. Духа Отцу и Сыну прежде других выступили Афанасий Алекс, и Василий Великий. Они выходили из понятия Троицы. «Ежели есть Троица и вера в Троицу, то пусть скажут: всегда ли Она – Троица, или было, когда не была Троицей? И если Троица есть вечная, то вечно присущий Слову и в Нем пребывающий Дух – не тварь. Если же Дух есть тварь, то явно, что было, когда была не Троичность, а Двойственность».

Духоборцы требовали доказательств Божества Св. Духа из св. пис. Григорий Богослов находит в нём «рой таких свидетельств». Так, говорит Богослов, «Христос рождается, – Дух предшествует Ему (Лк. 1:35), Христос крещается, – Дух свидетельствует (Ин. 1:33:34), Христос искушается, – Дух возводить Его (Мф.4:1), Христос совершает чудеса, – Дух сопутствует Ему, Христос возносится, – Дух заменяет Его». В кн. Деяний апост. Дух Св. прямо называется Богом. Ап. Петр говорить солгавшему Анании: «почто исполни сатана сердце твое солгати Духу Святому? Не человеком солгал еси, не Богу» (5: 3). Дух Св. обладает всеведением, ибо «Дух вся испытует и глубины Божия“ (1Кор.2:10), всемогуществом до совершения чудес, ибо Христос, по Его словам, Духом Божиим изгонял бесов (Мф.12:28), везде присутствующем, ибо Он живёт во всех христианах: «не вести ли, яко храм Божий есте, и Дух Божий живет в вас» (1Кор.3:16). Значить, Ему принадлежат Божеские свойства. Но Ему, сверх того, усвояются и Божеские действия. Так, Ему усвояется возрождение в царстве благодати, ибо, говорили Христос Никодиму: «аще кто не родится водою и Духом, не можетъ внити в царствие Божие» (Ин. 3: 5), – затем отпущение грехов, ибо в Своем явлении ученикам по воскресении Христос говорил: «приимите Дух Свят, имже отпустите грехи, отпустятся им, и имже держите, держатся» (Ин.20:23). Св. Духу усвояется столь высокая честь, что, по словам Христа, „всякий, грех и хула отпустятся человеком, а яже на Духа хула не отпустится человеком» – ни в сей Век, ни в будущий (Мф.12:31).

Личное свойство Бога Духа Святого есть то, что Он ни рождает, ни рождается, но исходит от Отца. Исхождение Духа Святого от Отца есть акт, отличный от рождения Сына; но в чем состоять разность между тем и другим, – это неведомо для нас.


Источник: Очерки православно-христианского вероучения : ученое руководство для 7-го класса гимназии / сост. свящ., законоучитель гимназии, Г. Орлов. – Москва : Т-во «Печатня С.П. Яковлева», 1914. – 146, IV с.

Комментарии для сайта Cackle